Глава 1 .ИГРА ВО ВЗРОСЛЫХ.В ДОМЕ ДЕТСТВА




Во Франции безоговорочные защитники семьи как ячейки общества с большой опаской встречают такие системы коммунальной жизни, при которых дети на некоторое время отделяются от родителей. Для них социализация ребенка равносильна его фрустрации. Опыт доказывает обратное. Душевное расстройство может быть вызвано и жизнью в семейных стенах. Клара Мальро, наблюдая детей, вос-питанных в кибуце (Израиль)', которые видят родителей только по вечерам, пришла к заключению, что дети в них, выведенные из-под опеки матери и зависимости от нее, имели прекрасное речевое развитие и были очень хорошо социализированы. Она проводила опросы многих психологов и воспитателей в Израиле. По их мнению, такой расцвет личности ребенка объясняется богатством отношений между детьми».

• Кибуц — коллективная, добровольная община, в основном сельскохозяйственного правлення. Создавались начиная с 1909 г. Дети, почти во всех кибуцах, живут в дескиx домах, где они спят, играют и обучаются, где с малых лет их приучают жить в коллективе.

В чем же состоит преимущество жизни в кибуцах нежели в доме с родителями?

· Дети в кибуцах избавлены от ничем не ограниченной власти взрослых.

Спать они могут, когда захотят, могут уходить, приходить, когда, захотят.сами едят, моются, ложатся спать,играют.Но,конечно,все,что представляет угрозу для этих детей-убрано или не работает

· На детских площадках воспитанники кибуцев имитируют рабочую активность родителей.Это с детства учит их принимать самостоятельные решения,рассматривать ситуации с разных точек зрения.Да,за ними следит воспитательница,но и она разговаривает с ними,как со взрослыми людьми

· С родителями же дети встречаются ежедневно.Очень важно заметит,что даже при разном участии родителей в роли воспитания своих детей-при таком общении у детей расширяется словарный запас

· Введя такой образ жизни и вырастая, дети жаждут слов, очень хотят учиться. Дети из кибуцев настороженны в отношениях с родителями, которые не вникают в их нужды, не обсуждают с ними их насущных проблем.

Как-то раз,ФрансуазаДольто посетила один из таких кибуцов и была изумлена,что в «отпускное для детей время,в своем доме они валяются,спят и читают на своих кроватях.Ей объяснили:«Вы знаете, всем детям претит постоянно быть общностью, день-другой они очень довольны побыть вне ее, а потом они снова приходят в общий дом. Здесь им дана полная свобода;Это — их дом, здесь они делают то, что они хотят. Им не скажут:«Нет, нет, еще не время сна — ложиться рано». Хотят улечься — они укладываются, когда это день отпуска; в другие дни ритм жизни задает им школа».

Детям в кибуцах непременно нужны кровные связи,поэтому собрать вместе детей из двух или трех кибуцев — это было бы ужасно.Они совсем не без рода, без племени, и так здесь себя и ощущают; все названы и сохраняют тесные родственные связи с братьями и сестрами из дома, в котором не живут, но где встречаются у родителей в определенное время.

Во всех трудах по воспитанию уделяется слишком много внимания связи ребенка со взрослым. История же взаимоотношений детей между собой до конца не изучена.Но именно эти взаимоотношения доминируют.Нельзя при этом забывать, что отношения между детьми должны происходить через посредство матери или отца.С момента,когда ребенок начинает питаться самостоятельно(без участия кормления матери)мать уже никто не замещает, воспитательница просто следит за детьми, но у нее нет над ними никакой власти — только мать и отец инициируют детей в социальную жизнь.

Учителя и учительницы очень хорошо осуществляют этот отрыв ребенка от родителей, особенно в деревне, — у них есть время поговорить с родителями, когда те приходят за ребенком; они общаются, и у детей исчезает противопоставление. В городских же общественных школах учеников не рассматривают как субъектов, связанных со своими родителями, детей там делают безликими.Правда там стараются исправлять это всякими мелочами — праздниками матерей или отцов, что еще вреднее. Праздники отцов и матерей могли бы стать уроками постижения ребенком понятий родственности, сексуальности, конечности жизни и посвящением его в понимание того удовлетворения, которое воз-никает от ответственного физического союза двух взрослых людей.

«Отрыв — это слово может настораживать, если его воспринимать буквально и прямо, видя в нем угрозу эмоционального отрыва, разрыва связи «ребенок-родители». Но переход из состояния субъекта — созревание, обретение «Я» и т. Д. — предполагает переход к тем зрелым эмоциональным связям, которые возможны лишь при отрыве от жизненной зависимости, физическая пуповина перерезается при рождении существа, эмоциональная — при рождении зрелого «Я» (В. К.).

Воспитание, которое в настоящем значении этого слова призвано привести ребенка от первозданного естества к культуре, должно бы было — и должно именно через школу, прояснить значение родственности, понятие права, законов о браке, родителях, усыновлении.

Но лучше ли адаптированыдети,выросшие в кибуцах, чем те, кто вырос с папой и мамой?

Из всех кибуцев, которыепосетила ФрасуазаДольто, только в одном царила гармония — в том, где все его члены были объединены общим интересом: музыкой. В остальных дети трудно переживали свой переходный возраст. Поскольку у них не было перед глазами примеров для подражания, они так и не научились противостоять соблазнам внешнего мира. Молодежь выходит из кибуца без денег, юноши и девушки поступают в высшее учебное заведение, а по субботам и воскресеньям, как в укрытие, они возвращаются в свой кибуц — в безопасность. Эти дети старались воссоздать псевдородственные группы и в другие отношения не входили, жили вместе как братья и сестры. Были даже случаи отторжения от общества после кибуца. Этот опыт характерен исключительно для Израиля, но он только подтверждает те условия, которые были выявлены психоанализом как необходимые для того, чтобы включиться в жизнь общества.

Кибуц может обезопасить ребенка от чрезвычайного родительского протекционизма, но он лишь откладывает на более дальний срок проблему изоляции от общества: с детского возраста она переносится в кибуце на подростковый, и у подростков возникают свои сложности при перемене образа жизни.Единственное, что регулирует жизнь детей из кибуцев — это их собственное чувство ответственности. Власть взрослых на них не распространяется. Взаимоотношения между детьми превалируют над давлением взрослых. Взрослых нет в Доме детства. Однако это не мешает детям играть во взрослых, они у себя дома делают то, что взрослые у себя. Таким образом, дети учатся организации управления на манер общинного капитализма. До трехлетнего возраста дети развивают свою ответственность за себя самих, затем развиваются поведенчески. Они свободны в организации своего времени.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: