Тема: 2.6 2.7, 2.8,2.9 Патология иммунной системы. Патология терморегуляции. Лихорадка. Общие реакции организма на повреждение. Экстремальные и терминальные состояния. Опухоли
Задание № 1. Дайте определение следующим понятиям:
Иммунитет-...........................................................................................
Комплемент-...........................................................................................
Аллергия-...........................................................................................
Аллерген-...........................................................................................
Иммунологическая толерантность-..................................................................................................................
Сенсибилизация-..................................................................................................................
Гипертермия –.......................................................................................................
Гипотермия –...........................................................................................................
Лихорадка –.............................................................................................................
Пирогены..............................................................................................
Стресс -.......................................................
Шок –.......................................................................................................................
Коллапс –................................................................................................................
Кома -..............................................................................................................
Опухоль –.................................................................................................................
Наука, изучающая опухоли, называется.................................................................
Опухоль с преобладанием паренхиматозной ткани на ощупь...................................................................., стромы -.................................................................................................................................................................................................................
Атипизм –..................................................................................................................
Метастазирование-..................................................................................................................
|
Рецедивирование опухолей--..................................................................................................................
Анаплазия-..................................................................................................................
Дисплазия-..................................................................................................................
Канцерогены-..................................................................................................................
Задание № 2. Дайте ответ на вопрос:
Перечислите органы иммунной системы-...........................................................................................
Задание № 3. Дайте ответы на вопросы:
1)Иммунная система состоит:
А- система-...........................................................................................
В- система-...........................................................................................
Т-система-...........................................................................................
2)Перечислите функции:
Т-киллеры-.................................................................................................................
Т-супрессоры..................................................................................................................
Т-хелперы-..................................................................................................................
3)К аллергическим реакциям немедленного типа относятся-...........................................................................................
4) К аллергическим реакциям замедленного типа относятся-...........................................................................................
5)Перечислите виды аллергенов........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Задание № 4. Дайте ответ на вопрос:
Какие причины, приводят к развитию стресса?
...................................................................
|
Задание № 5. Дайте ответ на вопрос:
Какие причины приводят к развитию шока?
- ................................................................
- ...............................................................
- ................................................................
- ...............................................................
- ................................................................
- ..................................................................
Задание № 6. Дайте ответ на вопрос:
Какие причины приводят к развитию различных видов ком?
Экзогенные | Эндогенные |
Задание № 7. Дайте ответ на вопрос:
Перечислите однотипные изменения в организме при стрессе:
.........................................................................................................................
Задание № 8. Найдите соответствие стадиям шока
Эректильная стадия | увеличение концентрации сосудосуживающих веществ в крови, угнетение САС, снижение уровня глюкокортикоидов, нарушение реологических свойств крови, расстройство микроциркуляции, снижение АД, больной вялый, безучастный, кожа бледная, холодная на ощупь, |
Торпидная стадия | повышение тонуса симпатической нервной системы, перераспределение крови и жидкости в организме, больной возбужден, ЧСС учащается, ЧД и АД повышены, нарушение дыхания и кровообращения. |
Задание № 9. Дайте ответ на вопрос:
Перечислите виды шока и дайте краткую характеристику?
1)................................................................................................................................................................................................................................................................
2)............................................................................................................................................................................................................................................................
|
3)............................................................................................................................................................................................................................................................
Задание № 10. Дайте ответ на вопрос:
Перечислите виды коматозных состояний:
1)................................................................................
2)................................................................................
3)................................................................................
Задание № 11. Запишите отличительные признаки коллапса и шока:
1)...............................................................................................................................................................................................................................................................
2)................................................................................................................................................................................................................................................................
Задание № 12. Заполните таблицу.
«Отличие гипогликемичекой от гипергликемической комы»
гипогликемическая кома | гипергликемическая кома | |
причины | ||
проявления | ||
показатели глюкозы крови | ||
первая медицинская помощь |
Задание № 13. Заполните таблицу
«Виды гипертермии».
Экзогенная гипертермия | Эндогенная гипертермия |
....................................................... ....................................................... ........................................................ ....................................................... ........................................................ ........................................................ | ............................................................. .............................................................. ............................................................... ............................................................... ................................................................ ............................................................... |
Задание № 14. Дайте краткую характеристику стадиям гипертермии.
Стадия компенсации....................................................................................................
Стадия относительной компенсации...........................................................................
Стадия декомпенсации.................................................................................................
Задание № 15. Заполните таблицу «Общие проявления и отличия теплового от солнечного удара»
Тепловой удар | Солнечный удар |
Задание № 16. Опишите изменения в организме при гипотермии.
Стадия компенсации.....................................................................................................
Стадия относительной компенсации..........................................................................
Стадия декомпенсации.................................................................................................
Задание № 17. Зарисуйте температурные кривые при разных видах лихорадки
Постоянная | |
Послабляющая | |
Перемежающая | |
Изнуряющая | |
Атипичная |
Задание № 18. Заполните таблицу
«Значение лихорадки»
+ | _ |
Задание № 19. Заполните таблицу
«Стадии общего адаптационного синдрома при стрессе»
Реакция тревоги | Стадия резистентности | Стадия истощения |
Задание № 20. Заполните графологическую таблицу:
«Сравнительная характеристика доброкачественной и злокачественной опухоли»
Опухоль |
Доброкачественные Злокачественные
Задание № 21. Заполните графологическую таблицу «Виды атипизма и их характеристики».
Виды атипизма |
Задание № 22. Заполните таблицу «Вид опухолей при различным формах роста».
Инвазивный рост |
Экзофитный рост |
Эндофитный рост |
Экспансивный рост |
Задание № 23.
Дайте ответ на вопрос: Какие виды предопухолевых процессов вы знаете?
......................................................................
Задание № 24. Заполните таблицу:
Найдите соответствие между теориями образования опухолей и определением
Физико – химическая теория | разнообразные факторы, включающие как физические, химические, так и вирусные |
Вирусно – генетическая теория | первопричиной возникновения опухоли являются вирусы и их взаимодействие с генетическим аппаратом клеток |
Полиэтиологическая теория | воздействие физических и химических канцерогенов |
Задание № 25. Впишите в таблицу название опухолей в зависимости от вида ткани.
Название вида опухоли | Доброкачественные | Злокачественные |
Эпителиальные | ||
Мезенхимальные | ||
Опухоли мягких тканей | ||
Первичные опухоли костей | ||
Опухоли меланинобразующей ткани |
Самостоятельная работа:
Задание № 1 Тест
1.Факторы, от которых зависит реактивность:
1. влажность окружающей среды
2. пол, возраст, конституция
3. стрессы
4. профессия
2.К физиологической реактивности относятся:
1. аллергия
2. иммунитет
3. фобии
4. диатезы
3.К патологической реактивности относятся:
1. иммунитет
2. аллергия
3. пассивная резистентность
4. активная резистентность
4.Устойчивость организма к действию патогенных факторов называется:
1. реактивностью
2. аллергией
3. диатезом
4. резистентностью
5.Гипофункция иммунной системы проявляется в виде:
1. аллергии
2. толерантности
3. резистентности
4. реактивности
6.Для I (иммунной) стадии аллергической реакции характерно:
1. выработка антител
2. образование биологически активных веществ (медиаторов)
3. действие медиаторов на органы
4. действие комплекса антиген антитело на органы
7.Для II стадии аллергии (патохимическая) характерно:
1. выработка антител
2. образование биологически активных веществ (медиаторов)
3. действие медиаторов на органы
4. действие комплекса антиген антитело на органы
8.Для III стадии аллергии (патофизиологической) характерно:
1. выработка антител
2. развитие сенсибилизации
3. образование медиаторов
4. действие медиаторов на органы
9.К аллергическим реакциям немедленного типа относится все, кроме:
1. анафилактического шока
2. атопии
3. аутоаллергии
4. сывороточной болезни
10.К аллергическим реакциям замедленного типа относится все, кроме:
1. атопии
2. бактериальной аллергии
3. кантактный дерматит
4. аутоаллергии
11.Выбери то, что относится к лихорадке:
А) терморегуляция сохраняется;
Б) температура тела снижается;
В) терморегуляция не сохраняется.
12.Быстрое снижение температуры при лихорадке – это
А) коллапс;
Б) лизис;
В) кризис.
13.При гипертермии:
А) теплопродукция преобладает над теплоотдачей;
Б) теплоотдача преобладает над теплопродукцией;
В) терморегуляция не нарушена.
14.Вещества, способные вызывать лихорадку, - это
А) адаптогены;
Б) пирогены;
В) гастогены.
15.Стадии шока:
А) эректильная, торпидная;
Б) тревоги, резистентности, истощения;
В) интоксикация, гипоксия, нарушение кислотно – щелочного равновесия.
16.Шоковые органы:
А) печень, почки;
Б) почки, лёгкие;
В) головной мозг, сердце.
17.Виды шока:
А) болевой, ожоговый, гипертермический;
Б) болевой, гуморальный, травматический;
В) кардиогенный, болевой, гипергический.
18.Проявления печёночной комы:
А) утрата сознания, запах ацетона изо рта, желтуха;
Б) утрата сознания, желтуха, гастрит, колит, запах мочевины изо рта;
В) утрата сознания, желтуха, гнилостный запах изо рта, зуд кожи.
19.Для гипогликемичемкой комы характерно:
А) острое начало;
Б) постепенное начало;
В) хроническое течение.
20.Лихорадка – это
А) осложнение заболевания;
Б) стойкое отклонение от нормы;
В) защитная реакция организма.
21.Патологический процесс, в основе которого безграничное и нерегулируемое размножение клеток, не достигших зрелости
1. воспаление
2. некроз;
3. новообразование.
22.Для строения опухоли, характерен
1. некроз;
2. клеточный атипизм;
3. воспаление.
23. Рост опухоли в полый орган:
2. инвазивный;
3. экзофитный.
24.Процесс переноса отдельных клеток опухоли в другие органы:
1. малигнизация;
2. метастазирование;
3. озлокачествление.
25. Злокачественные опухоли:
1. изменяют все виды обмена веществ;
2. не изменяют обмена веществ;
3. изменяют обмен только определенных веществ.
26.Факторы, способствующие возникновению опухолей:
1-микроорганизмы;
2- канцерогены.
27.Опухоли костной ткани:
1. остеомы;
2. липомы;
3. миомы.
28. Опухоль из железистой ткани:
1. ангиома;
2. аденома;
3. саркома.
29. Опухоли из плоского или переходного эпителия:
1. липома;
2. папиллома;
3. миома
30. Злокачественная опухоль из соединительной ткани:
1. фибросаркома;
2. липосаркома;
3. миосаркома.
Задание № 2.
Решите ситуационные задачи:
Задача 1
По экстренному вызову прибыла бригада скорой помощи к женщине, которая потеряла сознание на улице. Со слов окружающих, женщине стало плохо, она жаловалась на слабость, головокружение. Женщина стояла в очереди за билетами. Погода была теплая, безветренная.
Как называется патологическое состояние женщины?..........................................
С чем связано ухудшение состояния женщины?........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Задача 2
Больная находится на лечении в хирургическое отделение после автокатастрофы с диагнозом: открытый перелом бедренной кости правой конечности, массивное кровотечение. Вечером стала жаловаться на слабость, головную боль, боли в области раны. При измерении температуры отмечался подъем температуры до 39 градусов. При осмотре раны отмечается резко выраженная гиперемия кожи, гнойный налет.
Вопросы:
1.С чем связано ухудшение состояния больной.....................................................
..........................................................................................................................................
2.Опишите патогенез патологического состояния больной........................................
Задача 3
Больной П. доставлен в приемный покой в тяжелом состоянии, с жалобами на кашель с гнойной мокротой, боли при дыхании, подъем температуры до 38,5. Считает себя больным в течение 5 дней. Состояние ухудшилось после переохлаждения. Принимал жаропонижающие препараты, антибиотики, но улучшения не отмечалось. В момент осмотра температура 39, кожные покровы горячие на ощупь, отмечается патологический румянец щек. АД 120/80 мм.рт.ст, пульс 120 в 1 минуту.
Вопросы:
1.Охарактеризуйте состояние больного.........................................................................
..........................................................................................................................................
2.С чем связано повышение температуры?...................................................................
Задача 4
Больная доставлена в приемное отделение больницы в бессознательном состоянии. Со слов сопровождавших, у больной резко ухудшилось состояние, появились общая слабость, головокружение, звон в ушах, жалобы на резкое чувство голода, дрожание рук, холодный пот, потом потеряла сознание. В анамнезе сахарный диабет инсулинозависимая форма.
Поставьте приблизительный диагноз...................................................................................................
С чем связано ухудшение состояния больной?..........................................................
Задача 5
Больной обратился к семейному врачу с жалобами на ухудшение состояния, что проявлялось в виде кожного зуда, изменения окраски кожных покровов, появление кровоизлияний. В анамнезе у больного отмечается хронический гломерулонефрит, ХПН.
Вопросы:
1.Какое состояние развилось у больного?.....................................................................
Задача № 6
В приемный покой БСМП поступила больная М., 17 лет с жалобами на резкий отек кожи шеи, лица, внезапно осипший голос и появления чувства нехватки воздуха после применения спрей - дезодоранта 30 минут назад. Объективно - резкий отек подкожно - жировой клетчатки лица, шеи, дыхание затруднено, слышно на расстоянии, сознание больной заторможено.
1. О какой патологической реакции следует думать в первую очередь?
2. К какому типу реакции по классификации относится данная патология?
3. Какая стадия аллергической реакции наблюдается у данной больной?
4. Какие еще проявления в организме возможны при данном типе аллергической реакции?
5. Каков алгоритм оказания первой медицинской помощи?
.....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Задача № 7
Больная М., 16 года, обратилась к врачу с жалобами на чувство жжения в области губ. Объективно: на красной кайме губ - эритема, незначительная инфильтрация, единичные мелкие пузырьки и мелкие участки мокнутия. Симптомы возникли после 2 - З недель использования новой импортной губной помады.
1. Какое заболевание можно предположить при осмотре?
Задача № 8
Ребенок родился с образованием в области крестцово-копчикового отдела. Образование округлой формы, размером около 15 см в диаметре.
Какой вид опухоли у новорожденного?...................................................................
Задача 9
Удалена матка с шейкой по поводу опухоли. При осмотре органа отмечается диффузное прорастание опухоли в области шейки матки, с уменьшением ее просвета. Опухоль состоит из тяжей плоского эпителия, клетки которого находятся в виде скоплений. В центре скоплений атипичные клетки, расположенные концентрически, с сохраненной способностью к ороговению.
Вопросы:
К какому виду относится опухоль?......................................................
Как называются ороговевшие гнезда в опухоли?................................................
Литература:
Основные источники:
2.Пауков В.С., Литвицкий П.Ф. Патология. – М.,2014г
Дополнительные источники:
1.Пауков В.С., Хитров Н.Н. Патология. – М., 2010.
2.Ремизов И.В.ДорошенкоВ.А. Основы патологии.- Изд.3-е.-Ростов
н\Д «Феникс»-2010-224с
3.Патофизиология. Основные понятия Ефремов А.В., Самсонова Е.Н.
Начаров Ю.В. Под ред. А.В. Ефремова ГЕОТАР-Медиа 2014г.
4.Пальцев (Н) "Атлас по патологической анатомии" Медицина 2010г.
5.Лекции по клинической патологии Маянский Д.Н. ГЕОТАР
Медиа 2009 Пауков В.С., Литвицкий П.Ф. Патология. – М.,2014г.
6.Синдромная патология, дифференциальная диагростика с
фармокологией Т.П. Удалова, Ю.С. Мусселиус Феникс 2010г.
7.Пальцев "Руководство к п/з по патологии" Медицина 2010г.
8.Пальцев М.А., Пономарев А.Б., Берестова А.В. Атлас по патологиче
ской анатомии. – М.: Медицина, 2010г..
9.Пальцев М.А., Аничков Н.М. Патологичесая анатомия- М.:Медицина
2010г.
10.Михайлов "Основы патологической физиологии" 2010г. Медицина
11.Пальцев М.А., Аничков Н.М., Рыбакова М.Г. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии. – М.: Медицина, 2014г.
12.Серов В.В., Пальцев М.А., Ганзен Т.Н. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии. – М.: Медицина, 2010г.
13.Хитров "Руководство по общей патологии человека" Медицина2011г.
14.Руководство по общей патологии человека / Под ред. Н.К. Хитрова,Д.С. Саркисова, М.А. Пальцева. – М.: Медицина, 2011г.
15.Патологическая анатомия. Курс лекций / Под ред. В.В. Серова, М.А. Пальцева. – М.: Медицина, 2010г
16.Струков А.И., Серов В.В. Патологическая анатомия. – Изд. 3-е. – М.: Медицина, 2011г.
17.Саркисов Д.С., Пальцев М.А., Хитров Н.К. Общая патология человека. – Изд. 2-е. – М.: Медицина, 2010г.
Электронные ресурсы:
1. Патоморфология (https://ihc. Ucor.ru/)
2. Сайт морфологов alexmorph.narod.ru
3. Sait patomorphology.htm (https://w.w.w.patolog.ru)
4.Архив патологии (https://w.w.w. Medlit.ru/ medrus/arhpat,htm)
5.Сайт электронной библиотеки(https://w.w.w.medcollegelib.ru)