Куда девать руки?
Как известно, для начинающих моделей выбор положения рук при портретной съемке – это целая проблема. Как часто вы в студии или на выезде слышали сконфуженное «не знаю, куда руки девать»?. Эта статья поможет разобраться в том, какие положения рук модели наиболее эстетичны при портретной съемке.
Положение плеч
В зависимости от комплекции модели и сюжета снимка, возможны несколько вариантов поворота плеч относительно камеры.
Дж. Зельтсман утверждает, что романтическое настроение женскому портрету придает легкий поворот плеч (при этом голова должна быть слегка наклонена в противоположную сторону, поворот головы тоже допустим). Это создает так называемую S-образную композицию портрета, ставшую классической.
Если же перед камерой мужчина, особенно, спортсмен, имеет смысл развернуть плечи во всю их ширину, под прямым углом к камере, тогда создается визуальный объем, фигура модели приобретает внушительность.
В своей книге «Лучшее в портретной фотографии» Билл Хартер подсказывает: при съемке слишком худых моделей также имеет смысл расположить линию плеч ровно перпендикулярно «взгляду» фотоаппарата.
Гармоничная наклонная линия
Не имеет значения, сидит модель или стоит перед камерой – старайтесь сделать да тем, чтобы линия плеч не оставалась параллельна линии горизонта (или другим прямым, пересекающим фон слева направо, будь то в искусственном или естественном интерьере). Пусть одно плечо будет самую чуточку выше другого. Этого легко достичь, попросив модель переступить с ноги на ногу (если фотографируете стоя), наклониться немного вперед или немного развернуть стул (если модель сидит).
Основная форма – треугольник
Если руки модели безвольно повисли вдоль тела, это смотрится неэстетично. Лучше, если локти немного согнуты – тогда покатые линии рук создают знаменитую треугольную композицию, позволяющую направить внимание зрителя к лицу модели. Портрет сидящего человека хорошо снимать за столом – тогда один локоть можно устроить на столешнице, и таким образом получить тот же эффект.
Принято считать, что между корпусом модели и руками должен оставаться просвет. Объясните это модели, особенно, если собираетесь фотографировать, когда «руки скрещены на груди».
Кисти и пальцы
Правильно выбрать положение кисти и пальцев не всегда просто, потому что обычно руки оказываются ближе к камере, чем лицо модели: происходит искажение пропорций. Способов борьбы с этим несколько: возьмите «лизну подлиннее». Пусть удержать в фокусе и руки, и лицо будет сложнее, зато пропорции получатся ближе к естественным. Если руки на снимке выглядят менее резко, чем лицо, это обычно в порядке вещей.
Старайтесь не делать снимков, когда руки модели направлены прямо в камеру – получатся «невразумительные колбаски». В динамике такая поза может выглядеть прекрасно, но остановленное мгновение смотрится далеко не симпатично.
Хорошо, если на снимке видно ребро ладони – это позволяет получить логично законченную линию руки, графичную и красивую
Золотые правила позиций рук
Изгиб запястья. Придает плавность линии руки. В женских портретах добавляет мягкости, кокетливости
Пальцы врозь. Немного пространства между пальцами модели, и вы получите естественное изображение руки. Когда модель держит пальцы «слепленными», получается эффект двухмерной варежки
Если на снимке – мужские руки с сомкнутыми пальцами, попросите модель взять небольшой предмет, например, колпачок от ручки – тогда не будет эффекта «сердито сжатого кулака»
В целом, положение женских рук должно выражать мягкость и ласку, а мужских – силу и защиту