Моя Родина- Россия.
Цели: развивать познавательный интерес к своей Родине; дать основные понятия о символах государства, о происхождении и истории российского флага и герба, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.
Оборудование: изображения флага и герба России, шаблоны флага для раскрашивания, монета с изображением герба, музыка гимна, пословицы о Родине, карта России, ребус, ветка березы, на доске – кроссворд, заготовки с ребусами о городах России и Москве, мультимедийный проектор, компьютер, презентация о Москве.
Ход мероприятия.
I. Вступительное слово учителя.
Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами будет очень интересный разговор. Но тему нашего сегодняшнего разговора вы узнаете, когда разгадаете кроссворд. Все готовы? Улыбнитесь друг другу и начнем!
II. 1. Разгадывание кроссворда и отгадывание темы мероприятия (Приложение 1).
Учитель: Правильно! Молодцы!
Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
Стихотворение З.Александровой читают подготовленные заранее ученики.
Ученик 1: Если скажут слово- Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка- скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомниться
Свой родной московский двор.
Ученик 2: В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Золотая целина…
|
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Беседа: «Как вы понимаете слово «Родина».
Учитель: А вы, ребята, как понимаете слово Родина? Что Родина для каждого из вас? (Ответы)
Ученик 1: Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Ученик 2: Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб,
Хлеб за праздничным столом.
Ученик 3: Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды-
Звезды мира над Кремлем.
Учитель: Как называется наша страна? (Россия или Российская Федерация)
Рассказ учителя о России с применением физической карты России.
Учитель: Россия – самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов до теплых рек
Раскинулась она.
Посмотрите, на карте много голубого цвета. Это реки, моря и озера. Очень красива и богата наша страна.
Физкультминутка.
Знакомство с государственными символами.
Учитель: Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.
Ученик 1: Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава.
И, как и все символы, они
Жизнь нашу отражают.
Давайте рассмотрим герб нашей страны.
Герб - это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах и других официальных документах. (Показывает монету.) Слово «герб» означает «наследство». В нем отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нем изображено? (Рассматривают герб).
|
- Золотой двуглавый орел изображен на фоне красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями.
Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом России. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама птица – на солнце.
На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне. За его плечами развивается синий плащ. В правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный. Черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его изображали на иконах. В некотором царстве – государстве случилось несчастье, напал на него лютый змей – дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю. Разрушал дома. Взмолились жители того государства. Змей же потребовал, чтобы его кормили досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить каждый день приводить к нему человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде сразился со змеем и победил его.
|
- Еще один важный символ нашего государства – флаг.
- Флаг нашей страны тоже имеет свою историю. Много веков назад вместо флага люди использовали шест, привязывали к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост. Назывался он стягом.
Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин красного цвета прикрепляли к древку. Стяг развивался на ветру, придавая мужество и уверенность воинам.
Затем на полотнищах стали изображать святых – «знамения». Так появилось слово «знамя». Знамена тогда были разных цветов. Их украшали богатые узоры.
Наш российский флаг – трехцветный. Цвету придается особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.
День 22 августа отмечается в нашей стране, как день Государственного флага Российской Федерации.
Ученик 4: Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия- любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны.
Слова написал те Сергей Михалков,
Понятен и близок нам смысл этих слов.
А Александров ноты сложил,
Работу над гимном так завершил.
Гимн слушаем молча и стоя всегда:
Его нам включают в момент торжества!
Учитель: Гимн слушают стоя.Давайте и мы его попробуем исполнить. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров. Слова написал Сергей Владимирович Михалков. Попробуют спеть