Консультация для родителей на тему:«Агрессивный ребёнок»
Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка - большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.
Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокоятся до тех пор, пока взрослые не "взорвутся", а дети не вступят в драку. Например, такой ребёнок будет сознательнее одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит её крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребёнка единственный механизм "выхода" психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.
В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Дети чётко улавливают настроения окружающих. Поэтому родителям не стоит при ребёнке допускать обсуждение неприятностей, смотреть передачи про катастрофы и фильмы про убийство, оценивать отрицательно поступки других, укорять и угрожать расправой обидчикам. Подобные проявления своего недовольства и обиды являются не лучшим примером для подражания и бумерангом могут вернуться в семью в "исполнении" ребёнка. Взрослые не должны удивляться, почему их ребёнок слово в слово повторяет их ругательные выражения, находится в позиции постоянного сопротивления и неприятия окружающих его людей и событий.
|
Как распознать агрессию у ребенка?
Дошкольников можно назвать агрессивными, если они:
ü часто теряют контроль над собой;
ü часто спорят и ссорятся с окружающими;
ü отказываются выполнять просьбы взрослых;
ü могут намеренно вызывать у других чувство злости и раздражения;
ü обвиняют других в своих ошибках и неудачах (могут выливать свой гнев на неодушевленных вещах);
ü часто испытывают чувство злости, гнева и зависти;
ü не способны забыть об обиде, не отплатив должным образом;
ü становятся недоверчивыми и раздражительными.
Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным. Поэтому работу с агрессией своего ребёнка необходимо начать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений. Это будет главным шагом в решении существующей проблемы.
Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал «sos », крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительной энергии. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста выражается всегда по-разному. И это поведение можно разделить на несколько видов:
1. Внешняя агрессия – она направлена на окружающих людей, животных, игрушки. Ребенок может кричать, обзываться, угрожать, дразнить окружающих. Так же он может свою агрессию выражать жестами – пригрозить кулаком или пальцем, кривляться, передразнивать. Помимо устной и жестовой агрессии, ребенок может перейти и к физической, т. е. он может укусить, поцарапать, подраться, ущипнуть, или толкнуть.
|
2. Внутренняя агрессия (аутоагрессия) – эта агрессия направлена на самого ребенка. Он может себе кусать ногти, биться головой об стену, кусать свои губы, выдергивать ресницы или брови.
И к первому и ко второму виду агрессии нужно отнестись серьезно. Постараться понять, почему она появилась, и потом провести коррекцию агрессивного поведения у детей.
Рекомендации родителям по эффективному взаимодействию
с детьми с агрессивным поведением
· Упорядочить систему требований, следить за своими поступками, показывая личный (положительный) пример.
· Поддерживать дисциплину, выполнять установленные правила.
· Давать понять ребёнку, что вы его любите таким, какой он есть.
· Приучать ребёнка к самоконтролю собственным примером.
· Направить энергию ребёнка в положительное русло: например, в спорт, где ребёнок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (бокс, ушу, рисование, пение, плаванье, бег).
· Учитывать возможности ребёнка, а не свои желания, предъявляя ребёнку свои требования.
· Игнорировать лёгкие проявления агрессивности, не фиксировать на них внимание окружающих.
· Включать ребёнка в совместную деятельность, подчёркивать его значимость в выполняемом деле.
· Устанавливать жёсткий запрет на проявление агрессии в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».
· Научить ребёнка жалеть окружающих. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдания близким людям.
· Научить ребёнка выплескивать агрессивные эмоции, ему можно предложить, громко спеть любимую песню, пробежать несколько кругов возле дома или вокруг сада, покидать мяч об стену, порвать бумагу.
· Следить за содержанием фильмов и мультфильмов, которые просматривает ваш ребёнок.
· Следить за друзьями ребёнка, их поведением. А так же ознакомиться с играми, в которые играют дети.
· Развивать любовь и доброжелательные отношения с братиками и сестренками.
· Любить и понимать своего ребенка.