ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (ТРИЗ)




ИЗОБРЕТАТЕЛИ ПОБЕДЫ

 

Как Вы думаете, чем определяется «потенциал», роль любой страны в мировом сообществе? Сырьевой базой, природными и финансовыми ресурсами, уровнем производства, технологиями, уровнем образования населения, армией? Все это правильно для сегодняшнего среза времени.

Тот потенциал, который страна имеет сегодня, закладывался предыдущими поколениями.

Сырьевую базу надо уметь эффективно осваивать, уровень производства должен непрерывно расти, передовые технологии должны непрерывно внедряться. Уровень образования населения определяет эффективность работы любой отрасли. Солдаты должны быть хорошо обучены и оснащены современным оружием.

Сказания и былины о русских богатырях и витязях родились не на пустом месте. Александр Невский, Юрий Долгорукий и Пётр I - реальные русские полководцы. Суворовская «Наука побеждать» обобщила весь боевой опыт своего времени и до сих пор является лучшим в мире руководством к ведению боевых действий[1]. Это и не удивительно: А.В.Суворов не проиграл ни одного из 60 своих сражений, причем большинство из них были выиграны при численном превосходстве неприятеля. Основы суворовской тактики по «Науке побеждать» заключены в трех суворовских принципах: глазомер, быстрота, натиск: «Ступай, ступай! Атакуй! В штыки! Ура!»

Следование этим суворовским принципам и привело нашу страну к победам в Войне 1812 года и Великой Отечественной Войне. Эти принципы актуальны и сегодня.

***

Известный римский историк Корнелий Непот сказал: «Хочешь мира – готовься к войне». И это правильно - наличие современного вооружения на поле боя – очень важная составляющая победы[2].

Угроза надвигающейся войны в 30-е годы ХХ века способствовала проведению в очень сжатые сроки индустриализации СССР. Индустриализация СССР - великолепный пример прорывного, опережающего развития страны. Индустриализация [3] (от лат. Industria) — процесс ускоренного социально-экономического перехода от традиционного этапа развития к индустриальному, с преобладанием промышленного производства в экономике. Этот процесс был связан с развитием новых технологий, особенно в таких отраслях, как энергетика и металлургия. В ходе индустриализации общество также претерпевает изменения, меняется его мировосприятие. Позитивное отношение к труду в сочетании со стремлением как можно быстрее использовать новые технологии и научные открытия также дают вклад в ускоренный рост производства и доходов населения. В СССР осуществление индустриализации в 1929 – 1941 годы подразумевало ликвидацию отсталости экономики страны по сравнению с развитыми странами за сравнительно короткий временной период за счёт крайнего напряжения материальных и людских ресурсов с преобладанием отраслей тяжелой промышленности.

Вот слова И. Сталина, сказанные 4 февраля 1931 г.: «Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». А через 10 лет была Великая Отечественная Война. Наши деды и прадеды это «расстояние пробежали», «смять» себя не позволили и в войне этой победили.

Стремительный рост производственных мощностей и объёмов производства тяжёлой промышленности (в 4 раза!) имел огромное значение для обеспечения экономической независимости от капиталистических стран и укрепления обороноспособности страны. В это время СССР совершил переход от аграрной страны к стране индустриальной. Нет сомнений – именно благодаря индустриализации СССР не только выстоял, но и победил в Великой Отечественной Войне.

В 1938 году началась третья пятилетка. За первые три года производство промышленной продукции выросло на 45, машиностроения – на 70 процентов. Особое внимание уделялось укреплению обороноспособности страны, освоению и массовому производству новых видов военной техники и вооружений.

19 декабря 1939 г. Комитет обороны при Совнаркоме СССР принял постановление №443сс «О принятии на вооружение РККА танков, бронемашин, арт-тягачей и о производстве их в 1940 г.». В соответствии с этим документом на вооружение и снабжение Красной Армии принималось несколько новых образцов военной техники. Также постановление определяло порядок их производства. По сути, это постановление задавало направления развития парка бронетанковой техники на несколько следующих лет, в том числе на время, которое станет временем Великой Отечественной войны. Совнарком постановил принять на вооружение РККА 11 новых изделий. Для бронетанковых войск предназначались «танк тяжелого бронирования» КВ и средний Т-34. Перед запуском серии их следовало доработать. Также приняли танк БТ с дизельным двигателем В-2, плавающий танк Т-40 и бронеавтомобиль БА-11. Для обеспечения производства новых танков на вооружение приняли дизель В-2.

Также для войск предназначались грузовик ЗиС-5 и легковой штабной автомобиль ГАЗ-61. Принимались на снабжение тракторы - артиллерийские тягачи «Ворошиловец», СТ-2 и СТЗ-5 разработки разных заводов.

За неполные 13 лет предвоенных пятилеток в стране была проведена беспримерная по своим масштабам индустриализация, в результате которой вступили в строй около 9000 новых заводов, фабрик, шахт, электростанций, нефтепромыслов; были построены сотни новых городов. За Уралом готовились площадки под строительство новых заводов. Страна преодолела технико-экономическую отсталость, и по структуре промышленного производства СССР вышел на уровень самых развитых стран мира.

Важнейшим фактором этого скачка явилось то, что в СССР тогда собирали по всему миру новые идеи: технические и научные. И разрабатывали свои новые идеи! То есть главным направлением развития страны была не модернизация устаревших технологий, а создание новых, прорывных, инновационных производств. Боевая техника, созданная в мирное время, ее качество окончательную, подлинную проверку проходят во время войны, на полях сражений. Но в то же время нужно иметь в виду, что высокое качество оружия обеспечивается тщательной отработкой конструкции и испытанием образцов, составлением хорошей технической документации, разработкой рационального технологического процесса и организацией налаженного серийного производства.

В марте 1941 года были успешно проведены полигонные испытания установок, получивших обозначение БМ-13 (боевая машина со снарядами калибра 132 мм). Реактивный снаряд М-13 калибра 132 мм и пусковая установка на базе грузового автомобиля ЗИС-6. БМ-13, будущие «Катюши», были приняты на вооружение 21 июня 1941 года. На следующий день началась война.

 

***

 

4-я сессия Верховного Совета 1-го созыва приняла «Закон о всеобщей воинской обязанности», сог­ласно которому, призыву на действи­тельную военную службу подлежали мужчины, достигшие 18-летнего воз­раста. К 1939 году СССР имел вузов и студентов больше, чем все страны Европы вместе взятые.

Не зря говорят, что войну выиграл советский десятиклассник! (Замечу в скобках, что наш современный десятиклассник, обучающийся по болонской системе с ЕГЭ, когда в тесте надо выбрать правильный ответ из нескольких вариантов, вряд ли быстро найдёт «правильный ответ» на поле боя…)

Пятилетка была прервана гитлеровским нападением 22 июня 1941 года.

Началась Великая Отечественная Война.

Важно: психологическая подготовка воинов и всего населения к предстоящим битвам и невзгодам.

В Первую мировую войну русские командиры поднимали бойцов атаку кличем «За Бога, Царя и Отечество!», в Великую Отечественную Войну – «За родину, за Сталина!». Но солдаты шли на смерть не под эти лозунги, а под свои крики «Урааа!»[4]. (В 18 веке вряд-ли кто-нибудь из наших предков, «чудо-богатырей» кричал в штыковой атаке «За Суворова!»…) На полях сражений гремело наше русское «Ура» – наш, русский боевой клич стремления к победе. Под этот клич шли в бой дружинники Юрия Долгорукого, Александра Невского, чудо-богатыри Суворова и солдаты Кутузова, наши отцы и деды в битвах Великой Отечественной…

Шли, идут и идти будут!

В битвах побеждает не только оружие, а и патриотизм, стремление защитить Отчизну от врага.

 

Фронт… Как показал опыт Великой Отечественной Войны (ВОВ), вклад отдельных бойцов в дело победы, может быть, сопоставим по своей эффективности с боевыми достижениями целых подразделений, частей и даже соединений. Трижды Герои Советского Союза И.Н. Кожедуб и А.И. Покрышкин лично уничтожили соответственно 61 и 59 самолетов врага, снайпер Илья Григорьев истребил 328 гитлеровцев; артиллерист Вениамин Пермяков подбил 24 танка (из них 18 – «тигры»); пехотинец Роман Смишук только в одном бою гранатами и бутылками с зажигательной смесью подбил 6 вражеских танков.

 

Вот ещё один удивительный пример [5]. Иван Середа служил поваром в составе 91-го танкового полка 46-й танковой дивизии 21-го механизированного корпуса. Иван рвался на передовую, но его оставляли на кухне. Так как стрелять из винтовки могли все, а вот накормить бойца — немногие. 30 июня 1941 года недалеко от Двинска, всего на восьмой день войны, полевая кухня батальона, на которой кашеварил в тот момент Середа, располагалась в небольшом лесочке. Из оружия у Ивана Середы были только карабин и топор, которые в борьбе с наступающими танками немцев представлялись плохими помощниками. Однако когда на позициях хозяйственного взвода появились немецкие танки, он не растерялся и не побежал. Легкие танки Pz.38(t) немецко-чешского производства в то время можно было назвать одними из лучших легких танков. Экипаж немецкого танка при виде трофея в виде полевой кухни и готового обеда развеселился и расслабился. Из танковой башни показалась голова немца, который довольно смеялся и что-то говорил своим товарищам, находившимся внутри танка.

Именно тогда Ивана Середу и охватила в буквальном смысле ярость. Он готовил кашу для своих солдат, а не для каких-то фашистских танкистов. Через мгновение он неожиданно выскочил из-за кухни с топором в руках. Немецкий танкист, увидев, что на него бежит русский солдат с топором, быстро нырнул в люк. Из танка заработал пулемет, но Середа не попадал в его зону обстрела. Несколькими ударами топора красноармеец погнул ствол пулемета, после чего воспользовался брезентом, который немцы предусмотрительно закрепили на броне своего танка. Брезент он использовал для того, чтобы закрыть смотровые щели и лишить немецких танкистов обзора. Смелость города берет (А.В.Суворов), а тут был всего лишь один танк. Повар буквально оседлал вражескую машину и яростно молотил топором по люкам, подавая в это время команды своим несуществующим товарищам. Ошеломленные таким напором немецкие танкисты, которые не могли наблюдать за происходящим вокруг танка, явно растерялись. Сколько красноармейцев окружило танк, они не знали, а яростные удары топора по броне никак не улучшали их самочувствия.

Когда на подмогу прибежали другие красноармейцы, привлеченные на позиции кухни громким шумом, на земле возле танка Pz.38(t) уже сидели четверо связанных немецких танкистов. Середа вспомнил, что у него был еще и карабин, только тогда, когда немцы начали выбираться из танка, чтобы сдаться в плен… 31 августа 1941 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда (№507).

 

Наш народ непобедим!

 

Эвакуация… В начале войны были эвакуированы на восток 1310 крупных промышленных предприятий, полтора миллиона вагонов грузов, 10 миллионов человек[6]. Начался переход промышленности на военные рельсы - конверсия производства. Даже в мирное время это сделать не просто, возникает огромное количество задач: логистических, организационных и технических.

Выполняя Постановление Государственного Комитета Обороны № 1 от 1 июля 1941 года о немедленной организации производства танков Т-34 и боеприпасов, коллектив судостроительного завода «Красное Сормово» решил невероятно сложную задачу – за 1,5 месяца перестроил производство и начал выпуск боевых машин. Всего за четыре военных года в Сормово было построено более 13 тысяч танков. Выпущено 3 млн. снарядов для «Катюш» и для танковых пушек. Из 53 подводных лодок, построенных в годы войны в Советском Союзе, 26 были сормовские.

Эвакуированные предприятия располагались на площадках, где по планам 3-ей пятилетки предполагалось строительство новых заводов. Заливались фундаменты, подводились инженерные коммуникации, устанавливалось оборудование и начиналось производство продукции, необходимой фронту. А стены и крыши цехов возводили позже… Например, в Свердловске шла работа на эвакуированном из Киева заводе «Большевик»: оборудование привозили зимой 1941 года, спешно заливали бетоном площадки, подводили электричество, сразу же начинали выпускать продукцию, хотя еще стен не было. Другой вариант – «уплотнение» имеющихся предприятий. Фактически получилась «индустриализация» Урала, Зауралья и Западной Сибири.

И это при том, что зима 1941-1942 отличалась сильными морозами. А к станкам вставали женщины и дети[7]…

При этом, по инициативе конструкторов, инженеров и простых рабочих, существенно упрощались конструкции выпускаемой техники и вооружений, снижалась себестоимость и повышалась производительность производства.

· До войны выпускалось 120 пушек 70мм пушек ЗИС-3 в месяц. На эвакуированном заводе выпускалось 120 таких пушек в день! Для пушки были разработаны осколочно-фугасные и бронебойные снаряды, появились снаряды со шрапнелью.

· До войны требовалось 700 станкочасов, чтобы выпустить пулемёт «Максим». Пулемёт Дегтярёва делали в тылу за 130 часов!

· Для производства одного знаменитого автомата Шпагина – ППШ, требовалось 14 кГ металла и 7 станкочасов. В осаждённом Ленинграде к концу 1943 года выпустили более 46 тысяч пистолетов-пулемётов Судаева. На его производство требовалось всего 7 кГ металла и в 3 раза меньше времени!

· «Карманная артиллерия» бойца, граната РГ-42, отличается предельно простой и технологичной конструкцией: цилиндрический корпус гранаты представляет собой тонкостенную консервную банку, внутри которой находится заряд взрывчатки, выпускалась в тылу … на консервных заводах. За годы ВОВ было выпущено более 200 миллионов таких гранат. Замечу – они выпускаются до сих пор!

И таких примеров в истории ВОВ – тысячи…

 

***

 

Однако вложить хорошее оружие в руки каждого солдата многочисленной армии — это и есть величайшее мастерство конструкторов, инженеров и рабочих, всех работников тыла. Война идёт не только по линии фронта, в противоборство вступают ученые, конструкторы, изобретатели и производственники воюющих стран. В тылу во время военных действий конструкторская мысль бьет ключом, в этом смысле - война двигатель прогресса. Совершенствуются имеющиеся конструкции, повышается надёжность, оружие становится точнее и надёжнее. Так, автомобиль ЗИС-5 за годы войны стал легче на 124 кГ, получил несколько модификаций: кроме перевозки солдат и военных грузов на него устанавливали зенитные установки и прожектора.

В итоге творческой работы в тылу на свет рождаются многочисленные интересные идеи, устройства и проекты. Например, самолёт Як-9, истребитель - бомбардировщик Великой Отечественной войны. Был разработан КБ под управлением Александра Сергеевича Яковлева. Являлся самым массовым и самым живучим советским истребителем ВОВ. Выпуск Як-9 на заводе N153 достигал 20 самолётов в день. Производился с октября 1942 по декабрь 1948 года, всего было построено 16 769 самолётов.

Для сравнения: немецкие заводы выпустили 27,6 тысячи самолетов, а. наши заводы выдавали в тот же период 33,2 тысячи.

При этом конструкция наших самолетов была гораздо проще, чем американских, немецких или английских машин.

***

Обратите внимание, во всех приведённых выше примерах неявно присутствует лейтмотив – чтобы стать победителем, необходимы новые идеи, постановка и решение новых, смелых и дерзких задач. Вы согласны?

Г.С.Альтшуллер, автор Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), говорил, что «в режиме жёстких ограничений рождаются сильные решения! »

Военные изобретения наших предков - Древней Руси, Российской Империи, СССР и современной России блестяще подтверждают эту мысль.

Но возникает вопрос: как же это нашим дедам в СССР в условиях очень жестких военных ограничений всё-таки удавалось получать новые идеи, изобретать, находить качественно новые решения самых разных задач - организационных, научных, технических?

О чьей-либо изобретательности, в особенности при стеснённых средствах, в России часто говорят: «Голь на выдумки хитра!» Правильно! Именно жесткие ограничения во время войны заставляли наших ученых, изобретателей, инженеров, производственников и рабочих, искать эффективные и при этом простые и дешёвые решения самых разных проблем.

Слово изобретение происходит от древнерусского обретение - создание чего-то нового, прежде неизвестного в любой области человеческой деятельности: в технике, науке, искусстве, медицине, организации труда, бизнесе и т.п.

После войны У.Черчилль сказал мудрые слова: «Потенциал страны определяется количеством новых идей в головах её людей».

Получается так, что если мы, Россия, хотим вырваться вперёд, нам необходимо ставить и решать множество новых задач? Именно так!

Что же реально мешает нам, инженерам, научным, техническим работникам и управленцам России сегодня, здесь и сейчас, генерировать новые идеи? Причин, наверное, много... Экономическая нестабильность и санкции, мировой кризис, износ основных средств, кризис системы образования и т.д. – всё, что традиционно перечисляют наши политики в своих предвыборных речах. Мы же считаем, что основной причиной является традиционный и давно устаревший способ поиска новых решений - метод проб и ошибок (МПиО). Метод проб и ошибок (в просторечии также: метод (научного) тыка) — является врождённым эмпирическим методом мышления человека. Также этот метод называют методом перебора вариантов.

Существуют десятки методов - попыток усовершенствовать метод проб и ошибок (МпиО).. В основном они направлены на психику решателя проблемы.

Один из них - Мозговой штурм или Мозговая атака придумал Алекс Осборн США ещё в 1937 году. До того, как рассказать о нем общественности, компания «Баттон, Бартон и Осборн» успешно применяла его более 2 десятков лет.

Сегодня в нашей стране руководители разных рангов с гордостью ссылаются на применение этого метода при решении своих проблем. Результаты внедрения этих решений нам всем хорошо известны…

 

Перед человечеством всегда стояла проблема поиска новых эффективных решений технических задач. И эту задачу решил советский военный изобретатель из Баку Генрих Саулович Альтшуллер, разработавший в прошлом, 20-ом веке, Отечественную Теорию решения изобретательских задач, которая с успехом применяется сегодня в различных странах мира.

 

ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (ТРИЗ)

Он изобретал с детства. Среди его первых изобретений — катер с ракетным двигателем, пистолет - огнемёт, скафандр. 9 ноября 1943 г., учась в 10-м классе, (помните, я говорил про десятиклассников, победивших в ВОВ?) вместе с Рафаэлем Шапиро (многолетним соавтором и одним из основателей ТРИЗ) и Игорем Тальянским подал заявку на свое первое изобретение «Дыхательный аппарат с химическим патроном» (А.с. 6756 СССР. Кл. 61а 29/01. Дыхательный аппарат с химическим патроном/Г. С. Альтшуллер, Р. Б. Шапиро, И. В. Тальянский (СССР). — N 5305/324480; Заяв. 09.11.43. Опубл. 21.08.47). Изобретение было немедленно засекречено. Авторское свидетельство на него было получено авторами только в 1947 году.

Известно: для того, чтобы быстро изучить что-то новое, надо полностью погрузиться в информацию об этом новом. Например, чтобы изучить иностранный язык, лучше всего «полностью погрузиться в языковую среду».

В 1946 году 20-тилетний бакинский военный изобретатель Генрих Альтшуллер избрал для себя метод полного погружения в … технику. Г.С. Альтшуллер не стал искать что-то особенное в головах творческих людей, а этим занимались и до сих пор занимаются психологи. Вместо этого он взял за основу своего анализа решение реально существующей проблемы - изобретения – признанный успешным и зарегистрированный независимыми экспертами результат творческого труда изобретателя. Он проделал колоссальную работу – проанализировал почти весь патентный фонд СССР на то время! Автор ТРИЗ прошел трудный путь, от «сухой» объективности экспертов - к своим субъективным догадкам, от собственной интуиции - к установлению общих законов развития систем, от Метода проб и ошибок - к разработке методик и алгоритмов, от личного озарения – к массовому обучению творчеству, от искусства гениального творца – одиночки - к пропаганде возможностей массового использования найденных новых методов.

Г.С.Альтшуллер, 1926-1998 Патенты и авторские свидетельства

Рис.1.

Он проанализировал сотни тысяч изобретений и выявил, что наиболее сильные решения и изобретения были получены, если в формуле изобретения было сформулировано и разрешено техническое противоречие. Понимание этого сразу привело к идее «правильной» постановки изобретательской задачи. Не надо делать пробы и ошибки – надо анализировать изобретательскую ситуацию и формулировать противоречия!

А дальше надо их просто разрешить… Так же, как это делали тысячи изобретателей до нас, пусть даже совсем в других областях человеческой деятельности. Они уже протоптали тропинку для нас с вами! Нет тупиков и барьеров – есть противоречия! В ТРИЗ под противоречием понимаются противоречивые технические или физические требования к элементам системы.

Г.С. Альтшуллер не придумывал ничего за автора изобретения: что, как и для чего было сделано. Он просто взял за основу готовые зарегистрированные авторские предложения. Фактически были проведены анализ и систематизация десятков тысяч успешных, сильных изобретательских решений, прошедших независимую экспертизу.

Далее оказалось, что многие противоречия, сформулированные в разных областях техники, разрешаются определенными одинаковыми (!) приемами. За несколько лет работы были выявлены основные приемы разрешения более 1200 основных технических противоречий. Приёмов оказалось всего около 40. Это число не изменилось до сих пор, хотя учениками и последователями Г.С.Альтшуллера проанализировано уже более трёх миллионов (!) изобретений всего мира. Приемы были объединены в таблицу по разрешению противоречий (знаменитая «Матрица Альтшуллера»).

Существование единых принципов и одинаковых приемов разрешения противоречий в технике привело к поиску закономерностей развития технических систем (ТС). Анализ показал, что технические системы, а теперь мы можем смело сказать – социальные тоже, появляются и развиваются по определенным объективным законам. Эти законы можно познать и использовать для целенаправленного развития технических или социальных систем, без множества пустых и дорогостоящих проб и ошибок.

Один из важнейших законов развития техники, открытый Г.С.Альтшуллером – стремление к «идеальности». Идеальность – получение максимального эффекта при минимуме, или вообще при отсутствии затрат.

Успешные изобретатели всегда интуитивно использовали этот закон. Например, еще до ВОВ войны Михаил Кошкин, конструктор танка Т-34, лучшего среднего танка Второй мировой войны, спрашивал у своих будущих сотрудников: «Какая деталь в танке самая лучшая?» Они обычно отвечал – пушка, двигатель, гусеницы… Он сам отвечал на этот вопрос иначе: «Самая лучшая, самая непоражаемая, самая дешевая, самая легкая, самая надежная деталь - та, которой НЕТ в машине». Ведь на неё не надо тратить сырьё, её не надо изготавливать, её не надо обслуживать, её не надо ремонтировать – она же никогда не сломается!… Вот это и есть «идеальность»!

 

Одни и те же законы под разными названиями открывались и до сих пор переоткрываются в разных отраслях техники, организационных и других науках. Результат: имеется множество разрозненных, не связанных воедино частных законов развития конкретных систем. В ТРИЗ эти законы получили обобщенное значение и легко позволяют ориентироваться в специфике любой отдельной отрасли техники, в любой деятельности, в любом бизнесе. Добавлю, что работа по анализу патентного фонда и теперь постоянно продолжается. Эту работу делают сотни специалистов по ТРИЗ в разных городах и странах. Выявленные при анализе патентного фонда четкие правила многократно проверяются при решении сотен и тысяч реальных производственных задач слушателей семинаров, курсов и школ ТРИЗ. Можно сказать, что таким образом формируется новый язык, описывающий развитие техники. Самое главное (и самое привлекательное!) в ТРИЗ - инструментальность. Любой нормальный человек может изучить ТРИЗ и эффективно использовать полученные знания и методы в своей работе в отсутствии авторов и преподавателей теории.

Почему неэффективен МПиО? Потому что мы не знаем, где, в каком направлении искать ответ в поставленной задаче. Как говорил римский философ-стоик Сенека: «У корабля, который не знает, куда плыть – не бывает попутного ветра». Если же мы знаем закономерность, мы можем ее «оседлать» и она неминуемо приведет нас к правильному ответу. Без множества пустых проб и дорогостоящих ошибок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: