Непрерывная связь с родителями осуществляется в нашей группе №2 «Қамажай» с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.
Родительские собранияв логопедической группе проводятся 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей: нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. Родительским собраниям мы уделяем особое внимание, тщательно готовимся к их проведению, анализируем каждое собрание. На первом родительском собрании родителям разъяснялось, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада.
Логопеду и воспитателям группы чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то педагогам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса.
Для этого в нашей речевой группе организуются выставки пособий. Например, одна из выставок, к теме “Развитие мелкой моторики”: бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, счетные палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин, одежда для кукол, кубики, материалы Марии Монтессори. Родителей убеждаем в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Мы рассказываем о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости.
Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях выявляются при помощи беседы,важнейший признак, которой двусторонняя активность. В начале года, после обследования детей, логопед знакомит родителей с результатами. С родителями каждого ребёнка ведётся отдельный разговор. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии и получают советы, рекомендации.
В течении всего учебного года наши родители активно участвовали в процессе коррекционной работы со своими детьми.
Обучение родителей совместным формам деятельности с детьми носит коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). На занятиях используются “опорные” карточки, схемы и таблицы.
Некоторые родители, которые не могли заниматься с детьми дома, из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности, приходили на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание родителей обращалось на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучались практическим приёмам работы с ребёнком.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие “взаимодействия с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям. Этому надо учиться…
Билет№30
Все диагностические и коррекционные методики обычно предполагают системное воздействие, состоящее из нескольких этапов (блоков). Для каждого из них присущи свои задачи, цели, свои приемы, своя стратегия и тактика. Всего может применяться от трех до десяти этапов диагностического обследования.
Мы предлагаем выделить из них 5 этапов:
I этап – ориентировочный;
II этап – диагностический;
III этап – аналитический;
IV этап – коррекционный;
V этап – прогностический.
В первый этап входят следующие задачи: сбор анамнестических данных путем изучения медицинской и педагогической документации, опроса родителей или педагогов; выяснение запроса родителей по устранению характера дефекта; выявление индивидуальных особенностей ребенка путем беседы с ним, изучения его практических работ (рисунков, школьных тетрадей и т. д.).
В ходе изучения такой документации можно составить представление о проблемах, которые испытывает ребенок в процессе обучения, его индивидуальные типологические особенности.
При беседе с родителями или педагогами можно получить информацию о личности и характере ребенка, о стиле его взаимоотношений с окружающими, о его интересам и привержен-ностях.
При обсуждении возможных причин появления дефекта речи важно выявить стиль отношений в семье, в дошкольном или учебном учреждении.
Проведение ориентировочного этапа позволяет по возможности выяснить причину возникновения речевого дефекта, поставить перед собой задачу о применении всех необходимых диагностических методик по более полному раскрытию нарушения речи у ребенка, наметить предварительный план по коррекции выявленного нарушения.
Второй этап, собственно, включает в себя процедуру обследования речи ребенка.
Процедура изучения уровня речевого развития включает в себя следующие приемы логопедического исследования: состояние артикуляционного аппарата; состояние фонематического слуха; состояние звукопроизношения; характеристика устной речи (импрессивной и экспрессивной): словарный запас; грамматический строй языка, характеристика письменной речи, характеристика чтения.
Необходимо провести общий анализ структуры речи с точки зрения соотношения фонетических, фонематических и лексико-грамматических нарушений, а также сохранных сторон речи.
При этом обследовании логопед должен выяснить следующие моменты:
1) какие языковые средства сформированы у ребенка к моменту обследования;
2) какие языковые средства не сформированы у ребенка к моменту обследования;
3) характер несформированности языковых средств;
4) в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорении, аудировании, чтении, письме);
5) какие факторы влияют на проявление речевого дефекта. Общая диагностика проводится по показателям развития речи, сенсорики, двигательной активности (мелкой и грубой моторики), навыков самообслуживания, навыков общения, естественной мимики, наличия улыбки, пантомимики (позы, жесты и т. п.), наличие зрительного контакта, темпа работы, отвлекаемости.
Кроме того, оценивается общий интеллектуальный уровень, особенности протекания психических процессов, ана-литико-синтетической деятельности.
Для диагностического исследования желательно использовать следующие дидактические материалы:
1) таблицы для одновременного подсчета фигур 2 видов;
2) субтест «недостающие предметы» (из методики Векслера);
3) таблицы с изображением контура знакомых предметов;
4) доски Сегена разной сложности;
5) кубики Коса;
6) таблицы с изображением предметов, которые нужно дорисовать;
7) пособия типа лото: «Ботаническое», «Зоологическое», «Лото на четырех языках», «Лото малышам» и т. д., настольные игры: «Бывает или не бывает», «Кому что нужно для работы», «Наши мамы, наши папы», «Что забыл нарисовать художник», «Угадай, что изменилось» и др.;
8) набор разрезных картинок (2–4 части);
9) картинки для определения правой, левой стороны, низа, верха и т. д.;
10) бланки с заданием на выделение существенных признаков; 11)пословицы и поговорки; 12)сюжетные картинки;
13) таблицы с заданием на сравнение пар слов; 14)картинки с нелепыми сюжетами; 15)таблицы с загадками;
16) набор противоположных по значению слов;
17) таблицы с изображением знакомых предметов (цифры, геометрические фигуры, слова);
18) картинки для опосредованного запоминания слов с изображением предметов;
19) пиктограммы (методика Лурих);
20) бланки для воспроизведения;
21) набор сюжетных картин, подлежащих оценке;
22) незаконченные предложения;
23) звучащие или озвученные игрушки (барабан, бубен); 24)фланелеграф.
При обследовании на изучение уровня развития его речи очень важно принимать во внимание следующие показатели:
1) эмоциональная реакция ребенка на само обследование. Возможна некоторая доля скованности, волнение, являющиеся нормальной реакцией ребенка на новую обстановку;
2) адекватное восприятие и понимание методики и цели задания. Насколько внимательно выслушивает ребенок инструкцию, старается ли понять до конца, прежде чем приступить к выполнению задания;
3) характер его деятельности при обследовании и выполнении задания;
4) эмоциональная реакция на результаты исследования, правильное понимание ситуации.
Задачей аналитического этапа являются интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, которая считается обязательным отчетным документом логопеда.
Особенностью речевой карты заключается в том, что по ней проводится анализ комплексного исследования. В речевой карте представлены следующие разделы:
1) паспортная часть;
2) анамнестические данные;
3) данные о физическом и психическом здоровье ребенка;
4) раздел, посвященный общей характеристике речи, связной речи, словарному запасу, грамматическому строю, звуко-произношению и фонематическому восприятию, слоговой структуре слова, чтению и письму;
5) специальное место для записи логопедического заключения.
При заполнении паспортной части наряду с обязательными данными, в том числе и датой рождения, целесообразно указать возраст ребенка на момент обследования, так как при отслеживании динамики развития ребенка не придется каждый раз заниматься вычислениями, а какой возраст был у исследуемого ребенка. В речевых картах, заполняемых на дошкольников, необходимо указывать год и месяц жизни ребенка.
При заполнении речевой карты следует соблюдать анонимность всех собранных сведений, чтобы не вызвать негативной реакции со стороны родителей ребенка. При заполнении последующих разделов указываются: наличие или отсутствие дефекта, степень его выраженности, характер проявлений. К речевой карте школьников прилагаются образцы письменных работ ученика с выделенными и исправленными ошибками. На полях работы специальными значками отмечают характер ошибок:
I – орфографические ошибки;
V – пунктуационные;
Л – дисграфические.
В соответствующем разделе речевой карты формулируются выводы, какого вида ошибки являются устойчивыми для ребенка, в каких видах работ они преобладают, указываются особенности техники письма.
При заполнении раздела, посвященного состоянию чтения, обязательно указывается способ чтения, типичные ошибки и их выраженность, характер ошибок, уровень понимания прочитанного и возможности работы с текстом, в том числе – его воспроизведение (пересказ).
Завершается речевая карта разделом «Логопедическое заключение». Заключение должно быть более или менее развернутым. Следует обязательно указывать структуру дефекта, иначе говоря, какие стороны языковой и речевой систем у ребенка оказались несформированными. Далее указывается, первичным или вторичным нарушением, по мнению логопеда, являются речевые дефекты, и при возможности определяется клиническая основа речевой недостаточности (медицинский диагноз).
2.
Методика преодоления дефектов звукопроизношения в логопедии наиболее разработана.
Очень много сделано в этом отношении профессором Ф.А.Рау, профессором М.Е.Хватцевым и всеми советскими логопедами. Из зарубежных авторов необходимо назвать Г.Гутцман, работы которого сохраняют своё значение до настоящего времени.
Цель логопедического воздействия - исправления неправильного употребления звуков во всех видах речевой деятельности: в устной, письменной, заученной и самостоятельной речи, в процессе игры, учёбы, общественной и производственной жизни.
Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно различают четыре основных этапа: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их, - этап дифференциации. Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы, но на всех этапах педагог воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т.е. всё то, что помогает ребёнку в дальнейшем хорошо учиться.
Основной формой работы по исправлению звукопроизношения являются занятия, чаще индивидуальные, иногда с подгруппами (2-3 ребёнка). Продолжительность занятия колеблется от 15 до 30 минут в зависимости от возраста детей, вида и уровня нарушения звукопроизношения, индивидуальных особенностей детей (внимание, память, работоспособность и др.). Каждое занятие состоит из нескольких частей, подчинённых общей теме и задачам. Каждая часть имеет конкретную цель (чего хочет педагог), содержание (игра, упражнение и т.д.) и заканчивается подведением ребёнком итога по вопросам педагога. При подготовке к занятию педагог продумывает, какую инструкцию (немногословную, но чёткую), как организовать то или иное упражнение (на что обратить внимание ребёнка), как подвести итог.
Каждое занятие требует от педагога тщательной подготовки с учётом речевых, умственных, психологических характерологических особенностей ребёнка.
Значимость каждого из этих этапов работы при исправлении звуков у ребёнка может значительно изменяться в зависимости от состояния звуковой стороны речи и даже всей речи в целом. В частности, очень большое значение в этой работе имеет темп речи. Быстрый темп речи затрудняет и замедляет работу на этапах автоматизации и дифференциации, так как все вновь создаваемые навыки требуют замедленного их воспроизведения до их полной автоматизации.