Возрождение и Новое время: тип философствования - деятельностный, философский интерес - человек и общество (интерес к человеку и обществу). Человечество впервые осознало, что оно обречено жить в пределах одного исторического пространства и времени. (Европа с XV в. осуществила всемирную экспансию и поняла, что не одна в мире.) Сменившая у власти монархов и буржуазии несло новую идеологию: вопросы о месте человека в мире, о новой системе управления обществом - идею народовластия, республики. В борьбу включилась социалистическая идея. Все это отражалось в философской мысли. Человек - автономно мыслящий субъект, нуждающийся в новом юридическом мировоззрении для обоснования и защиты прав гражданина.
Философия Возрождения характеризуется неприятием католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт + польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук (физика, химия, биология, астрономия, география, геология, экология). В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. В понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику — природа трактуется пантеистически (философское учение, объединяющее и иногда отождествляющее Бога и мир). Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.
Основная проблема философии Возрождения: человек, проблемы государства.
Основные особенности философии Возрождения:
1. Антропоцентризм – учение о том, что человек –центр мира.
|
2. Гуманизм – человек –высшая ценность.
3. Антисхоластика – мировоззрение, направленное против злоупотребл ений Церкви, представители (Георгий Гемист Плифон) данного направления выступали за отделение Церкви от государства, а также развитие светского образования.
4. Постулирование творческой сущности человека - он никому не подражает: ни богу, ни природе, он сам творит.
5. Личностно-материальное положение мира: все существующее понимается в проекции на человека при максимальном интересе к телесному началу.
6. Посюсторонность – акцент на земной, а не на потусторонний жизни человека.
Философия Нового времени —характеризуется становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально- математ ического мировоззрения. Этот период также называют эпохой научной революции.
Субъект - все активное и индивидуальное, понимается как основа сущего. Субъект стал не только мерой (по Протагору и античным софистам), но и основанием всех вещей.
Объект – признание независимо существующих предметов, все пассивное, что противостоит субъекту как активному началу.
Основная проблема философии Нового времени: роль разума в познавательной деятельности человека.
Основные особенности Нового времени:
· Наукоцентризм – стремление научно объяснять все происходящее в мире.
· Логоцентризм – опора философии на логику.
· Математизация мышления.
Философия 17 и 18 веков разделяются на две основные группы (идеи Ф. Нового времени):
1. Рационалисты, предполагали, что всё знание должно начинаться с определённых «врождённых идей», присутствующих в уме.
|
2. Эмпиристы, считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта. Представители эмпиризма (сенсуализма): Френсис Бэкон, Джон Локк, Томас Бокс.
Френсис Бэкон (1561 - 1626 эмпирист) - Он считается основоположником методологии экспериментального естествознания. Указал на значимость опыта в постижении истины. Считал, что философия должна носить практический характер, и что высшей целью философии является господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь её законам». Постижение законов природы возможно путём анализа и обобщения отдельных явлений. Разделял науку на теологию (занимающуюся изучением высшего, познать которое невозможно умом, а возможно лишь через божественное откровение) и философию (изучающую природу с помощью опыта и разума). Бэкон развивал идею о единой науки о человеке. Это учение он полагал состоящим из двух частей: одна рассматривает человека как такового (философия человека), вторая - в его отношении к обществу (гражданская философия). К человеку Бэкон подходит натуралистически, он выделяет теории о теле и о душе: учение о душе включает науки о рациональной божественной душе (духе) и о нерациональной душе, общей человеку и животным (инстинкты). Бэкон враждебно относился к любой политической акции, всегда заботился о стабильности государства, критиковал тех, кто публично выступал против власти. Считал, что государство всегда развивается независимо от обс тоятельств, лучшее управление для него (государства) – опыт + новые идеи.
|
Томас Гоббс (1588 - 1679 эмпирист) — английский философ, автор трактата «Левиафан». Приверженец сенсуализма и фатализма, рассматривал волю как «силу природы». Был сторонником механи сти ческой картины мира, согласно которой объективно существуют лишь тела, а такие характеристики как размер, вес и т. п. субъективны. Единственный предмет философии (и науки в целом) – тела, ибо существуют лишь материальные и конечные предметы. Бог же непознаваем, и философия не может судить о нём. Божество и душа – объекты не разумного познания, а даны только в вере и связанны с теологией. Признавал существование Бога как «энергию мироздания, как первопричину всего сущего», но при этом не вмешивающуюся в земные дела. Основной предмет его философии — человек как гражданин государства. Считает, что государство было создано в результате общественного договора, но потом отошло от людей и стало над ними господствовать. Особую роль он отводил государству и считал, что от деятельности государства зависят сама жизнь человека, его благосостояние, сила, разумность политической жизни общества, общее благо людей, их согласие. Согласно Т. Гоббсу, человеческая жизнь была бы «опасной, жестокой и короткой» без политической власти.
Рене Декарт (1596 - 1650 рационалист) — французский математик и философ, ставил во главу всего - разум, а опыт считал лишь инструментом, подтверждающим выводы разума. Впервые ввел идеи эволюции, но доказывал их исходя исключительно из механистических представлений. Одно из центральных мест его философии занимает проблема поиска истины и метода, с помощью которого возможно получение достоверного знания. Широко известно его знаменитое рассуждение по этому вопросу, завершающееся знаменитым высказыванием: «Я мыслю, следовательно, я существую». Человек рассматривается как автономное существо, безотносительное к окружению. Память – это то, что имманентно присуще человеку, а не его действие в определённых обстоятельствах. Хорошо известно, что Декарт не стремился к построению политической теории, изменение мира человеком он понимает в материально-техническом, а не политическом аспекте. Декарт утверждает, что идея Бога является врожденной и заложена в нас Богом, и отвергает возможность того, что она является изобретенной или случайной.
Теория общественного договора (18 век) является одной из множества концепций происхождения государства. Суть данной теории заключается в том, что люди договорились принять соглашение о превращении своего «естественного состояния» в «состояние гражданское». Общественный договор означает соглашение, достигаемое гражданами по вопросам правил и принципов государственного управления с соответствующим им правовым оформлением. Полностью сформировалась договорная теория в Западной Европе в XVII – XVIII вв. Основателем теории общественного договора принято считать Г. Грация (1588-1645), который утверждал, что власть не имеет божественного происхождения, а создается людьми «ради права и общей пользы». Договорную теорию развивали в своих трудах Т. Гоббс (1588 – 1679), Дж. Локк (1632-1704), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) и другие мыслители.
Политическая философия — раздел философии, изучающий идеи, относящиеся к политике, политическим ценностям, сущности политической действительности. Является областью знаний, которая изучает политику как целое, её природу, значение для человека, взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью и разрабатывает идеалы, а также общие критерии оценки политики.
Объект политической философии — политическая рефлексия. Предмет — основные понятия политической рефлексии («обращение назад»). Субъектом политической рефлексии может быть один индивид, партия, народ.
Жан-Жак Руссо (1812 – 1878) считает, что развитие культуры ведет к деградации человека и общества, науки и искусства являются причиной упадка нравственности, а культ разума заменяет сердечность. Критикуя цивилизацию, он призывает: «Назад к природе!». Руссо критикует не только официальную религию, но и атеизм. Руссо отстаивает интересы и достоинство самых бедных слоев населения. Борясь за свободу и равенство, он выдвигает гипотезу о причине происхождения неравенства, а также предлагает свою программу преобразования общества, основанную на народовластии. По мнению Руссо душа развращается по мере того, как совершенствовались науки и искусства. Утверждает, что чем ближе человек к природе (где нет промышленности, наук и искусств), тем он чище и добродетельнее. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей. (Ему принадлежат слова: «Никогда не превышайте своих прав, и тогда скоро они станут неограниченными»).