Практическое занятие №14




Практическое занятие №14

«Культурная революция»: задачи и направления

Цель: определить цели, задачи и направления "культурной революции" в СССР; способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал, раскрывать причины и итоги исторических процессов.

Учебно-методическое обеспечение: Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.2/ В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - М., 2014.

Понятия для актуализации: "культурная революция", ликбез, рабфак.

Задания:

1. Прочитайте текст (§82, С. 187-191).

2. Заполните таблицу "Цели "культурной революции" в СССР и примеры их реализации":

Цели Их реализация
Утверждение марксистско-ленинской идеологии в качестве государственной  
Создание социалистической системы образования и обеспечение всеобщего начального образования  
Формирование социалистической интеллигенции  
Утверждение принципа социалистического реализмав литературе и искусстве  
Демократизация культуры под лозунгами "Культуру в массы!", "Искусство принадлежит народу!"  
Развитие науки и техники  

 

3. Сделайте вывод о значении "культурной революции" в СССР.

 

 

ЭТАЛОНЫОТВЕТОВ

Практическое занятие №14

«Культурная революция»: задачи и направления

Понятия для актуализации:

"Культурная революция" - комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской России и СССР, направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества. Целью было формирование нового типа культуры как часть строительства социалистического общества, в том числе увеличение доли выходцев из пролетарских классов в социальном составе интеллигенции. Основные направления: создание социалистической системы народного образования, перевоспитание буржуазной и формирование социалистической интеллигенции, преодоление влияния старой идеологии и утверждение марксистско-ленинской идеологии, формирование социалистической культуры, перестройка быта.

Ликбез - (ликвидация безграмотности у населения) — массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в Советской России и СССР. Исторически понятие «ликбез» возникло как сокращение от «ликвидация безграмотности» — государственной программы Советской России, начало которой положил декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 года. Согласно ему, всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию).

Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности. Декрет предусматривал также создание школ для переростков, школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, входивших в систему Главсоцвоса.

Рабфак - (рабочий факультет) учреждение системы народного образования в СССР (курсы, позже собственно факультеты), которое подготавливало рабочих и крестьян для поступления в высшие учебные заведения, существовавшие с 1919 года до середины 1930-х годов.

Задания:

1. Прочитайте текст (§82, С. 187-191).

2. Заполните таблицу "Цели "культурной революции" в СССР и примеры их реализации":

Цели Их реализация
Утверждение марксистско-ленинской идеологии в качестве государственной · Высылка из России 150 крупнейших ученых, не разделявших идеологические установки большевиков ("философский пароход") → зато не расстреляли (???) · Антицерковная пропаганда (" Союз воинствующих безбожников " под руководством Емельяна Ярославского) · введение в вузах обязательных предметов - исторического материализма, истории пролетарской революции · Создание Главлита (Главного управления по делам литературы и издательств) - главного органа советской цензуры · Создание сети клубов, изб-читален, библиотек, обязанных пропагандировать "основы ленинизма" · Выход "Краткого курса истории ВКП(б)", ставшего обязательным ориентиром в толковании истории (1937)
Создание социалистической системы образования и обеспечение всеобщего начального образования · Национализация учебных заведений · Ликвидация неграмотности населения - Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности - общество "Долой неграмотность" под председательством главы ЦИК СССР М.И. Калинина - создание ликбезов (пунктов по ликвидации неграмотности) и рабфаков · Создание школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) для рабочих подростков · Распространение образования без отрыва от производства (вечернее, заочное, курсы, кружки) · Введение обязательного 4-летнего образования повсеместно и 7-летнего для городов и промышленных районов · Введение единых учебников, экзаменов, дипломов, аттестатов зрелости · Создание Института Красной профессуры для подготовки марксистских кадров для вузов
Формирование социалистической интеллигенции · Создание многочисленной советской интеллигенции, работающей под жестким контролем · Невостребованность творческого потенциала большой части интеллигенции
Утверждение принципа социалистического реализмав литературе и искусстве · Существование различных литературных групп: - РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей - А. Фадеев, А. Серафимович) - ЛЕФ (Левый фронт - В. Маяковский, Н. Асеев) - "Серапионовы братья" (М. Зощенко, В. Каверин) - "Перевал" (Э.Багрицкий) · Соцреализм в литературе: - М.А. Шолохов "Тихий Дон", "Поднятая целина" - А.Н. Толстой "Хождение по мукам", "Петр Первый" · Соцреализм в живописи: - А.А. Дейнека - М.В. Нестеров - В.И. Мухина (скульптор) · Объединение деятелей культуры в профессиональные союзы - советских писателей, композиторов, художников, архитекторов → цель: обеспечение полного идеологического контроля · Прославление партии, ее вождей и героев революции · Решение воспитательных задач средствами литературы (создание образа положительного героя) · Репрессии в отношении идейно чуждых писателей (Н. Клюев, О. Мандельштам; расстрелян режиссер В. Мейерхольд) · Снос старых памятников в Москве, Ленинграде и других городах (особенно религиозного значения - Храм Христа Спасителя)
Демократизация культуры под лозунгами "Культуру в массы!", "Искусство принадлежит народу!" · Создание клубов, Домов культуры, библиотек, музеев · Развитие кино: - "Путевка в жизнь" (Н. Экк, 1931) - первый звуковой советский фильм - "Чапаев" (братья Васильевы) - "Броненосец "Потемкин"","Александр Невский" (С. Эйзенштейн) - "Веселые ребята", "Цирк", "Волга-Волга" (Г. Александров) - "Трактористы", "Свинарка и пастух" (И. Пырьев) - "Семеро смелых" (С. Герасимов) - "Ленин в Октябре", "Ленин в 1918 году" (М. Ромм) - "Мы из Кронштадта" (Е. Дзиган) - "Трилогия о Максиме" (Г. Козинцев и Л. Тауберг) · Развитие эстрады - В. Козин - Л. Утесов · Развитие музыкального искусства - С. Прокофьев (музыка к к/ф "Александр Невский") - А. Хачатурян (музыка к к/ф "Маскарад") - Д. Шостакович - И. Дунаевский (песни) - А. Александров - В. Соловьев- Седой · Развитие изобразительного искусства - "Рабочий и колхозница" (скульптурная группа В. Мухиной)
Развитие науки и техники · Использование фундаментальных достижений науки в интересах ВПК · Развитие различных направлений: - Химия (С.В. Лебедев - создание синтетического каучука) - Физика (А.Ф. Иоффе) - Космонавтика (К.Э. Циолковский, Ф.А. Цандер) - Генетика (Н.И. Вавилов) - Психология (Л.С. Выготский) - Педагогика (П.П. Блонский, С.Т. Щацкий) · Развитие прикладных наук: - Геология (А.Е. Ферсман) - Металлургия (И.П. Бардин) - Оптика (С.И. Вавилов) - Энергетика (Г.О. Графтио) · Создание военной техники: - Самолеты (С.В. Ильюшин, А.И. Микоян, Н.Н. Поликарпов, А.Н. Туполев, А.С. Яковлев) - Танки (Ж.Я. Котин, А.А. Морозов) - Стрелковое оружие (В.А. Дегтярев, В.Г. Федоров, Г.С. Шпагин)

 

3. Сделайте вывод о значении "культурной революции" в СССР.

К успехам культурной революции можно отнести повышение уровня грамотности до 87,4 % населения (по переписи 1939 года), создание обширной системы общеобразовательных школ, значительное развитие науки и искусства. Вместе с тем была сформирована официальная культура, основанная на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры и образования, что было необходимо для формирования большого количества производственных кадров и формирования новой «советской интеллигенции» из рабоче-крестьянской среды

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: