Роль письма в человеческом обществе




Звуковой язык – важнейшее средство человеческого общения, вторым таким средством является письмо. Появление письма было вызвано потребностью сохранения информации во времени и передачи ее в пространстве.

Письмо – это система графических (начертательных) знаков, используемых для фиксации звуковой речи с целью передачи ее на расстояние или закрепления во времени. По отношению к звуковой (устной) речи письменная форма вторична: производна и необязательна.

Звуковой форме языка столько же лет, сколько и самому человеку (период становления человека составляет приблизительно 5-7 млн лет), письму же всего лишь несколько тысяч лет. Письмо сопровождает человеческий язык лишь на последнем, очень кратком отрезке его развития.

Выдающийся немецкий ученый В. Гумбольдт писал: «Только звучащее слово является как бы воплощением мысли, письмо - воплощение звучания. Его наиболее общим значением является то, что оно фиксирует речь и этим делает возможным совсем иное размышление о ней, чем отзвучавшее слово, которое находит себе место только в памяти". В работе "Об отношении русского письма к русскому языку" И.А. Бодуэн де Куртене выделяет два вида речевой деятельности - "произносительно-слуховую и писанно-зрительную", которые соотносятся между собой следующим образом: "Произносительно-слуховое может возникать и мыслиться совершенно независимо от писанно-зрительного, писанно-зрительное же имеет смысл, осмысливается только в связи с произносительно-слуховым".

Вторичность письменной формы проявляется и в том, что есть немало неграмотных людей, для которых язык представлен только своей устной формой.

Кроме того, по мере развития письма оно постепенно превращается в своеобразную технику, требующую специального обучения, и в течение долгого времени обслуживает не все общество, а главным образом отдельные его группы (сперва жрецы, государственные чиновники, профессиональные писцы, затем интеллигенция, различные состоятельные слои общества и т.п.)

Между устной и письменной речью существуют серьезные различия, которые связаны с особенностями их порождения и восприятия. Так, устная речь спонтанна. Говоря что-либо, мы произносим звуки, из которых состоят предложения и слова, неосознанно. Устная речь не дискретна, она не членится на мельчайшие составляющие. Письменная же речь дискретна, так как создавая какой-либо текст, мы осознанно пишем букву за буквой, для чего первоначально расчленяем слово на звуки. При восприятии же речи это соотношение меняется. Уже доказано, что мы при восприятии речи воспринимаем и осознаем не звук за звуков, а целостными звуками отрезками.

Итак, письмо является своеобразным кодом, который переводит звуковой поток речи в линейную систему воспринимаемых с помощью органов зрения оптических сигналов. Указывая на вторичность письма по сравнению с устной речью, следует отметить и тот факт, что люди, которые много читают, делают это без мысленного проговаривания текста, а опытные машинистки печатают текст механически, то есть также без внутреннего проговаривания. Иными словами, с течением времени и приобретением достаточного опыта, чтение и письмо становятся более автономными, независимыми от слушания и говорения. Приблизительно то же происходит и с письменной речью, она все более и более обособляется от устной, и даже оказывает на нее сильное влияние.

Письмо восходит к тем временам, когда человек учился передавать свои мысли и чувства при помощи зримых знаков, понятных не только ему самому, но также и другим людям, более или менее осведомленным о той конкретной системе, в которую входят эти знаки.

Первоначально рисунки служили в качестве зримого выражения мыслей человека, причем эта рисуночная форма была в значительной мере независима от речи, выражавшей мысли в слышимой форме. Связь между письмом и речью была на ранних ступенях письма весьма слабой. Всякое послание имело только один смысл и могло быть интерпретировано читателем только одним определенным образом, но «прочесть», то есть выразить его словами, можно было по-разному и даже на разных языках.

В дальнейшем систематическое осуществление так называемой «фонетизации» дало человеку возможность выражать свои мысли в формах, которые соответствовали определенным категориям речи. С этого момента письмо постепенно утрачивает характер независимого средства выражения мыслей и превращается в инструмент речи, в средство, при помощи которого определенные формы речи могли быть запечатлены в устойчивом виде.

После того, как письмо развилось в собственно фонетическую систему, воспроизводящую элементы речи, появляется возможность говорить о практическом совпадении письма с речью. Письмо превратилось в способ выражения языковых элементов при помощи зримых знаков.

На современном этапе письменная форма языка выступает как достойный спутник формы звуковой и даже кое в чем теснит своего «соперника».

Возможность передачи письменной речи на любые расстояния постепенно приводит к тому, что каждое крупное общественное, научное и литературное явление, возникнув в каком-либо одном месте, становится затем достоянием всего человечества и тем самым способствует его объединению. Возможность закрепления письменной речи во времени позволяет всякому новому поколению овладевать всем богатством знаний, добытых в предшествующие эпохи, и продвигаться все дальше по пути прогрессивного развития.

По мере развития письмо начинает выполнять дополнительные задачи:

- письмо успешно служит для литературной и научной обработки и является основой для развития литературно-художественного творчества;

- письмо способствует закреплению отвлеченных знаний в системе точных научных знаков (математических, физических, химических, астрономических и т.д.) и значительно облегчает оперирование этими понятиями (наиболее простой пример – письменные цифровые вычисления);

- письмо по сравнению со звуковой речью ускоряет и облегчает восприятие и изучение передаваемого содержания. Дифференциация человеческой деятельности привела к тому, что в настоящее время существуют тексты, которые предназначены именно для зрительного восприятия, или чтения, они содержат чрезвычайно сложную, системно и логически организованную информацию, которую невозможно полностью освоить при прослушивании, необходимо иметь возможность прочитать ее;

- письмо используется для незаметной, неслышной передачи сообщений;

- в некоторых, особых случаях (например, у глухонемых) письменные знаки, графические образы слов становятся материальными носителями понятий.

Характерная для современного общества массовая, почти поголовная грамотность, доступность обучения чтению и письму, важность книгопечатания как отдельной отрасли культуры, бурное развитие печатных средств массовой информации (газет, журналов), вошедшие в наш быт компьютеры, факсы, электронная почта – все это свидетельства быстрого прогресса письменной формы языка.

Письменная информация воспринимается и перерабатывается человеком быстрее, чем слуховая, письмо более «членораздельно», чем устная речь (буквы четко отделяются друг от друга, особенно в печатном виде) и более «интернационально» (разные народы могут пользоваться одной и той же буквенной системой). Появляются специальные науки, изучающие письмо как объект: графология (почерковедение) и палеография (наука о древних текстах); на смену древней каллиграфии приходит искусство шрифта; каждый язык вырабатывает свои правила орфографии и пунктуации.

С развитием письменности у каждого народа складывается литературный язык, нормы языка. Мы говорим "говорит как по писанному", "говорит как пишет", когда хотим подчеркнуть правильную бойкую речь говорящего. Л.В. Щерба писал: "Несомненно, что при известных условиях жизни в той или другой мере развивается письменный язык, не рассчитанный на произнесение, и я глубоко убежден, что возникновение некоторых явлений литературных языков, как, например известные сложные синтаксические построения и многие другие явления, объясняются именно таким путем". Письменная форма языка постепенно становится все более независимой от устной, ее элементы, графические знаки, начинают функционировать наравне с фонетическими как различные формы материализации значений. Складывается особый книжный стиль языка, тексты которого рассчитаны не на произнесение, а на прочтение, что дает возможность оперировать более сложными логическими понятиями, абстрактными значениями.

Все это говорит о возрастании роли письма и некотором «отступлении в тень» на этом фоне первичной – звуковой – материи языка. Не следует все же представлять себе, что устная и письменная речь, автономизируясь, отдаляются друг от друга. Законы, на основе которых организуются, выстраиваются письменные и устные тексты, являются общими для обеих форм языка.

Однако письмо никогда не может рассматриваться как точный эквивалент устной формы языка. Такое идеальное соответствие, при котором одна речевая единица выражалась бы одним знаком, а один знак выражал бы только одну речевую единицу, так и не было достигнуто письмом. Даже алфавитное письмо, наиболее развитая из всех форма письма, изобилует проявлениями непоследовательности в передаче отношений между знаком и звуком.

Любое письмо, даже фонетическое, изобилует формами, которые, будучи прочитаны вслух, двусмысленны и легко могут быть поняты неправильно. Существование так называемых «визуальных морфем», то есть форм, которые передают значение только на письме, показывает, что письмо может иногда функционировать в качестве средства коммуникации отдельно от речи и в дополнение к ней.

 

Значение письма

Джеймс Г. Брестед, знаменитый чикагский историк и востоковед, сказал однажды: «Изобретение письма и удобной системы для записи на бумаге имело большее значение для дальнейшего развития человеческого рода, чем какое бы то ни было другое интеллектуальное достижение в истории человека». К этому утверждению можно присоединить мнения многих других великих людей: Карлейля, Канта, Мирабо и Ренана, - веривших, что изобретение письма положило подлинное начало человеческой цивилизации. Такого рода взгляды получили поддержку этнографов, неоднократно утверждавших, что, подобно тому как язык отличает человека от животного, так письмо отличает цивилизованного человека от варвара.

Как выглядят эти положения в свете истории? Верно ли, что именно письму мы главным образом обязаны теми решительными переменами, которые привели человека к цивилизации? Ответ непрост.

Повсюду в древнем мире письмо появляется в период внезапного роста всех тех разнообразных элементов, совокупность которых мы обычно называем цивилизацией. Когда бы оно ни произошло, появление письма совпадает по времени с таким всплеском в развитии государства, ремесел, торговли, промышленности, металлургии, средств и путей сообщения, сельского хозяйства и одомашнивания животных, по сравнению с которым культуры всех предыдущих периодов, бывших бесписьменными, кажутся чрезвычайно примитивными. Однако нет нужды ратовать за то, что появление письма было единственным фактором, которому мы обязаны возникновением цивилизации. Скорее, можно считать, что совокупность факторов — географических, социальных и экономических, — ведущих к возникновению развитой цивилизации, одновременно создавала комплекс условий, при которых нельзя было обходиться без письма. Или, говоря другими словами, письмо существует только в условиях цивилизации, а цивилизация не может существовать без письма.

В нашем современном обществе трудно представить себе интеллигентного и культурного человека, который не умел бы читать и писать. Искусство письма стало столь распространенным, что оно составляет теперь органическую и необходимую часть нашей культуры. Мы прошли долгий путь с той поры, когда гордые, но неграмотные короли средневековья ставили вместо своего имени крест.

В наши дни неграмотный человек не может рассчитывать на успешное участие в прогрессе человечества, и это касается как отдельных индивидуумов, так и любых групп индивидуумов, а также целых социальных слоев или этнических единиц.

Значение письма нетрудно понять, если попытаться представить себе наш мир без письма. Что бы мы делали без книг, газет, писем?

Что бы произошло с нашими средствами коммуникации, если бы мы вдруг утратили способность писать, или с нашими знаниями, если бы мы не смогли прочесть о достижениях прошлого? Письмо имеет такое значение в нашей повседневной жизни, что наша цивилизация скорее могла бы существовать без денег, металлов, радио, парового двигателя или электричества, нежели без письма.

Письменность очень важна для человеческого общества, поскольку именно она помогает отчасти связать между собой людей различных рас и национальностей, людей, находящихся друг от друга на большом расстоянии. Именно после появления письменности были созданы первые своды законов, которые и соединили отдельные разрозненные части государств между собой.

Однако вследствие широкого распространения письма нанесен непоправимый ущерб устной традиции. Если мы сравним то, что мы знаем о наших собственных предках, кроме разве непосредственных дедушек и бабушек, с тем, что знают о своих предках неграмотные бедуины, этого окажется достаточно, чтобы увидеть огромную разницу. Средний бедуин не может обратиться к письменным документам, чтобы получить сведения о своей семье или о своем племени; знания о прошедших событиях он должен хранить в своей памяти и передавать эти знания другим исключительно из уст в уста. Широкое применение устной традиции представляет собой важный фактор, стимулирующий обострение и развитие способностей к запоминанию. Хорошо известно, что мудрецы древней Индии учили Веды наизусть, так же как древние греки "Илиаду" и "Одиссею". Нам же не приходится заучивать наших великих классиков наизусть. Мы можем прочесть их в книгах. Выражение "ex libro doctus" ("книжный ученый") вполне применимо к подавляющему большинству из нас. Современное знание состоит не только в знании как таковом, но также и в умении найти факты в книгах и библиотеках.

Письмо и язык

Взаимосвязь между языком и письмом очень тесна, и их влияние друг на друга чрезвычайно сильно. Часто бывает трудно изучать язык без знания соответствующего письма, и совершенно невозможно понять письмо без знания языка, для которого оно применяется.

Письмо более консервативно, чем язык, и оказывает могущественное сдерживающее влияние на естественное развитие языка.

Письменный язык часто сохраняет более старые формы, которые уже не употребляются в повседневном языке. Мы часто употребляем на письме формы, уже не применяемые в языке, на котором говорим.

Наглядные примеры сдерживающей силы письма можно почерпнуть из наблюдений над фонетическим и морфологическим развитием любого языка. Тот факт, что изменения, происшедшие в английском языке за последние четыреста или пятьсот лет, по сравнению со значительными изменениями предыдущего периода относительно малы, можно в известной мере приписать широкому распространению грамотности именно в этот промежуток времени. С другой стороны, можно наблюдать весьма быстрые изменения, происшедшие в наше время в языках примитивных обществ, лишенных настоящего, фонетического письма. Некоторые из индейских языков изменяются так быстро, что молодежи бывает трудно, если не невозможно, общаться с людьми на три или четыре поколения старше себя. Непрерывное изменение языков приводит к их превращению в новые языки и диалекты. Существование сотен языков и диалектов у индейцев Америки и у банту в Африке — прекрасный тому пример.

В одних случаях сказанное слово сильнее и выразительнее написанного, в других, наоборот, написанное бывает эффективнее и больше соответствует поставленной задаче, чем сказанное. Известно сильное влияние, оказываемое словом, произнесенным с амвона или с политической трибуны. С другой стороны, есть науки, такие, как математика, столь насыщенные сложной символикой, что только письмо может выразить ее достаточно кратко и полно. Действенность речи часто увеличивается благодаря применению письменных символов. Так, в классе мы часто пользуемся доской, чтобы с ее помощью сделать более наглядными и понятными вещи, трудно воспринимаемые на слух.

Письмо часто бывает более выразительным, чем речь. Это особенно верно по отношению к рисуночному письму, то есть такому письму, которое, подобно египетскому, сохраняет облик рисунков. Так, например, в предложении "Я ставлю цветы в вазу" нет указания ни на размер, ни на форму вазы. В рисуночном же письме можно изобразить вазу или сосуд большего или меньшего размера, определенного цвета и формы, так, чтобы стало ясно, какие качества имеются в виду. Иногда дополнительная информация может сообщаться при помощи непроизносимых детерминативов, как, например, при постановке детерминатива для предметов из камня или из металла, присоединяемого к рисунку сосуда.

Письмо как искусство

Хотя основным назначением письма является не достижение художественного эффекта, а запись и передача сообщения, все же письмо во все времена включало в себя элементы эстетического воздействия. Письмо в этом отношении сходно с фотографией, так как первичными для них обоих являются практические задачи, но они, кроме того, могут оказывать и эстетическое воздействие.

Эстетическая сторона письма бывает иногда так преувеличена, что письмо начинает служить только целям орнаментации в ущерб своему основному назначению быть средством коммуникации: достаточно, например, взглянуть на арабское орнаментальное письмо, такое красивое, но такое трудное для чтения, или на вычурные надписи некоторых вывесок и реклам нашего времени.

Письмо в своем эстетическом, а не утилитарном аспекте является одной из форм искусства вообще. В этом качестве оно разделяет общие закономерности развития искусства и часто проявляет свойства, которые присущи другим формам последнего. Нетрудно заметить, что, например, округлые линии каролингского почерка идут рука об руку с округлыми линиями романской архитектуры, тогда как для более позднего готического почерка характерны угловатые и остроконечные формы, свойственные готической архитектуре.

Во всех развитых системах письма можно выделить два основных типа: тщательно выполненное каллиграфическое письмо, применяемое для публичных и монументальных целей, и сокращенное курсивное письмо, употребляемое в частной жизни, прежде всего в письмах. Эстетически совершенное исполнение, разумеется, полнее проявляется в каллиграфическом письме, чем в курсивном. Рука об руку с преобразованием каллиграфического письма в курсивное идет и превращение рисуночных форм, в которых изображение отчетливо узнаваемо, в линейные, где первоначальный рисуночный характер знаков уже неразличим.

Писцовые школы, имеющие каждая свои характерные особенности, известны во все периоды существования письма. Нетрудно, например, определить принадлежность к лагашской школе маленьких шумерских глиняных табличек периода III династии Ура, написанных очень мелкими клинописными знаками, а в выполненных с особой тщательностью хеттских иероглифических надписях относительно легко узнаются ведущие черты богазкёйской писцовой школы. Роль индивидуального творчества писцов в древние периоды нам мало известна, хотя они иногда и подписывали свои имена в конце надписей и документов.

Письмо и религия

Представление о божественном происхождении письма засвидетельствовано повсеместно, как в древности, так и в наше время, как среди цивилизованных, так и среди примитивных народов. Оно связано главным образом с широко распространенной верой в магическую силу письма.

Повсюду, как на Востоке, так и на Западе, введение письма приписывается божеству. У вавилонян письмо изобрел бог Набу — покровитель наук и писец богов, который тем самым занял место, отводившееся в более древней месопотамской традиции отчасти богине Нисабе. Египтяне верили, что изобретателем письма был бог Тот, и письмо свое они называли "язык богов". В китайских легендах изобретателем письма считался либо Фу-си — основоположник торговли, либо мудрец Цан Цзе с ликом четырехглазого дракона. По представлениям древних евреев, у них, помимо более позднего "человеческого" письма, некогда имелось более древнее "божественное" письмо. По исламской традиции, сам бог был создателем письма. С точки зрения индусов, им был Брахма; считалось, что именно он дал людям знание букв. Скандинавская сага приписывает изобретение рун Одину, а в ирландских легендах изобретателем письма является Огме.

Вера в священный характер письма особенно сильна в странах, где знание письма является привилегией особого класса или особой касты писцов. Древний Ближний Восток, где писать обычно умели только жрецы-писцы, особенно богат всякими мистическими легендами о происхождении письма. С другой стороны, Греция, где знание письма не было привилегией жрецов, а представляло собой достояние всех граждан, почти совершенно не знает мифов такого рода.

У примитивных народов письмо и книги вызывают удивление и становятся поводом для самых фантастических догадок. По книге можно гадать. Книга может предсказать будущее и раскрыть тайное, она может указать путь и дать совет и вообще обладает мистической силой. Обучение чтению и письму для примитивного человека равносильно посвящению в новый религиозный ритуал, обращению в новую религию. Книга рассматривается как живое существо, которое может "говорить". Примитивный человек боится магической силы ее "слов". Рассказывают, что туземный гонец отказался взять письменное послание, опасаясь, что письмо будет разговаривать с ним, пока он будет его доставлять. В другом случае гонец не соглашался взять письмо, пока не пронзил его своим копьем, чтобы оно не смогло разговаривать с ним в пути. Письменное послание представляет собой таинственное существо, обладающее способностью все видеть. Известен рассказ об индейце, который был послан одним миссионером к другому с четырьмя караваями хлеба и письмом, в котором указывалось их количество. Индеец съел один каравай и, разумеется, был обличен. Когда через некоторое время его опять послали с таким же поручением, он снова украл каравай, но на этот раз из предосторожности положил письмо под камень, чтобы оно не видело, как он ест хлеб. Известен аналогичный случай, имевший место в Австралии. Туземец, укравший часть табака из пакета с сопроводительным письмом, был удивлен, что его обличили: ведь когда он брал табак, письмо лежало в дупле, куда он нарочно спрятал его на это время. Туземец выместил свой гнев на письме, яростно избив его.

Сила талисмана или амулета зависит в значительной мере от письменных знаков, которые в нем заключены. Это касается и вавилонских амулетов с нанесенными на них формулами, представлявшими собой абракадабру. Даже в наше время мы постоянно сталкиваемся с широким использованием веры в магическую силу письма. Здесь уместно вспомнить о филактериях с текстом из Писания, которые надевают евреи во время молитвы, а также о надписях на дверных косяках еврейских домов, якобы предохраняющих жителей от беды.

Магометане носят амулеты с заключенными в них стихами из Корана. У христиан мы встречаемся с обычаями обмахивания больного человека страницами Библии или глотания больным катышка, свернутого из листка бумаги с написанной на нем молитвой.

Письмо и язык представляют собой внешние символы наций. Именно поэтому первой задачей завоевателя при истреблении покоренного им народа является уничтожение сокровищ его письменного слова. По этой причине Кортес, завоевав Мексику в 1520 г., приказал сжечь все ацтекские книги — ведь они служили бы туземному населению напоминанием о его былой славе. По этой же причине испанская инквизиция, посылая евреев на костер, сжигала вместе с ними и их Талмуд. По этой же причине нацисты, стремившиеся уничтожить идеологии, враждебные их собственной, сжигали книги своих противников.

Письменность и наука

Появление письменности оказало решающее влияние на развитие науки. Трудно себе представить развитие таких научных дисциплин, как химия, физика, математика, биология и др. без письменности. Если бы не существовало письменности, был бы очень затруднен обмен информацией между различными учеными, поскольку с развитием науки объемы знаний также увеличиваются. В случае, если бы не было письма вообще невозможно было бы говорить о науке, как таковой, существовали бы отдельные, обрывочные знания. А без науки был бы просто невозможен прогресс человечества.

Выводы

Письменная речь, являясь вторичной по отношению к звучащей речи, с течением времени все более обособляется от устной.

Изобретение письма без преувеличения можно считать вторым по важности изобретением человечества после языка. Появление письма знаменовало интеллектуальную революцию. Люди получили возможность передавать свой опыт грядущим поколениям, а потомки получили возможность слышать "голос прошлого". Это повлияло на ускорение развития науки, техники, культуры и вообще всей цивилизации. Опыт поколений стал общемировым достоянием, научные идеи и открытия стали общедоступными, исчезла необходимость открывать уже открытое, а все это сказалось на интенсификации мышления и на научно-техническом и культурном прогрессе.

Возросла и объединяющая роль языка, поскольку письмо способствовало оптимальной организации общественной жизни, производства, торговли. Административные документы, общественно-политическая и художественная литература, использовавшиеся одном языке, стали доступны всего миру.

Несмотря на огромные достижения, научно-технический прогресс в области накопления, хранения и передачи информации, человечество до настоящего времени так и не придумало другой системы, равной письму и способной в той же мере выполнять эти функции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: