Место дисциплины в структуре ООП ВО




Государственное образовательное учреждение

 

«Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко»

 

Кафедра биологии и физиологии человека

 

 

  Утверждаю И.о.декана медицинского факультета, к.м.н., доцент /Р.В. Окушко/ (подпись, расшифровка подписи) Пр. № от.09. 2016    

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Учебной ДИСЦИПЛИНЫ

«Нормальная физиология-физиология челюстно –лицевой области »

на 2016/2017 учебный год

Направление подготовки:

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ –

51.Б.13

«Стоматология»

 

 

Квалификация (степень) выпускника:

СПЕЦИАЛИСТ

 

Форма обучения:

ОЧНАЯ

 

 

Тирасполь, 2016

 

 


Рецензент – к.м.н., доцент _________ Р.В. Окушко

Рабочая программа дисциплины «Нормальная физиология » /сост. С.С. Гайдей – Тирасполь: ГОУ ПГУ, 2016 - с.

 

 

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины обязательной части цикла Нормальная физиология студентам очной формы обучения по направлению подготовки СПЕЦИАЛИСТОВ – 51.Б.13 «Стоматология» Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51.Б.13 – «Стоматология», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, приказ №95 от 09.02.2016 г.

 

Составитель ____________________ С.С. Гайдей

 

31.08.2016 г.

 

  ã Гайдей С.С., 2016
  ã ГОУ ПГУ, 2016.  

 

 

Цели и задачи освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины Нормальная физиология –физиология челюстно-лицевой области являются обеспечение современного уровня физиологических знаний о механизмах и процессах жизнедеятельности, составляющих основу физиологических функций организма здорового человека и принципах их регуляции.

Основными задачами дисциплины являются изучение физиологических функций организма здорового человека на молекулярном, клеточном, тканевом, органном и системном уровнях организации, механизмов регуляции физиологических функций, показателей характеризующих нормальное состояние и резервы основных функций организма, физиологических принципов здорового образа жизни.

Задачи преподавания дисциплины. Изучение дисциплины в рамках данной программы должно помочь студентам:

- развить физиологическое мышление;

- глубже изучить основы жизнедеятельности здорового человека;

- научиться обобщать и осмысливать данные различных медицинских наук с общефизиологических позиций;

- осмыслить как фундаментальные, так и прикладные задачи современной медицины;

- понимать физиологические принципы защиты организма от влияния вредных факторов среды существования, профилактики заболеваний за счет организации рационального режима труда, быта, отдыха и питания;

Место дисциплины в структуре ООП ВО

Нормальная физиология –физиология челюстно-лицевой области связана со следующими учебными дисциплинами: биологической химией, анатомией человека, патологической физиологией, фармакологией и др. Таким образом, нормальная физиология представляет собой необходимый для стоматолога теоретический фундамент для последующего изучения специальных дисциплин.

Преподавание и успешное изучение дисциплины «челюстно-лицевой области» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих дисциплин:

Биология. Молекулярно-генетический и клеточный уровни организации живых систем. Биология развития клетки. Популяционно-видовой уровень организации живого.

Общая химия. Химическая природа веществ. Химические явления и процессы. Элементы химической термодинамики. Буферные системы. Гальванические элементы. Понятие о химических и физико-химических характеристиках среды существования.

Медицинская и биологическая физика. Биопотенциалы, электрические явления в организме. Транспорт веществ через биологические мембраны. Понятие об электрических и магнитных полях, давлении, температуре и других физических характеристиках среды существования.

Гистология, цитология, эмбриология. Основные положения клеточной теории. Структурные компоненты клетки. Жизнедеятельность клеток. Основные закономерности развития, строения и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов. Механизмы гистогенеза и органогенеза, тканевого гомеостаза.

Биологическая химия. Молекулярные основы процессов жизнедеятельности в норме. Химическая природа веществ, химические явления и процессы в организме. Метаболизм белков, липидов, углеводов. Основы регуляции процессов жизнедеятельности. Молекулярные механизмы действия гормонов, медиаторов и других молекул-регуляторов на уровне ферментативных реакций, субклеточных частиц, клеток, органов и целого организма. Влияние на протекание биохимических процессов различных факторов среды существования.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

 

№ п/п Номер/Индекс компе- тенции Содержание компетенции В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
ЗНАТЬ УМЕТЬ ВЛАДЕТЬ  
  ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу   предмет, цель, задачи дисциплины и её значение для своей будущей профессиональной деятельности;   объяснить информационную ценность различных показателей (констант) и механизмы регуляции деятельности клеток, тканей, органов, систем и целостного организма;   навыками: анализа полученных результатов, формулиро вать выводы о физиологических механизмах деятельности органов, систем и всего организма в целом  
  ОК-5 готовностью к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала   основные этапы развития физиологии и роль отечественных учёных в её создании и развитии   -осмыслить как фундаментальные так и прикладные задачи современной медицины; -развить физиологическое мышление как основы клинического мышления   -составления описаний хода экспериментов, регистрации получаемых данных, их анализ, формулировка заключений и выводов на основе выполненных экспериментов и работ  
  ОПК-9 способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности   -закономерности функционирования клеток, тканей, органов, систем здорового организма и механизмы его регуляции, рассматриваемых с позиций общей физиологии, частной физиологии и интегративной поведенческой деятельности -оценивать и объяснять закономерности формирования и регуляции основных форм поведения организма в зависимости от условий его существования; -самостоятельно выполнять лабораторные работы, ставить опыты на экспериментальных животных -работы с клинико-физиологической аппаратурой; -постановки экспериментов на лабораторных животных.      

 

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

4.1. Распределение трудоемкости в з.е./часах по видам аудиторной и самостоятельной работы студентов по семестрам:

Семестр Количество часов Форма итогового контроля
Трудоемкость, з.е./часы В том числе
Аудиторных Самостоятельная работы Подготовка и сдача экзамена
Всего аудиторных часов Лекций Практические занятия
  2/72         - аттестация
  2/72             Переводной экзамен  
Итого: 4/144            

 

4.3. Тематический план по видам учебной деятельности

Раздел 1 Лекции

№ п/п Наименование раздела дисциплины Объем часов Тема лекции Учебно-наглядные пособия
2 семестр
1.       Предмет физиологии.Структурно-функциональное устройство клетки. Понятие о лиганд-рецепторной системе. Система внутриклеточной передачи сигнала в клетке. Интерактивная доска, мультимедийная презентация, анимации и видео.
2.     Законы раздражения. Механизм возникновения потенциала действия. Физиология нервных волокон. Проведение возбуждения через нервно-мышечный синапс.   Интерактивная доска, мультимедийная презентация, анимации и видео.
3.     Физиологические свойства скелетных и гладких мышц. Механизм сокращения. Физиологические механизмы утомления.   Интерактивная доска, мультимедийная презентация, анимации и видео.
4.     Общие представления о механизмах регуляции функций организма. Принципы рефлекторной регуляции.   Интерактивная доска, мультимедийная презентация, анимации и видео.
5.     Учение о рефлексе. Понятие нервного центра. Особенности распространения возбуждения в нервных центрах. Процессы торможения в центральной нервной системе Интерактивная доска, мультимедийная презентация, анимации и видео.
6.     Физиология сердечно-сосудистой системы. Физиологические свойства проводящей системы сердца и рабочего миокарда. Динамика сердечного цикла.   Интерактивная доска, мультимедийная презентация, анимации и видео.
7.     Клинико-физиологические методы исследования сердца. Электрокардиография.   Интерактивная доска, мультимедийная презентация, анимации и видео.
8.     Регуляция деятельности сердца. Внутри- и внесердечные регуляторные механизмы. Интерактивная доска, мультимедийная презентация, анимации и видео.
9.     Физиология сосудов.Законы гемодинамики. Особенности кровообращения в артериальном отделе сосудистого русла Интерактивная доска, мультимедийная презентация, анимации и видео.
3 семестр
10.     Физиология микроциркуляторного русла. Особенности кровообращения в венах. Венозный возврат крови к сердцу. Механизмы регуляции региональной и системной гемодинамики (функциональная система).   Интерактивная доска, мультимедийная презентация, анимации и видео.
11.     Рефлекторная регуляция висцеральных функций. Автономная нервная система. Сегментарный, надсегментарный уровень организация вегетативных рефлексов.     Интерактивная доска, мультимедийная презентация, анимации и видео
12.     Гормональный механизм регуляции функций. Гипоталамо-гипофизарная система. Понятие о нейросекреции. Гипофиз, его значение для организма. Принцип отрицательной обратной связи   Интерактивная доска, мультимедийная презентация, анимации и видео
13.     Физиология щитовидной железы и надпочечников. Роль адреналина в организации стресс-реакции. Половые гормоны и их физиологическое значение. Эндокринная функция поджелудочной железы и роль ее гормонов в регуляции обмена.   Интерактивная доска, мультимедийная презентация, анимации и видео
Итого: 36 часов лекционных занятий

Лабораторные работы

 

№ п/п Номер раздела дисциплины Объем часов Тема практического занятия Номер лаборатории Учебно-наглядные пособия
2 семестр
1.     Анатомия и физиология как фундаментальные дисциплины. Введение в экспериментальную физиологию. Структурно-функциональное устройство клетки.   Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания.
2.     Понятие о лиганд-рецепторной системе. Система внутриклеточной передачи сигнала в клетке. Биоэлектрические явления в возбудимых тканях.   Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания.
3.     Особенности структуры и функции нервных волокон. Физиология нервно-мышечного синапса.     Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания.
4.     Анатомия скелетных и гладких мышц. Физиологические свойства скелетных и гладких мышц.       Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания.
5.     ИТОГОВОЕ.     Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания.
6.     Учение о рефлексе. Понятие нервного центра. Особенности распространения возбуждения в нервных центрах.     Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания.
7.     Процессы торможения в центральной нервной системе. ИТОГОВОЕ.     Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания.
8.     Анатомия сердца. Физиология сердца. Физиологические свойства и особенности сердечной мышцы.     Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания.
9.     Клинико-физиологические методы исследования деятельности сердца.     Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания.
10.     Механизмы регуляции деятельности сердца.     Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания.
11.     Физиология с основами анатомии сосудов. Законы гемодинамики. Регуляция кровообращения.       Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания.
12.     ИТОГОВОЕ.   Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания.
13.     Особенности строения и функций автономной нервной системы. Ганглии, медиаторы автономной нервной системы.     Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания.
14.     Сегментарный уровень организации вегетативных рефлексов. Классификация вегетативных рефлексов Спинальный уровень регуляции вегетативных функций. Гипоталамус, как высший подкорковый отдел регуляции висцеральных функций. Значение коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций.   Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания.
15.     Понятие о железах внутренней секреции. Классификация гормонов. Три уровня ответа организма на действие раздражителя. Гормоны гипоталамуса. Понятие нейросекреции.     Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания.
16.     Гормоны гипофиза, метаболические и функциональные эффекты. Особенности секреции гормонов щитовидной железы. Метаболические и функциональные эффекты Т3, Т4.   Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания.
17.     Физиология с основами анатомии эндокринной системы: надпочечники, половые железы, регуляция овариально-менструального цикла, климакс. Эндокринная часть поджелудочной железы. Гормоны периферических органов и тканей.     Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания.
18.     Эндокринная функция плаценты. Гормональные механизмы поддержания уровня глюкозы в крови и кальция в организме. ИТОГОВОЕ     Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания.
3 семестр
19.     Функции крови. Основные физико-химические константы крови. Форменные элементы     Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания.
20.     Группы крови, правила переливания крови. Гемостаз, его регуляция     Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания.
21.     Внешнее дыхание. Биомеханика вдоха и выдоха. Понятие легочной и альвеолярной вентиляции.     Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания.
22.     Транспорт газов кровью. Регуляция дыхания   Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания.
23.     ИТОГОВОЕ.     Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания.
24.     Пищеварение в полости желудка   Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания.
25.     Пищеварение в кишечнике. Физиологические основы голода и насыщения     Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания.
      Обмен веществ и энергии. Принципы определения основного обмена (прямая и непрямая калориметрия)     Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания.
27.     Выделение. ИТОГОВОЕ   Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания.
Итого: 54 часа

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: