Предназначены
Выключатели типа А-63 и АЕ-2541М предназначены для отключения при перегрузках и коротких замыканиях низковольтных электрических цепей электровоза, а так же для оперативных включений и отключений этих цепей.
| Параметры | А-63 | АЕ-2541М |
| Номинальное напряжение, В: | ||
| постоянного тока | ||
| переменного тока | ||
| Номинальный ток, А | ||
| Исполнение: | ||
| по номинальному току расцепителя, А | 5, 10, 16, 25 | 5, 10, 16, 25 |
| по уставке тока мгновенного срабатывания (в кратности к номинальному току) | 2; 5 | 2; 5 |
| Мощность, потребляемая выключателем, не более, Вт | ||
| Масса кг | 0,25 | 0,4 |
Устройство
Автоматический выключатель состоит из следующих основных узлов: механизма управления, контактной системы, дугогасительного устройства, расцепителя максимального тока.
Выключатель смонтирован в корпусе из ударостойкой и трудногорючей пластмассы. Корпус состоит из основания и крышки. Внешние цепи подключаются к зажимам. Управление выключателем производится рукояткой 8. Внутри корпуса располагается контактная система, состоящая из подвижного 5 и неподвижного контактов с контактными накладками. Контактное нажатие создает пружина.
Контактные накладки изготовлены из специально подобранной серебросодержащей металлокерамической композиции, которая обеспечивает высокую дугостойкость и износостойкость контактов.
Гашение дуги, возникающей при размыкании контактов, осуществляется в дугогасительной камере, состоящей из ряда стальных пластин.
| А-63 | АЕ-2541М |
|
|
Исключение возможности механического удержания контактов в замкнутом состоянии при возникновении аварийного режима обеспечивает механизм свободного расцепления, состоящий из системы «ломающихся» рычагов и пружин. На короткие замыкания реагирует электромагнитный расцепитель, состоящий из обмотки, скобы, полюсного наконечника и якоря, который вращается на оси, совпадающей с ребром скобы, и прижимается к упору пружиной. При аварийных токах, превосходящих ток уставки, якорь притягивается к полюсному наконечнику и воздействует на механизм свободного расцепления, благодаря чему выключатель срабатывает, размыкая соответствующую электрическую цепь. Защиту от токов перегрузки обеспечивает тот же расцепитель, но в сочетании с гидравлическим замедлителем, который состоит из цилиндрического немагнитного стакана, немагнитной крышкой и стального плунжера, прижимаемого к крышке пружиной.
| 1. Винтовые клеммы, 2. Регулировочный винт теплового расцепителя, 3. Биметаллическая пластина (тепловой расцепитель), 4. Соленоид (электромагнитный расцепитель), 5. Подвижный контакт, 6. Дугогасительная камера, 7. Механизм расцепления, 8. Рычаг управления |
|
Полость стакана заполнена специальной кремнийорганической жидкостью, замедляющей втягивание плунжера в отверстие обмотки. При относительно небольших токах перегрузки якорь притягивается к полюсному наконечнику только тогда, когда плунжер приблизится к нему, в результате чего обеспечивается обратно зависимая от тока перегрузки характеристика времени срабатывания расцепителя.
Наряду с исполнениями, в которых в электромагнитном расцепителе имеется гидравлический замедлитель (обозначение расцепителя – МГ), имеются исполнения без гидравлического замедлителя (обозначение расцепителя – М).
Работа. Механизм управления построен на принципе свободного расцепления, обеспечивает мгновенное замыкание и размыкание контактов со скоростью, не зависящей от скорости движения рукоятки управления.
Отключение автомата при токах перегрузки и токах короткого замыкания происходит автоматически и не зависит от того, удерживается или не удерживается рукоятка во включенном положении. При автоматическом отключении автомата рукоятка управления занимает среднее положение.
Автоматы собраны в два блока:сх.№215 – 14 штук;сх.№216– 8 штук на 1-й секции и 9 штук на 2-й секции.
Включение автоматов после автоматического отключения производится за два движения рукоятки:
первое - в сторону отключения для взвода (положение "О"),
второе - в сторону включения на замыкание контактов (положение "1").
Разрядники ОПН-25, РВЭМ-25М и РВМК-IV.
ОПН-25 – схемный №5, предназначен для защиты электрического оборудования электровоза от перенапряжений возникающих при грозовых разрядах, а так же при отключении больших нагрузок.
Состоит из полого фарфорового изолятора, внутри которого между двух металлических фланцев установлены 8 столбиков велитовых шайб обладающих нелинейным сопротивлением. Между шайб для лучшего электрического контакта установлены металлические диски. Пространство внутри изолятора засыпано кварцевым песком.
Принцип работы. При нормальном напряжении в контактной сети ОПН-25 работает как диэлектрик. При возникновении перенапряжений в контактной сети (удар молнии) резко уменьшается сопротивление разрядника и ток вызванный перенапряжением проходит через разрядник на корпус электровоза, а не на тяговый трансформатор, тем самым снимается перенапряжение.
После снятия перенапряжения разрядник работает вновь как диэлектрик. О пробое разрядника локомотивная бригада не знает. Устанавливается на крыше электровоза, рядом с токоприёмником.
РВЭМ-25М – разрядник высоковольтный электрический электровозов до серии 2297 вместо ОПН-25 устанавливали разрядники РВЭМ-25М.
Состоит из двух основных элементов: многократно искровой промежуток и нелинейного резистора.
Многократный искровой промежуток состоит из 7 последовательно соединённых комплектов по 4 единицы искровых промежутков в каждом, каждый комплект зашунтирован двумя резисторами, которые служат для равномерного распределения напряжения по искровым промежуткам.
Нелинейный резистор изготавливают из велита в виде набранных дисков. Для обеспечения лучшего контакта торцы велитовых дисков покрыты алюминием, а боковые поверхности изолирующей обмазкой. Разрядник собран внутри фарфорового изолятора который сверху и снизу закрыт силуминовыми фланцами. Комплект велитовых дисков и искровых промежутков сжимают стальной пружиной расположенной под верхним фланцем. Фланцы уплотнены резиновыми прокладками для герметизации – это предотвращает изменение характеристик велитовых резисторов и ухудшение изоляционных свойств изоляции.
РВМК-IV – схемный №7,8 предназначен для защиты второй обмотки тягового трансформатора от коммутационных перенапряжений в силовой цепи ТЭД.
Установлен возле расширительного бачка тягового трансформатора.
Состоит из полого фарфорового изолятора внутри которого установлены 2 диска с нелинейными резисторами, в каждом по 3 штуки и искрового промежутка состоящего из двух постоянных магнита и изоляционных колец. Для обеспечения необходимого контакта сверху установлена пружина. Снизу к металлическому фланцу при помощи болтов через резиновое уплотнение крепится крышка. Пробивное напряжение составляет 2,2-2,7кВ.

Предохранители.
Предназначены для защиты электрических цепей от токов К.З. и перегрузки. В данный момент на электровозе применяется 5 видов предохранителей.
ВПК – 42
Состоит: из патрона вставленного в контакты, закрепленные на опорных изоляторах, которые в свою очередь установлены на металлическом каркасе. Каркас служит для установки предохранителя в кузове электровоза.
Основными частями предохранителя являются изоляционная трубка, с закрепленными на концах контактными колпачками и прокладками уплотнителей.
Плавкая вставка, выполненная из намотанного на ребристый керамический сердечник, константового провода состоящего из трех ступеней разного сечения и токоограничивающего резистора, включенного последовательно с этим проводом.
В предохранителе применен наполнитель, сухой, чистый кварцевый песок, с содержанием кварца не менее 99%.
Контакт предохранителя включает в себя контактную губку, замок состоящий из откидывающей пружины (скобы) и рычага. Замок обеспечивает необходимое нажатие и предотвращает выпадение патрона при вибрациях.
Предохранители с кварцевыми наполнителями являются токоограничивающими при токах К.З., кварцевый песок обеспечивает интенсивную дианизацию дуги между песчинками наполнителя.
ПП – 57
Представляет собой полый фарфоровый изолятор прямоугольной формы, внутри которого вмонтирована плавкая вставка. Крепление и токопровод к плавкой вставке подводится через специальные металлические стойки, закрепленные на торцах изолятора. Фарфоровый изолятор заполнен кварцевым песком. Предохранитель оборудован указателем срабатывания, который сигнализирует о перегорании плавкой вставки.
ПР – 2
Состоит из держателя и плавкой вставки. Плавкая вставка находится внутри держателя, который состоит из изоляционной оболочки - гильзы, армированной металлическими деталями для крепления плавкого элемента, и подвода тока к нему.

Специальная шайба с прорезью предназначена для удержания плавкой вставки по центру гильзы.
Колпачки с шайбами с 2-х сторон прижимают отогнутые концы плавкой вставки, через колпачки с шайбами подводится ток от стоек.
ПК – 45
Состоит из патрона и плавкой вставки. По конструкции аналогичны ПР‑2, но меньше размерами и не разборные.
Заводские стеклянные
Состоит из стеклянного патрона и плавкой вставки. Плавкие вставки выведены наружу и припаяны металлическими колпачками.