Дополнительный материал к опере Р. Вагнера «Лоэнгрин»




Класс.

Урок. Тема: Воздействие музыки на человека. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа.

Содержание:

Характер всеобщего воздействия музыки (на примере второй части Симфонии № 7 Л. Бетховена и Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера).

Музыкальный материал:

Л. Бетховен. Симфония № 7. II часть. Фрагмент (слушание);

Р. Вагнер. Антракт к III действию из оперы «Лоэнгрин» (слушание);

Горский. Ода музыке

Характеристика видов деятельности:

Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей (с учётом критериев, представленных в учебнике).

Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях.

Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.

Сотрудничать в процессе коллективного обсуждения проблемных вопросов, учитывать мнения своих товарищей.

Мне снилась музыка... Во мгле
Такая в ней светилась сила!
И всё, что было на земле,
Всё из неё происходило.
Мне снилась музыка...

(И. Таяновский)

Наверное, никакое искусство не обнаруживает такого разнообразия чувств, характеров и настроений, такой палитры нюансов, беспрерывно меняющихся, текучих и подвижных, как искусство музыкальное. В каждом его произведении – то порыв, то созерцание; раздумье сменяется весельем, безудержный бег – плавной величественной поступью.

Пожалуй, таковы и мы, люди: ведь это мы создаём такую разнообразную музыку. И самое главное, именно такой – изменчивой и разной – воспринимаем её и любим. Значит, эти её свойства близки нам самим, нашему способу мыслить и чувствовать.

Давайте вспомним, часто ли выпадает день, когда с утра до вечера мы пребываем в одном настроении? А всегда ли удаётся додумать до конца какую-нибудь одну мысль, не увлекаясь, не фантазируя, не споря с самим собой? И уж совсем невозможно представить себе разговор нескольких людей, который протекал бы полностью бесстрастно (хладнокровно, спокойно), без вопросов и волнений.

Мир чувств действительно бесконечно подвижен. На него влияют перемены в природе, слова и поступки людей, удачи и неудачи нашей жизни, прочитанные книги и, наконец, услышанная музыка. Возникающая из эмоционального многообразия человеческой души, музыка обладает волшебным свойством передавать своё состояние множеству людей.

Послушайте два разных музыкальных произведения.

Первое из них – вторая часть Симфонии № 7 Л. Бетховена - вдохновенное аллегретто – имеет название «Павшие братья». Её музыка выражает состояние благородной и возвышенной скорби. Она не побуждает к действию, она заставляет нас задуматься.

Вторая часть — вдохновенное аллегретто — одна из замечательнейших страниц мирового симфонизма. Снова господство ритма, снова впечатление массовой сцены, но какой контраст по сравнению с первой частью! Теперь это ритм траурного шествия, сцена грандиозной похоронной процессии. Музыка скорбная, но собранная, сдержанная: не бессильная скорбь — мужественная печаль. В ней — та же упругость туго скрученной пружины, что и в веселье первой части. Общий план перемежается более интимными, камерными эпизодами, сквозь основную тему словно «просвечивает» нежная мелодия, создавая светлый контраст. Но все время неуклонно выдерживается ритм маршевой поступи. Бетховен создает сложную, но необыкновенно стройную трехчастную композицию: по краям — контрапунктические вариации на две темы; в середине мажорное трио; динамическая реприза включает фугато, приводящее к трагической кульминации.

Другое произведение – Антракт к III действию оперы «Лоэнгрин» немецкого композитора Р. Вагнера– воспринимается совсем по-другому. Стремительность и мощь, уверенность и победоносность отличают её характер. Наверное, потому эта музыка так часто звучит во время крупных торжеств и церемоний, подчёркивая оптимистическое настроение.

Два разных фрагмента – два характера, запечатлённые с яркой силой. Эта сила воздействует на всех, кто слушает великую музыку, способную преображать окружающий мир.

Дополнительный материал к опере Р. Вагнера «Лоэнгрин»

Рихард Вагнер принадлежит к числу великих композиторов, обогативших своим творчеством мировую культуру. Гений его был универсален: Вагнер прославился не только в качестве автора выдающихся музыкальных творений, но и как замечательный дирижёр, явившийся основоположником современного искусства дирижирования; он был талантливым поэтом-драматургом - создателем либретто своих опер - и одарённым публицистом, теоретиком музыкального театра. Такая разносторонняя деятельность, наряду с кипучей энергией, титанической волей в утверждении своих художественных принципов привлекли к музыке Вагнера всеобщее внимание. Его идейно-творческие достижения вызывали горячие споры и при жизни, и после его смерти. Они не утихли и по сей день.

Возвращение рыцарства

1846 год. Рихарду Вагнеру 33 года. Пережив крушение надежд и неожиданный триумф, он жаждет преобразований. Мечты о новой опере, о новом искусстве, способном изменить человека к лучшему, приводят его в мир древних мифов и легенд. Он почти живёт в Национальной библиотеке среди средневековых манускриптов. И в героях эпосов и рыцарских баллад видит своих современников - такими, какими они должны быть!

Он очарован старинной легендой о рыцаре-лебеде. Столетиями ходила она по Европе, вдохновляя трубадуров и миннезингеров, и те слагали сказания о рыцарском пути, о Братстве рыцарей, живущих в небесной стране, и о его посланниках, всегда готовых прийти на помощь людям, встать на защиту чести и справедливости. Когда же открывается их тайна, верные священному обету, они возвращаются на свою родину в лебединой ладье.

Из-под пера композитора начинает рождаться музыка, какую никто раньше не слышал, - бесконечно льющаяся, наполняющая светом и внутренней силой. Охваченный необычайным вдохновением, он за несколько дней пишет план оперы, объединяя многие легенды в одну - историю о Лоэнгрине, сыне Парсифаля.

Принцесса Эльза, оклеветанная, обвинённая в убийстве брата и ждущая приговора, видит во сне прекрасного юношу в серебряных латах, пришедшего спасти её. Утром на суде, по старинному обычаю, король вопрошает, найдётся ли рыцарь, готовый в поединке заступиться за неё. Никто не осмеливается, и отчаявшаяся Эльза говорит о рыцаре из сна. Вдруг перед изумлённой толпой появляется ладья, влекомая лебедем, а в ней - тот самый рыцарь! Он вступает в поединок и побеждает клеветника, благородно даруя ему жизнь. Справедливость в королевстве восстановлена, и вот уже назначена свадьба Эльзы и прекрасного незнакомца. Он просит только об одном - чтобы девушка не спрашивала, кто он и откуда. Но яд сомнений всё же проникает в сердце Эльзы. Нарушив клятву, данную рыцарю, она всё-таки задаёт роковой вопрос… Вновь появляется лебединая ладья: расставание влюблённых неизбежно. На прощание Лоэнгрин открывает перед всеми свою тайну - он поёт о загадочной стране Монсальват, о своём отце Парсифале, о Братстве рыцарей и их миссии…

В судьбе Лоэнгрина Вагнер увидел и свою собственную судьбу. Судьбу Художника - нести людям свет, идеалы любви и справедливости, зная, что обыватели не поймут и не примут. Но он верил в силу Искусства исцелять и очищать души людей. «Я писал музыку к «Лоэнгрину» и как будто набрёл на источник живой воды среди пустыни; «Лоэнгрином» я как бы расставался со своим прошлым и намечал новый мир в будущем, мир, рисовавшийся всё более и более как прибежище от пошлости современного театра и оперы».

На одной из постановок «Лоэнгрина» побывал принц Людвиг Баварский. Он вырос и был воспитан в атмосфере рыцарских легенд и преданий старины, а Лоэнгрин был его любимым героем. Музыка потрясла Людвига! В то время Вагнер был на грани отчаяния, ни одно из его усилий не увенчивалось успехом, к тому же он вынужден был скрываться от преследования властей за участие в революции. Но он не переставал верить, что судьба поможет ему…

Вскоре молодой Людвиг стал королём Баварии. Первое, что он сделал, - разыскал автора «Лоэнгрина». И сам, словно Лоэнгрин, пришёл на помощь композитору, которого почитал. Он пригласил Вагнера в Мюнхен, стал его соратником и покровителем. Вместе они мечтали о новых временах, о новых рыцарях, о новом искусстве. Вагнер продолжил сочинять «рыцарские» оперы и построил специально для их постановок в Байройте театр - театр своей мечты. А Людвиг стал строить чудо-замки, и один из них - удивительный Нойшванштайн, «Новый лебединый утёс». Внешне замок напоминает лебедя, а внутри расписан сценами из рыцарских легенд. Но не для короля и свиты, не для людей предназначался этот замок. Там должны были поселиться мечты! Чтобы в каменной лебединой ладье отправиться дальше во времени, даря тем, кто ищет и ждёт, надежду, что Рыцари вернутся.

Борис Хомичев (из журнала «Человек без границ»)

Вопросы и задания:

Послушайте два различных музыкальных произведения - II часть Симфонии № 7 Л. Бетховена и – Антракт к III действию оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера. Наверное, каждый согласится, что звучание этих фрагментов обладает огромной силой воздействия. В чём заключается эта сила?

Согласны ли вы, что звучание Симфонии Бетховена вызывает одинаковые чувства у всех слушателей? Можно ли то же сказать о произведении Вагнера?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: