Урок окружающего мира в 4 классе | |
Тема | Пустыни |
Педагогическая цель | Сформировать у учащихся представление о природной зоне - пустыни; создать условия для развития исследовательской, аналитической деятельности через взаимный обмен информацией |
Тип урока | Изучение нового материла |
Планируемые результаты (предметные) | Сформировать представление о пустынной зоне, ознакомить с географическим положением, растительным и животным миром пустынь |
Личностные результаты | Воспитывать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности. Ориентировать на понимание принципа успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, способность к самооценке. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: уметь принимать учебную задачу, соотносить свои действия с этой задачей, искать способ её решения, осуществляя пробы. Познавательные: учить устанавливать причинно-следственные связи; учить извлекать информацию. Коммуникативные: развивать умение оформлять свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
Методы и формы работы, используемые на уроке | Методы: словесный, наглядный. Форма: фронтальная. |
Образовательные ресурсы | Тетрадь, учебник, карта, голосовой помощник Маруся |
Этапы урока | Форма организации взаимодействия | Содержание взаимодействия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент Цель: организация внимания учащихся | 1. Приветствие учащихся 2. Создание эмоционального настроя | -Здравствуйте ребята, сегодня у нас необычный урок, на котором я познакомлю вас с помощником Марусей. Готовы? | Проверяет готовность класса. | Приветствуют учителя, организуют рабочее место |
II. Актуализация знаний Цель: повторить изученный материал. | 1. Беседа 2. Работа с картой | - На прошлом уроке вы познакомились с новой природной зоной. Что это за зона? (Степь). - Кто сможет выйти к доске и на карте показать степь? - Какой климат характерен для степи? Какое основное занятие людей в степи? - Постарайтесь вспомнить названия животных и растений степи. | Актуализирует опорные знания и умения, мотивирует учащихся. | Демонстрируют активную готовность к учебной деятельности |
III. Целеполагание Цель: сообщение темы и целей урока. | 1. Введение в тему 2.Формулирование темы и целей урока | - Посмотрите на карту, мы с вами уже изучили много природных зон, кто знает какая зона располагается южнее степей? –Правильно, тема урока: «Пустыни России». Как вы думаете, что мы будем изучать? Теперь познакомимся с новой природной зоной. В этом нам поможет наша таблица, которую постепенно мы будем заполнять. | Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели, учебно-познавательной деятельности Контролирует ответы учащихся. | Решают проблемную ситуацию. Определяют тему урока |
IV. Открытие нового знания Цель: усвоение знаний и умений | 1. Беседа 2. Работа с картой 3.Работа с голосовым помощником Марусей 4.Работа с учебником. | Откройте учебники стр.48-49 карту природных зон, я покажу вам, где находится зона на карте, а вы, найдете ее на странице учебника. -Что можно сказать о зоне пустынь, глядя на карту? (занимает небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги.) –Работаем с таблицей, 1 столбик – климатические особенности. Где мы можем с вами найти ответ на этот вопрос (в учебнике) А я предлагаю воспользоваться помощником Марусей. Вам надо только задать Марусе вопрос. Маруся, расскажи климатические особенности пустынь. Итак, давайте подведем итог, какие данные нам сообщила Маруся, которые мы можем записать в таблицу. Следующий столбик – растительный мир пустынь. Воспользуемся помощью Маруси. Маруся, покажи, какие растения растут в пустыни? - Сейчас расскажите нам, что вы узнали о растительном мире пустынь. - Молодцы. Следующий пункт нашей таблицы – это животный мир пустынь. Кто готов задать вопрос Марусе? Маруся, покажи, какие животные обитают в пустыни? Вот мы и познакомились с животным миром пустынь. А теперь немного отдохнем. Физминутка -Давайте посмотрим на нашу таблицу. О чём сейчас будем говорить? (остался последний столбик – деятельность человека) - Откройте учебник на с., самостоятельно прочитайте. - Что мы можем записать? | Задает вопросы. Организует работу с картой. Осуществляет профилактику утомления. | Совершенствуют активные действия, под руководством учителя. Задают вопрос Марусе Заполняем таблицу Задают вопрос Марусе Заполняют таблицу Задают вопрос Марусе Заполняют таблицу Читают учебник. Рассказывают полученную информацию Заполняют таблицу |
V. Закрепление знаний и способов действий. Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне | Игра «Ты мне, я тебе» | - Ну а сейчас давайте подведём итоги нашего сегодняшнего урока. Проведём игру «Ты мне, я тебе» У меня приготовлены карточки с вопросами. Вы задаёте его кому-нибудь, а потом сами отвечаете на вопрос, который зададут вам. 1)Какой климат пустынной зоны? 2)Расскажите о растительном мире пустынь. 3)Приведи примеры животных пустынь. 4)Расскажите, чем люди занимаются в пустыне? 5)Расскажите, какие экологические проблемы есть в пустынной зоне. | Организует игру с карточками. | Отвечают на вопросы друг друга |
VI. Рефлексия | Беседа - игра | - Молодцы, ну и нам осталось поделиться своими впечатлениями об этом уроке и оценить свою работу. Бросаем кубик и заканчиваем фразу - на уроке мне понравилось… - сегодня у меня получилось… - на уроке я узнал… - особенно меня удивило… - урок дал мне для жизни… - сегодня я хочу похвалить… | Организует игру с кубиком | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. |