Тема 13. Изменения в государственном и общественном строе Российской империи в начале XX в.
Занятие 1
1. Изменения в государственном строе. Издание Манифеста 17 октября 1905 г. Провозглашение политических и гражданских прав и свобод и проблема их реализации. Изменение статуса Совета Министров.
2. Создание парламента в России. Преобразование Государственного совета. Учреждение Государственной думы. Избирательное законодательство. Место парламента в государственном строе Российской империи.
3. Система правоохранительных органов.
Вопросы и задания
1. Укажите законодательные акты 1905 – 1917 гг., регламентировавшие порядок выборов в Государственную думу.
2. Перечислите категории лиц, которые избирательный закон прямо не допускал до участия в выборах («отрицательные условия» участия в выборах).
3. Охарактеризуйте выборы в Государственную думу по следующим критериям: равные, прямые, всеобщие, тайные, свободные.
Методические рекомендации
При подготовке первого вопроса рассмотрите содержание Манифеста от 17 октября 1905 г. Какие гражданские и политические права и свободы были предоставлены гражданам Российской империи. Далее следует изучить гл. 2 Основных государственных законов Российской империи «О правах и обязанностях российских подданных». [ РЗ, т.9] Выделите личные и политические права российских подданных, а также определить статус иностранцев.
Обратите внимание на проводимую реформу исполнительной власти. Основными объектами реформирования стали Совет министров и Комитет министров. Решался вопрос о подчиненности исполнительной власти – принимаемые меры должны были не допустить создания правительства, ответственного перед депутатами, как это было в странах со сложившимися парламентскими традициями. Будучи вне контроля со стороны законодательного органа, председатель Совета министров находился в полной зависимости от монарха. Только император мог назначать и смещать его и членов кабинета. По усмотрению царя Совет министров мог собираться под его собственным председательством. За монархом оставалось право изменения любого решения правительства. Целый ряд важнейших вопросов — дела по ведомству императорского двора и уделов, государственной обороны и внешней политики — изымались из компетенции Совета.
Ведению обновленного Совета министров подлежали дела трех категорий. К первой группе относились дела высшего государственного управления: первоначальные предположения министерств и главноуправляющих по вопросам законов, имеющим государственную важность; дела, по которым нужно общее собрание или содействие разных министерств; издаваемые министрами циркуляры, имеющие государственное значение; все дела, назначенные к обсуждению в Совете по высочайшему повелению и др.
Вторая категория дел была связана с чрезвычайно-указным правом в порядке статьи 87 новой редакции Основных законов Российской империи, принятой в апреле 1906 г. Означенная статья придавала Совету министров законодательные функции, предусматривая возможность проводить законодательные акты через Совет министров, минуя законодательные органы.
Третью категорию дел, перешедших в ведение Совета министров после упразднения Комитета министров в апреле 1906 г., составили дела об установлении усиленной и чрезвычайной охраны, назначение местностей для лиц, приговоренных к поселению и текущие административные дела.
Далее следует остановиться на реформировании Государственного Совета. Итогом подготовительной работы по преобразованию Государственного совета в верхнюю палату парламента стало принятие серии законодательных актов в феврале 1906 г. К их числу относятся высочайший манифест «Об изменении Учреждения Государственного совета и пересмотре Учреждения Государственной думы», «Учреждение Государственного совета» и «Учреждение Государственной думы». Одновременно был опубликован высочайший указ «О переустройстве Государственного совета». [ РЗ, т.9] Изучите данные нормативные акты и определите порядок введения выборных членов в Государственный совет, его законодательные права, порядок выборов в верхнюю палату, а также ее внутреннюю структуру и порядок деятельности.
Занятие 2
«Порядок формирования
и правовой статус парламента 1905 – 1907 гг.»
1. Укажите законодательные акты 1905 – 1917 гг., регламентировавшие порядок выборов в Государственную думу.
2. Перечислите категории лиц, которые избирательный закон прямо не допускал до участия в выборах («отрицательные условия» участия в выборах).
3. Раскройте цензы («положительные условия» участия в выборах), закрепленные законодательством о выборах в Государственную думу.
4. Охарактеризуйте выборы в Государственную думу по следующим критериям: равные, прямые, всеобщие, тайные, свободные.
5. Можно ли утверждать, что изменения, внесенные в порядок выборов законом от 11 декабря 1905 года, реализовали статью 2-ю Манифеста 17 октября?
6. Дайте общую характеристику структуре парламента Российской Империи.
7. Укажите предметы ведения Государственной думы. Можно ли назвать этот перечень исчерпывающим?
8. Укажите предметы ведения Государственного совета.
9. Кому, согласно Основным Государственным Законам, принадлежало право законодательной инициативы («почин»)?
10. Назовите условия, при которых сохранял силу закон, изданный Императором самолично, без одобрения Государственной думы.
11. Какую роль выполнял Наказ Государственной думы? Какие вопросы были отражены в этом документе?
12. Укажите выборные должности в составе Государственной думы.
13. Перечислите постоянные комиссии Государственной думы.
14. Изложите порядок рассмотрения законов в Государственной думе (чтения, сроки, внесение поправок и т.д.). Какие вопросы имели особый порядок?
15. Каким образом регламентировались выступления депутатов? Назовите не менее 10 ограничений, закрепленных в Наказе Государственной думы.
16. Сколько депутатских голосов требовалось набрать для принятия того или иного решения?
17. Какие функции выполняло Совещание Государственной думы?
18. Прокомментируйте Манифесты о роспуске Государственной думы от 9 июля 1906 г. и от 3 июня 1907 г. Можно ли признать эти акты законными?
Вопросы и задания
1. Дайте общую характеристику структуре парламента Российской Империи.
2. Укажите предметы ведения Государственной думы. Можно ли назвать этот перечень исчерпывающим?
3. Укажите предметы ведения Государственного совета.
4. Изложите порядок рассмотрения законов в Государственной думе (чтения, сроки, внесение поправок и т.д.). Какие вопросы имели особый порядок?
5. Сформулируйте собственное определение «парламента» и укажите те его признаки, которые, на ваш взгляд, кажутся необходимыми. Обладал ли российский парламент 1906 – 1917 гг. этими признаками?
6. 19 августа 1906 года в России были учреждены военно-полевые суды. В каком порядке был принят законодательный акт об их учреждении? Какая судьба ожидала его в соответствии с Основными государственными законами 1906 года?