Общие требования
Контрольные работы выполняются в рукописном виде или на компьютере на одной стороне листа бумаги формата А-4 (210х297) либо в тетради, где на лицевую сторону наклеивается титульный лист, выполненный в компьютерном варианте.
Контрольная работа должна включать:
1. Титульный лист.
2. Содержание (план).
3. Текст, состоящий из ответов на поставленные вопросы.
4. Список использованной литературы
Объем работы – 12 – 18 листов рукописного текста или 8 – 12 печатного текста.
Образец оформления титульного листа контрольной работы представлен в Приложении.
Вариант контрольной работы определяется по порядковому номеру фамилии студента в классном журнале.
Страницы работ нумеруются арабскими цифрами внизу справа. Номер титульного листа не проставляется, но включен в общую нумерацию. Нумерация страниц производится последовательно, включая содержание, ответы на вопросы, список использованной литературы.
Оформление табличного материала. Таблицы нумеруются арабскими цифрами, без знака «№». Номер таблицы и ее название располагают в правом верхнем углу (выравнивание по правому краю).
Оформление иллюстраций. Иллюстрации необходимо снабжать надписью (внизу, по центру), которая содержит:
- наименование графического сюжета, обозначаемого сокращенным словом «Рисунок»;
- порядковый номер иллюстрации, который указывается без знака номера арабскими цифрами, например, «Рисунок 1», «Рисунок 2» и т.д.;
- тематический заголовок иллюстрации.
Аналогично выполняются и другие виды иллюстративного материала, такие как диаграмма, схема, график. Иллюстрация выполняется на одной странице. Внутри текста контрольной работы важны ссылки на рисунки и таблицы. Например, (Рис.1), (Табл.1).
Технические требования к тексту при оформлении контрольной работы на компьютере:
- размер бумаги А4;
- поля: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм;
- ориентация: книжная;
- шрифт: Times New Roman.
- кегель: 14 пт - в основном тексте, 12 пт – в сносках, таблицах;
- междустрочный интервал: одинарный;
- расстановка переносов – автоматическая;
- форматирование основного текста и ссылок – «по ширине»;
- цвет шрифта – черный;
- красная строка – 1,5.
В конце работы студент ставит подпись и дату.
Работа сдается в сроки, определяемые графиком отделения заочного обучения и переподготовки.
Варианты контрольных работ
Вариант 1
- Дайте определение устойчивости судна на курсе как маневренного качества. Определите критерий устойчивости судна на курсе, назовите факторы и определите меру их влияния на устойчивость судна на курсе. Приведите применительно к вашему судна (составу) случаи плохой устойчивости на курсе. Объясните причины и поясните принимаемые меры для удержания судна (состава) на курсе.
- Использование раздельно-управляемых поворотных насадок для движения судна лагов влево. Приведите схему действия сил и поясните условия, необходимые для движения судна лагом.
- Управление одиночным судном и толкаемым пыжевым составом при расхождении в обычных и стесненных навигационных условиях. Приведите схемы и дайте пояснения по принципам ориентирования и управления судами при сближении одного мимо другого и принимаемым мерам предосторожности.
- Управление буксируемым составом (Б+3+2) при выполнении оборота для следования вниз на свободной акватории. Выполните схему оборота и укажите последовательность маневрирования буксировщика применительно к поведению состава в различных стадиях оборота.
- Управление двухвинтовым судном при отвале от причала при нагонно-навальном ветре. Выполните схему отвала и поясните последовательность маневрирования.
Вариант 2
- Определение поворотливости как качества судна. Назовите критерии поворотливости судна и факторы, на них влияющие. Приведите пример случаев ухудшения поворотливости вашего судна (состава) применительно к определенным условиям плавания. Поясните сущность принимаемых мер по улучшению поворотливости в конкретных условиях маневрирования.
- Влияние работы трех винтов на управляемость судна на переднем ходу. Приложите схему действия сил на судно при наиболее распространенном варианте вращения винтов и положении рулей прямо. Укажите преимущества в маневрировании трех винтового судна перед одно- и двух- винтовыми судами.
- Приведите схему пропуска толкаемого состава, состоящего из двух барж, учаленных пыжами, одиночным судном по левому борту. Поясните принципы ориентирования и управления судами, а также принимаемые каждым из них меры предосторожности.
- Управление судном при выполнении оборота с помощью носового якоря. Выполните схему и укажите последовательность маневрирования судном, а также случаи, когда подобный маневр является оптимальным.
- Управление буксируемым составом (Бч-2) при постановке на носовые якоря на рейде в конечном пункте. Приложите схему и поясните процесс маневрирования буксировщиком и составом.
Вариант 3
- Назовите инерционные характеристики судов и дайте им определение. Поясните факторы, влияющие на изменение инерционных характеристик. Приведите наиболее важные инерционные характеристики, которые чаще всех остальных учитываются для избежания аварийной ситуации или уменьшения возможных последствий от аварии с судами и составами. Примеры приведите из практики вашего судна (состава).
- Силы и моменты, возникающие на спаренных (синхронно-управляемых) ПН при работе винтов на передний ходы положении насадок на правом борту. Приведите схему и дайте краткое пояснение.
- Приведите схемы расхождения толкаемого (Т+1+1) и буксируемого (Б+2) составов. Поясните принципы ориентирования и управления составами, а также меры предосторожности при сближении и прохождении одного состава мимо другого.
- Управление одновинтовым судном при выполнении оборота на стесненной акватории на переменном ходу (вперед, назад). Выполните схему маневра и поясните технику управления судном с учетом влияния работы винта и действия течения.
- Управление толкаемым составом (Т+1+1) при съемке носового якоря. Приведите схему, поясняющую процесс маневрирования составом с учетом встречного течения и бокового ветра.
Вариант 4
- Дайте определение ходкости судна как маневренного качества. Назовите основные виды скорости и поясните различие между ними. Назовите факторы, влияющие на ходкость судна, и приведите пример их учета в районе плавания вашего судна. Поясните сущность практического определения скорости судна (состава) в рейсе.
- Силы и моменты, возникающие на спаренных (синхронно-управляемых) ПН при работе машин враздрай и положении насадок на левом борту. Выполните схему, приведите общий поворачивающий момент для данного случая и поясните целесообразность такого варианта использования насадок и винтов ля поворота судна на месте.
- Приведите схему расхождения одиночного крупнотоннажного судна и толкаемого состава (Т+1+1) на канале. Поясните режим скорости и принцип управления судном и составом в процессе сближения и прохождения одного мимо другого с учетом гидромеханических явлений, возникающих между судами и откосами канала.
- Управление одновинтовым судном при выполнении оборота в стесненных условиях с упором носа в берег. Выполните схему и поясните выбор стороны оборота и технику маневрирования при его выполнении.
- Привал двухвинтового судна к причалу при сильном навальном ветре и встречном течении. Приложите схему маневрирования и дайте краткое пояснение к выбору способа привала и последовательности его выполнения.
Вариант 5
- Выполните схему и дайте пояснения к силам и моментам, действующим на судно при перекладке релей на переднем ходу и факторам, влияющим на их величину.
- Силы и моменты, возникающие на спаренных (синхронно-упрляемых) ПН, экранируемых корпусом при их положении на борту и работе машин на задний ход. Приведите схему, определите общий поворачивающий момент и укажите способы уменьшения действия экрана при маневрировании.
- Управление одиночными крупнотоннажными судами при обгоне на канале. Выполните схему и поясните принцип управления каждым судном при их сближении, прохождении одного мимо другого и выходе на ось канала. Увяжите процесс управления с гидродинамическими явлениями, возникающими между судами и откосами канала.
- Управление толкаемым составом при выполнении оборота с помощью носового якоря. Выполните схему и поясните последовательность маневрирования и целесообразность данного маневра.
- Управление двухвинтовым судном при постановке его на носовой якорь в пути следования. Приведите схему и поясните выбор места якорной стоянки и принцип маневрирования судном при его постановке на якорь.
Вариант 6
- Выполните схему и дайте пояснения к силам и моментам, действующим на судно при перекладке руля на заднем ходу. Объясните причины плохой управляемости судна на заднем ходу.
- Силы и моменты, возникающие на раздельно-управляемых ПН, переложенных уширением к бортам и работе машин «враздрай». Найдите общий поворачивающий момент для разворота судна влево. Приведите схему и поясните целесообразность такого маневра.
- Управление груженным (Т+1+1) и порожним (Т+2) толкаемыми составами в речных условиях плавания при расхождении и наличии бокового ветра. Выполните схему и дайте пояснения по принципам ориентирования, выбора курса, скорости и места расхождения составов.
- Управление толкаемым составом (Т+2) при выполнении оборота с ходу на свободной акватории с учетом бокового ветра и течения. Выполните схему маневра и дайте краткие пояснения к выбору и стороны оборота, а также техники его выполнения.
- Управление двухвинтовым судном при отвале в условиях действия сильного встречно-навального ветра и ровного течения. Укажите способ отвала и поясните принцип маневрирования судном при его осуществлении.
Вариант 7
- Выполните схему и дайте пояснения к силам и моментам, действующим на судно при перекладке релей на переднем ходу и факторам, влияющим на их величину.
- Силы и моменты, возникающие на спаренных (синхронно-управляемых) ПН при работе машин враздрай и положении насадок на левом борту. Выполните схему, приведите общий поворачивающий момент для данного случая и поясните целесообразность такого варианта использования насадок и винтов ля поворота судна на месте.
- Управление одиночным судном и толкаемым пыжевым составом при расхождении в обычных и стесненных навигационных условиях. Приведите схемы и дайте пояснения по принципам ориентирования и управления судами при сближении одного мимо другого и принимаемым мерам предосторожности.
- Управление толкаемым составом (Т+2) при выполнении оборота с ходу на свободной акватории с учетом бокового ветра и течения. Выполните схему маневра и дайте краткие пояснения к выбору и стороны оборота, а также техники его выполнения.
- Принцип управления буксируемым составом при подводке его к причалу при нормальных навигационных условиях. Выполните схему маневра и дайте к ней краткие пояснения.
Вариант 8
- Влияние работы одного винта правого вращения на управляемость судна на заднем ходу. Выполните схему действия сил на винт и судно и поясните их влияние на поведение судна при движении задним ходом и при гашении инерции переднего хода.
- Влияние крена и дифферента на управляемость судна. Выполните схемы и поясните влияние сил и момента на поведение судна при наличии крена в одном и дифферента другом случае.
- Управление одиночным судном и толкаемым составом при обгоне друг друга на широком криволинейном участке. Выполните схему и дайте пояснения к выбору ориентиров, режима скорости и стороны пропуска.
- Управление толкаемым составом при выполнении оборота в стесненных условиях. Приведите схему маневрирования толкача с раздельно-управляемыми ПН при выполнении оборота с составом.
- Управление толкаемым составом при постановке его на кормовой (кормовые) якорь в пути следования. Приведите схему, поясняющую последовательность маневрирования составом и целесообразность подобного маневра.
Вариант 9
- Принцип действия ПН как двигательно-рулевого комплекса. Выполните схему и дайте пояснения. Определите преимущества и недостатки ПН как рулевого органа и меры, принимаемые для улучшения управляемости судов, оборудованных ПН.
- Влияние мелководья и близости берега (откоса канала) на управляемость судна. Выполните схему, поясните силы и моменты, оказывающие влияние на поведение судна при приближении и движении вблизи мели, берега (откоса). Укажите меры, применяемые судоводителем, для улучшения управляемости судна.
- Управление скоростными судами при обгоне в речных условиях плавания. Выполните схему и поясните маневрирование обоих судов в процессе обгона друг друга.
- Управление толкаемым составом при обороте с помощью кормового якоря. Выполните схему и кратко опишите технику маневрирования при обороте. Укажите случай применения подобного маневра.
- Принцип управления буксируемым составом при подводке его к причалу при нормальных навигационных условиях. Выполните схему маневра и дайте к ней краткие пояснения.
Вариант 10
1. Особенности управления двухвинтовым судном с винтами наружного вращения при работе:
- одного винта вперед;
- двух винтов «враздрай»;
- и в положении рулей «прямо».
Выполните схемы и поясните силы и моменты, действующие на судно в каждом варианте работе движителей. Укажите маневры, при которых целесообразно использовать работу движителей в том или ином варианте.
2. Влияние ветра на управляемость судна. Выполните схемы и поясните действие сил и моментов на судно при движении его при боковом ветре и различном взаимном положении центра парусности и центра давления воды.
3. Управление плотовым и толкаемым составами (Т+2+ +2) при расхождении в условиях водохранилища при боковом ветре. Выполните схему маневра и поясните принцип избрания курса, стороны расхождения и режима скорости движения с учетом ширины судоходной полосы каждого состава.
4. Управление буксируемым составом (Б+1+1) при обороте для следования вверх. Приведите схему, поясняющую последовательность маневрирования буксировщиком применительно к путевым условиям и поведению состава.
5. Управление толкаемым составом (Т+2) при заходе в шлюз с верхнего бьефа при боковом ветре. Выполните схему и поясните процесс маневрирования составом до момента его ошвартовки в камере шлюза.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Оформление титульного листа
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Рыбинский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Московская государственная академия водного транспорта»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по Разделу_______
__________________________________
Вариант _____
Выполнил(а) ___________________
Студент(ка) группы _____________
Преподаватель _________________
Оценка ________________________
Подпись преподавателя __________
Дата ___________________________
Рыбинск 20___