Глава 2. Использование Информационных Технологий в практической деятельности психолога





Процесс информатизации общества меняет традиционные взгляды на перечень умений и навыков специалистов. Психолог в современных условиях должен:

  1. Уметь работать на компьютере, ставить и решать с его помощью практические задачи;
  2. Иметь достаточный уровень владения технологиями доступа к локальным и глобальным сетевым информационным ресурсам;
  3. Знать тенденции развития современных информационных технологий и возможности их применения в психологической практике.


Без использования вычислительной техники невозможно решение ряда психологических задач:

  1. Структурирование и интерпретация результатов психологических экспериментов;
  2. Создание и использование систем адаптивного, игрового и дистанционного тестирования;
  3. Математическое моделирование психологических процессов;
  4. Разработка новых автоматизированных психодиагностических методик;
  5. Изучение человеческого фактора в технике методами инженерной психологии.

 


Современные информационные технологии обеспечивают психологов следующими основными возможностями:

  1. Повышения эффективности работы за счет быстроты обработки данных и получения результатов тестирования;
  2. Сокращения сроков проведения психологического тестирования за счет одновременного тестирования нескольких испытуемых;
  3. Освобождения от трудоемких рутинных операций;
  4. Повышения "чистоты" эксперимента за счет увеличения точности регистрации результатов и исключение ошибок обработки исходных данных;
  5. Возможность для испытуемого быть более откровенным и естественным во время эксперимента благодаря конфиденциальности автоматизированного тестирования;
  6. Повышения уровня стандартизации условий проведения исследования за счет единообразного инструктирования испытуемых и предъявления задания вне зависимости от индивидуальных особенностей объекта исследования и экспериментатора;
  7. Использования времени не только как управляемого фактора, но и в качестве диагностического параметра;
  8. Сокращения времени и повышение качества анализа результатов эксперимента за счет использования прикладного программного обеспечения, реализующего математическое моделирование психологических процессов;
  9. Распространения опыта работы психологов более высокой квалификации за счет компьютерной интерпретации результатов тестирования;
  10. Систематического накопления, хранения и передачи по сетевым каналам больших массивов информации об объектах исследования, а также данных о результатах тестирования;
  11. Доступа к психологическим информационным ресурсам через локальные и глобальные компьютерные сети;
  12. Реализации в психологической практике методологии искусственного интеллекта (например, экспертных систем).

 

Остановимся подробнее на основных областях практической деятельности психолога, где необходимо применение ИТ.


^ Проведение компьютерной психодиагностики (психологического online тестирования).

Компьютерная психодиагностика предполагает проведение психологического тестирования посредствам сети Интернет. Данный способ тестирования имеет ряд преимуществ, таких, как экономия времени, экономия средств (отсутствие необходимости печати раздаточного материала), быстрота и точность процесса обработки результатов, возможность тестирования большого количества людей с выдачей индивидуальных рекомендаций для дальнейшей консультативной и коррекционной работы. Важное значение имеет использование компьютерного игрового и дистанционного тестирования.

Основные методики можно взять на следующих сайтах: www.1test.ru, www.mytests.ru.


^ Применение компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе.

Широко применение компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Использование этих программ способствует развитию сенсомоторных, перцептивных и высших когнитивных функций; повышению эффективности обучения учащихся, повышению их учебной мотивации, развитию их интеллектуальных и творческих возможностей. Можно выделить два направления использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе:

1) использование ИКТ для развития познавательных способностей (по этому направлению сейчас предлагается большое разнообразие компьютерных тренажеров и комплексов игр, направленных на развитие сенсомоторики, внимания, памяти и мышления (www. psylist.net.ru )

2) использование ИКТ при организации коррекционно-развивающей работы с личностными, поведенческими и эмоциональными качествами. Применяя компьютерные игры при коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.), они используются в качестве такого же инструмента, как куклы и картинки, в качестве некоего посредника, замещающего живых участников общения.

Компьютерные игры в данном случае имеют опосредованное значение, т.к. в коррекционной работе применяются отдельные эпизоды какой-либо игры, моделирующие ситуации общения, которые необходимо проиграть психологу с клиентом. В этом компьютерные игры подобны книжно-картонным материалам, но имеют перед ними преимущество в лучшей графике, интерактивности и подвижности персонажей компьютерных игр.

При проведении больших психологических игр и тренингов включение специально смонтированных видеороликов позволяет сделать сюжет более красочным и реалистичным; а просмотр и анализ отснятых моментов тренинга являются великолепным материалом проведения рефлексивных тренингов под условным названием «после бала». Для этого используются системы мультимедиа – один из видов информационных технологий, объединяющий в едином комплексе информацию, представленную в виде текста, звука, видеоизображения, графического изображения, анимацию, что позволяет в динамике и статике демонстрировать процессы и явления, способы и приёмы их реализации.


^ Использование информационных технологий в профориентационной деятельности

При организации психологического просвещения и группового консультирования старшеклассников по вопросам профессионального и личностного самоопределения используется широкий спектр возможностей, предлагаемых ИКТ: компьютерные программы, электронные книги, ресурсы Интернет и разработанные самим психологом игрушками-презентациями (например: игра «Ориентир в мире профессий» позволяет в игровой форме систематизировать полученную на занятиях информацию о мире профессий). Создание со старшеклассниками программы-презентации «Цветонастроение», в которой мы совместно подбирали фотографии цветов, водопадов, пейзажей, соблюдая переход цветовой гаммы, сопровождаемые определенным музыкальным сопровождением требовало от учеников предварительного ознакомления с информацией о влиянии цвета и музыки на настроение и физическое состояние человека.

Нельзя переоценить ресурсы предоставляемые ИТ для профессионального саморазвития психолога: это и возможность почитать в Интернете электронные учебники, статьи, познакомиться с новостями психологических исследований, почитать «Психологический консультаций», обменяться с коллегами информацией с помощью электронной почты, поучаствовать в профессиональных чатах и т.д.

Горизонты открывают и широкие возможности дальнейшего развития ИТ в практической психологии.

Таким образом, были показаны выгоды при использовании информационных технологий в практической деятельности психолога. Однако существует ряд недостатков использования информационных технологий в психологической практике. Среди них можно назвать невозможность контролировать условия проведения психологического тестирования в условиях онлайн. Так, существует возможность влияния о компьютерного монитора на восприятие стимульного материала теста. Учитывать это особенно необходимо в тех случаях, когда сама форма предъявления материала (цвет, яркость, конфигурация, время) играет важную роль при проведении исследования. Также невозможность исключения влияния других (присутствующих) людей на восприятие компьютерной версии теста. Отсутствие обратной связи у испытуемого и психолога при проведении исследования. Это может приводить к неверному пониманию заданий, искажению результатов.
^



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: