Исповедь
Священное Писание об установление исповеди
«Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22–24).
«И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:19).
«Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).
«И выходили к нему вся страна Иудейская и Иеросалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мр.1:5).
«Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян. 19:18).
«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9).
Канонические наказания за грехи
Виды грехов | Отлучение от причастия по уставу | ||
Свт. Василия Вел. | Прп. Феодора Студита | ||
1. Отречение от веры |
| ||
2. Колдовство и обращение к колдунам | 20 лет | нет данных | |
3. Убийство вольное | 20 лет | 3 года | |
4. Убийство невольное | 10 лет | 3 года | |
5. Аборт | 10 лет | 3 года | |
6. Прелюбодеяние | 15 лет | 2 года | |
7. Блуд | 7 лет | 1 год | |
8. Мужеложество | 15 лет | нет данных | |
9. Скотоложество | 15 лет | нет данных | |
10. Кровосмешение | 20 лет | нет данных | |
11. Воровство | 2 года | 40 дней | |
В древней церкви было в практике публичное покаяние. Затем его постепенно вытеснило покаяние тайное, перед священником. Хотя за некоторые грехи до сегодняшнего дня требуется публичное покаяние, такие, как уход в раскол.
Интересный случай публичного покаяние описывает прп. Иоанн Лествичник.
|
Прочитайте отрывок в книге прп. Иоанн Лествичник. Лествица. 4:11–12.
В древней церкви было 5 чинов кающихся, которые постепенно переходили от одного к другому чину. Первый чин — обуреваемые, те, кто за противоестественные грехи должны были каяться за пределами церкви, на паперти. Второй чин — плачущие, те, кто находились в притворе и должны были кланяться в ноги всякому входящему или исходящему. Третий чин — слушающие, те, кто слушали вместе с оглашенными Евангелие, а потом вмести с ними выходили. Четвертый чин — припадающие, те, кто стояли в церкви, но благословение у епископов или священников брали, стоя на коленях. Пятый чин — купностоящие, те, кто стояли с верными, но только не причащались.
Условия исповеди
1) Священник, который исповедует, не должен находиться под запрещением.
2) Исповедь должна совершаться в точном соответствии с уставом церковным по требнику. Сокращение каких-либо разрешительных молитв абсолютно недопустимо.
3) Исповедь должна быть гласной, т. е. каждый грех должен быть назван по имени.
4) Желательно не только назвать грех по имени, но и указать чувствования и меру греха.
5) Переживания стыда, свойственные исповеди, очень ценны по причине распятия своего самолюбия. По мысли святых отцов, это своего рода мученичество, невидимое пролитие крови.
6) Исповедь должна быть регулярной. Урок, получаемый раз в год, ничему не научит. По слову прп. Иоанна Лествичника: «Душа, помышляющая об исповеди, удерживается ею от согрешений, как бы уздою; ибо грехи, которых не исповедуем отцу, делаем уже как во тьме и без страха» (Лествица.4:53).
|
7) Искренняя исповедь приносит ощущение чистоты, легкости и радости.
8) Частота исповеди — примерно один раз в 2 недели.
9) Хорошо помнить свою последнюю исповедь и стараться тянуть нить от исповеди к исповеди, чтобы промежутки между исповедями были наполнены духовной борьбой, усилиями, питаемыми от последней исповеди и возбуждаемым ожиданием близкой новой исповеди.
10) Подготовка к исповеди должна быть ежедневной. Хорошо на вечерней молитве вспомнить дневные согрешения, принести в них покаяние пред Богом и записать для последующей исповеди пред священником. Желательно на списке грехов написать то, как мы собираемся бороться с каждым из них или хотя бы спросить об этом у священника.
11) Надо помнить, что главное не бухгалтерия, в смысле точного перечисления грехов, а сокрушение сердца.
12) Необходимо научиться видеть все греховное дерево до самого его корня. Исповедовать не только раздражение, но и его причины, страсть гнева, гордость, самолюбие. Необходимо находить и исповедовать не только проявления греховных страстей, но и сами страсти.
Контрольные вопросы:
Что говорит Св. Писание об установлении исповеди?
2.Какие 5 чинов кающихся?
3.Каковы условия исповеди?
Задание: Назовите канонические наказания за грехи.
Урок 35-й
Причастие