Лечебная физичная культура (ЛФК) – самостоятельная медичная дисциплина, где выкористовуеться предметы физической культуры с лечебной целью.
Основными задачами ЛФК есть: 1. Сохранить и поддержать больной организм в наилучшем действенном функциональном состоянии. 2. Предупредить усложненния, которые может вызвать болезнь и те, что могут возникнуть вследствие принужденного покоя. 3. Стимулировать потенционные защитние силы организма в борьбе из заболеваннием. 4. Залучить больного к активном участию в процессе выздоровленния. 5. Ускорить ликвидацию местных анатомических и функциональных проявлений болезни. 6. Восстановить в краткий срок функцыональную полноценность человека. 7. Воспитать позитивное отношенние больних к своему организму и обычным природным факторам.
2. ЛФК отличается от других методов леченния тем, что этот метод леченния:
· общедоступный и безплатный;
· естественный – в основе лежат физические упражненния;
· повышает реактивность организма;
· потенциирует действие лечебныех препаратов;
· отсуствие алергических реакций;
· отсуствие травматического влияния;
· универсальность влияния (общеукрепляющий и отборочный);
· легко дозируется и изучается реакция на нагрузку;
· можна долгосрочно або постоянно использовать для леченния и профилактики рецыдивов;
· мало противопоказаний, а если есть, то временно;
· высокая эмоциональность занятий.
Средства лечебной физкультуры
· – ето то, чем мы целеустремленно действуем на организм человека с лечебной целью. К сркдствам ЛФК относятся:
· - физические упражнения;
· - режимы двигательной активности;
· - исходные положения;
· - фактори закаливания;
· - массаж і прийомы самомассажа.
· Физические упражнения, что используются в лечебной физкультуре – ето спецыально организованные движения для достижения лечебного и оздоровительного ефекта. Они подразделяются на:
· гимнастические;
· спортивно-прикладные;
· игровые;
· трудовые.
· Гимнастические упражнения действуют не только на разные системмы организма, но и на различные мышечные группы, воспитывают такие елементы движения, как амплитуда, сила, скорость. Они класифицыруются по анатомических ознаках:
· для мимических мышц;
· для мышц шеи;
· для мышц верхних конечностей;
· для мышц верхних конечностей и плечевого пояса;
· для мышц спины
· для мышц черевного пресса;
· для мышц таза;
· для мышц нижних конечностей.
· По отношению к нагрузке:
· без нагрузки: используются для действия на отдельные части тела, суставы; для тренирования нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной системм, для повышения обмена веществ, подвижности позвоночника, ускорения регенеративных процессов;
· С нагрузкой: для усиления действия упражнений на организм и для повышения эмоциональности занятий. Они подразделяются на:
· а) упражнения со снарядами (гимнастические палки, гантели, еспандеры, булавы);
· б) упражнения на снарядах и аппаратах (упражнения на гимнастической стенке, гимнастической лавке, механотерапевтических аппаратах и т. п.);
· По характеру мышечного сокращения:
· динамические (изотонические): мышца работает в изотоническом режиме, тоесть происходит чредование периодов сокращения и разслаблеиня мязов, при етом происходит действие в суставах;
· статические (изометрические): происходит напряжение мяза без движения в суставе. Такие упражнения исполняются в иммобилизованных конечностях. При изометричных упражнениях не нарушается покой поврежденых костей, но поддержуется в тонусе нервная и мышечная системы иммобилизованои конечности, обезпечивается нормальное кровоснобжение в мышцах и надкостнице.
· По сложности:
· простые;
· сложные.
По активности: активные: упражнения, что используются самим больным при волевом усилии. Они могут исполнятся в облегченных условиях. Для этого используют специальные ковзающие плоскости, что уменьшают силу трения в момент активного движения. Возможный другой вариант, когда создают дозированное сопротивление в момент исполнения активного движения, причём это сопротивление может быть на разных этапах движения: сначала, в середине, в конце. Активные упражнения действуют на нервную систему, а это повышает общую активность больного; пациент сам контролирует свои чуства, что возникают вследствие движения; тут происходит смещение сухожилий, а это предотвращает возникновения спаек; при активних движениях увеличивается капиляризация мышц, а значит улутшается кровоснабжение мышц,что задействованы в исполнении упражнения, а также и окружающих тканей. пассивные: упражнения, что используются без волёвого усилия больного с помощью инструктора, при этом нет активного сокращения мышц. Такие упражнения призначают тогда, когда больной сам не может их исполнить. Пассивные движения улутшают крове- и лимфообращение, стимулируют возникновение активных движений вследствие рефлекторного влияния эферентной импульсации, поддерживают эластичность связочно-сухожыльного аппарата, предупреждают возникновение малоподвижности в суствах.
Спортивно-прикладные упражнения: - ходьба (обычная, усложненная, дозированная); - бег; - лазание і ползание; - гребля; - плавание; - езда на велосипеде; - ходьба на лыжах. Игры: - на месте; - малоподвижные; - подвижные; - спортивные. В ЛФК используют настольный теннис, бадминтон, кегельбан, городки, эстафеты.
В условиях модернизации школьного образования значительно возрастает роль физической культуры в воспитании учащихся. Перед школой стоит задача внедрения занятий физической культурой в жизнь каждого школьника, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа реализуется в трех возрастных группах: 1-4 классы объединены в 1 группу, 5-9 классы во- вторую, 10-11 классы в третью группу.
Задачи физического воспитания школьников, отнесённых к СМГ,следующие:
•укрепление здоровья; ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;
•овладение комплексами упражнений, благотворно воздействующих на состояние организма школьников сучётом имеющегося у него заболевания;
•воспитание активного и сознательного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
•формирование навыков правильного дыхания при статических положениях и передвижениях;
ТЕОРИЯ
Теоретический материал, изучаемый на уроках, содержит сведения по общим основам оздоровительной физкультурой; причинам возникновения наиболее распространённых заболеваний детей и подростков. Учащиеся знакомятся с методикой лечебной физкультуры при различных заболеваниях. Знания, полученные детьми по механизму лечебного действия физических упражнений, увеличивают их оздоровительный эффект.
Практические занятия
объединены в индивидуальные циклы и направлены на коррекцию разных видов заболеваний. При этом занятия не сводятся только к занятиям оздоровительной физкультурой, а носят комплексный характер. Общая физическая нагрузка подбирается индивидуально по функциональному состоянию организма
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Значительная часть практических занятий уделяется специальным упражнениям при различных заболеваниях таких, как
•нарушение опорно – двигательного аппарата
•нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы
•ожирение
•заболевания дыхательной системы
Таким образом, систематическая двигательная активность, занятия физической культурой и спортом оказывают положительное воздействие на организм человека. Так же физические упражнения развивают двигательную мускулатуру и тем самым улучшают обмен газов между вдыхаемым воздухом и кислородом. Физические упражнения являются средством профилактики различных недугов.