Требования к результатам освоения содержания дисциплины. Формы контроля. II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




В результате освоения дисциплины можно сформировать следующие компетенции:
ОК-4 способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, самостоятельно принимать решения и готовностью нести за них ответственность
ОК-6 стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, способностью намечать пути и выбирать средства развития своих достоинств и устранения недостатков
ОК-8 осознанием сущности и значением информации в развитии современного общества; владением основными методами и средствами получения, хранения, переработки информации; навыками работы с компьютером как средством управления информацией
ОК-11 готовностью применять экономические законы и теории, определять экономические показатели
ПК-1 способностью применять основные законы социальных, гуманитарных, экономических и естественных наук в профессиональной деятельности, а также методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; владением математическим аппаратом при решении профессиональных проблем
ПК-3 способностью управлять ассортиментом и качеством товаров и услуг, оценивать их качество, диагностировать дефекты, обеспечивать необходимый уровень качества товаров и их сохранение, эффективно осуществлять контроль качества товаров и услуг, приемку и учет товаров по количеству и качеству
ПК-5 способностью осуществлять управление торгово-технологическими процессами на предприятии, регулировать процесс и хранение, проводить инвентаризацию, определять и мини минимизировать затраты материальных и трудовых ресурсов, а также учитывать и списывать потери
ПК-11 способностью осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку информации, необходимой для организации и управления профессиональной деятельностью (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной)
ПК-12 готовностью работать с технической документацией, необходимой для профессиональной деятельности (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной) и проверять правильность ее оформления
ПК-13 способностью обеспечивать материально-техническое снабжение предприятия, закупки и продажу (сбыт) товаров, управлять товарными запасами

 

В результате освоения компетенций студент должен:

1. Знать:

1.1. Способы сбора и обработки данных в отрасли (ОК-8, ПК-11);

1.2. Методики расчета социально-экономических показателей в торговле (ОК-8, ПК-11, ПК-12).

1.3. Методы анализа данных, необходимых для решения поставленных экономических и социальных задач в торговле (ПК-5, ПК-13).

2. Уметь:

2.1. Собирать и обрабатывать данные по отрасли с помощью различных статистических методов (ОК-8, ПК-11);

2.2. Выбирать инструментальные средства для обработки данных в отрасли в соответствии с поставленными задачами (ПК-12, ПК-13);

2.3. Собирать, анализировать и интерпретировать необходимую информацию, содержащуюся в различных формах отчетности по отрасли и прочих отечественных и зарубежных источниках (ОК-4, ОК-8, ПК-5, ПК-12);

2.4. Анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики торговли о социально-экономических явлениях и процессах (ОК-11, ПК-11, ПК-12).

3. Владеть:

3.1. Навыками сбора и обработки необходимых данных по отрасли (ПК-3, ПК-5, ПК-11, ПК-12);

3.2. Навыками выбора и применения инструментальных средств для обработки данных по торговле (ОК-8, ПК-5, ПК-13);

3.3. Навыками анализа и интерпретации информации по статистике торговли, содержащейся в различных отечественных и зарубежных источниках (ПК-3, ПК-5, ПК-12, ПК-13);

3.4. Навыками выявления тенденций в развитии социально-экономических процессов в торговле (ПК-3, ПК-5);

3.5. Навыками интерпретации результатов, полученных в процессе анализа и формулирования выводов и рекомендаций по отрасли торговли (ПК-3, ПК-5, ПК-11)

 

Формы контроля

Текущий контроль осуществляется лектором и преподавателем, ведущим практические занятия, в виде:

- письменного и устного опроса по теории;

- практических занятий;

- контрольных работ;

- письменных домашних заданий;

- индивидуальных самостоятельных заданий;

- промежуточного тестирования по отдельным разделам дисциплины.

Промежуточная аттестация – экзамен в письменной форме.

Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины «Статистика» осуществляется в соответствии с Приложением 1.

 

 


 

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Содержание разделов дисциплины

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины (темы) Содержание Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии
Теория статистика
1. Предмет, методы и задачи статистики. Основные понятия и категории. Три понимания термина «Статистика». История возникновения статистики как науки. Современное определение статистики как науки. Основные черты и особенности предмета статистической науки. Понятие статистической методологии. Место статистики в современной экономической науке. Предмет, метод, задачи курса. Основные категории статистической науки. Статистическая совокупность. Единица совокупности. Понятие признака. Вариация признака. Статистическая закономерность. Этапы статистического исследования. Источники статистической информации. ОК-8,ОК-11, П К--11 Знать: предмет и объект статистики как науки; основные категории статистики и ее задачи Лекции, самостоятельная работа с литературой
2. Статистическое наблюдение Понятие статистического наблюдения. Этапы статистического наблюдения. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения. Единица наблюдения. Объект наблюдения. Время наблюдения и критический момент наблюдения. Организационные формы статистического наблюдения. Отчетность. Специально организованное статистическое наблюдение. Регистры. Способы статистического наблюдения. Непосредственное наблюдение. Документальный способ. Опросы. Виды статистического наблюдения по времени регистрации фактов. Текущее, периодическое и единовременное наблюдения. Виды статистического наблюдения по охвату единиц совокупности. Сплошное и несплошное наблюдения. Виды несплошного наблюдения. Выборочное наблюдение. Метод основного массива. Метод моментных наблюдений. Монографическое наблюдение. Точность статистического наблюдения. Ошибки статистического наблюдения. Случайные и систематические ошибки репрезентативности и регистрации. ОК-8, ПК-11, ПК-12 Знать: виды и этапы наблюдения, источники информации, порядок сбора информации. Уметь: выделять необходимые источники информации, собирать информацию. Владеть: навыками выделения источников и сбора информации Лекции, самостоятельная работа с литературой
3. Статистическая сводка и группировка. Ряды распределения. Статистические таблицы и графики Группировка и сводка материалов статистических наблюдений. Понятие сводки и группировки. Виды сводки. Простая и сложная сводки. Виды группировок. Группировочный признак. Простая и сложная группировки. Типологическая, структурная и аналитическая группировки. Определение количества групп при равномерном и неравномерном распределении единиц совокупности. Определение значения признака в каждой группе. Понятие интервала. Равные и неравные интервалы. Закрытые и открытые интервалы. Группировки с произвольными и специализированными интервалы. Понятие ряда распределения и его виды. Вариационные и атрибутивные ряды распределения и его элементы. Варианта, частота и частость. Виды вариационных рядов распределения. Интервальные и дискретные вариационные ряды распределения. Графическое изображение рядов распределения. Полигон, гистограмма, кумулята. Вторичная группировка. Приемы вторичной группировки. Долевая перегруппировка и укрупнение интервалов. Статистические таблицы и их элементы. Виды статистических таблиц по характеру подлежащего. Виды статистических таблиц по разработке показателей сказуемого. Правила построения статистических таблиц. Понятие о статистическом графике. Его элементы. Классификация видов графиков. Диаграммы сравнения. Структурные диаграммы. Диаграммы динамики. Статистические карты. Методы:статистические группировки, таблицы и графики, диаграммы. ПК-11, ПК-12 Знать: виды статистической сводки и группировки, методы группирования данных, построение рядов распределения и представление результатов. Уметь: проводить сводку и группировку в зависимости от типа данных, строить ряды распределения, разрабатывать статистические таблицы, строить графики. Владеть: навыками проведения сводки и группировки данных, построения рядов распределения, статистических таблиц и графиков Лекции, семинары, письменное домашнее задание, самостоятельная работа с литературой, расчетно-аналитическое задание
4. Абсолютные и относительные показатели Понятие статистического показателя. Показатель-категория и конкретный статистический показатель. Абсолютные и относительные величины. Понятие и виды абсолютных величин. Натуральные и условно-натуральные измерители. Стоимостные и трудовые единицы измерения. Понятие и виды относительных величин. Формы выражения относительных величин. Относительный показатель плана. Относительный показатель реализации плана. Относительный показатель динамики. Базисный и цепной показатели динамики и их взаимосвязи. Относительный показатель структуры. Относительные показатели координации и сравнения. Относительный показатель интенсивности и его особенности. Методы:абсолютные и относительные величины, графики и диаграммы. ОК-8, ПК-11, ПК-12 Знать: виды статистических показателей, абсолютных и относительных показателей. Уметь: рассчитывать абсолютные показатели в условно-натуральных измерителях, рассчитывать относительные показатели, интерпретировать полученные результаты. Владеть: навыками расчета абсолютных показателей в условно-натуральных измерителях и относительных показателей, интерпретации результатов Лекции, семинары, письменное домашнее задание, самостоятельная работа с литературой
5. Средние величины Средние величины. Сущность, понятие и особенность средней величины. Виды средних величин. Средняя степенная и ее виды. Исходное соотношение средней. Простая и взвешенная средняя величина. Средняя арифметическая величина. Свойства средней арифметической величины и их практическое применение. Средняя гармоническая величина. Средняя геометрическая величина. Средняя квадратическая величина. Средняя структурная, ее значение и виды. Мода, медиана, квартили, децили. Методы:статистические группировки, таблицы, графики, средние величины. ПК-11, ПК-12 Знать: виды средних величин и области их применения; особенности применения средних величин в различных совокупностях; особенности применения моды и медианы. Уметь: рассчитывать различные виды средних, моду и медиану и интерпретировать полученные результаты. Владеть: навыками расчета средних величин, моды и медианы, формулирования выводов Лекции, семинары, письменное домашнее задание, расчетно-аналитическое задание консультации преподавателей
6. Показатели вариации Понятие вариации. Особенности вариации во времени и в пространстве. Показатели вариации. Абсолютные показатели вариации. Размах вариации. Среднее линейное отклонение. Дисперсия. Свойства дисперсии и их практическое применение. Среднее квадратическое отклонение. Правило «трех сигм». Виды дисперсий. Внутригрупповая дисперсия. Средняя из внутригрупповых дисперсий. Межгрупповая дисперсия. Общая дисперсия. Правило сложения дисперсий. Относительные показатели вариации. Эмпирическое корреляционное отношение. Эмпирический коэффициент детерминации. Коэффициент осцилляции. Линейный коэффициент вариации. Коэффициент вариации. Вариация альтернативного признака. Средняя величина альтернативного признака. Среднее квадратическое отклонение и дисперсия альтернативного признака. Методы:статистические группировки, таблицы, графики, средние величины, показатели вариации и характеристик распределения. ПК-5, ПК-11, ПК-12 Знать: виды показателей вариации и область и цель их применения. Уметь: рассчитывать показатели вариации и интерпретировать результаты. Владеть: навыками выбора расчетных формул, расчета показателей вариации, формулирования выводов. Лекции, семинары, письменное домашнее задание, самостоятельная работа с литературой, расчетно-аналитическое задание консультации преподавателей
7. Выборочное наблюдение Выборочное наблюдение. Понятие выборочного наблюдения, причины его применения. Преимущества выборочного наблюдения. Теоретические основы выборочного наблюдения. Средняя и предельная ошибки выборки. Определение доверительных интервалов. Виды отбора. Индивидуальный, групповой и комбинированный отборы. Расчет средней ошибки при комбинированном отборе. Повторный и бесповторный отборы. Типы выборок. Собственно случайная выборка. Механическая выборка. Типическая выборка. Серийная выборка. Расчет предельной ошибки выборки в разных типах выборок. Определение необходимой численности выборочной совокупности для разных типов выборок. Необходимые условия для определения численности выборки. Распространение результатов выборочного обследования на генеральную совокупность. Метод прямого счета и метод поправочного коэффициента. Малая выборка. Особенности расчета средней и предельной ошибки в малых выборках. Методы:статистические группировки, относительные и средние величины, показатели вариации, методы выборочного наблюдения. ОК-8, ПК-5, ПК-11, ПК-12 Знать: виды и способы выборочного наблюдения, его теоретические основы, виды ошибок выборочного наблюдения. Уметь: проводить выборочное наблюдение, рассчитывать ошибки выборочного наблюдения, определять необходимую численность выборки, распространять результаты выборочного наблюдения на генеральные совокупности. Владеть: навыками проведения выборочного наблюдения, обработки результатов выборочного наблюдения, расчета ошибок выборок, определения необходимой численности выборки. Лекции, семинары, письменное домашнее задание, самостоятельная работа с литературой, расчетно-аналитическое задание, консультации преподавателей
8. Статистическое изучение взаимосвязи явлений Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений. Понятие причинно-следственных связей, регрессии и корреляции. Факторные и результативные признаки. Виды и характеристика связи между явлениями. Функциональная и стохастическая связь. Линейная и нелинейная зависимость. Понятие корреляционного, регрессионного и корреляционно-регрессионного анализа. Предпосылки и условия применения корреляционно-регрессионного анализа. Статистические методы классификации, группировки и моделирования социально-экономических явлений. Парная регрессия. Метод наименьших квадратов. Оценка существенности корреляции на основе парного коэффициента корреляции. Оценка статистической значимости параметров уравнения регрессии и парного коэффициента корреляции на основе t-критерия Стьюдента. Интерпретация уравнения парной регрессии. Линейный коэффициент корреляции, пределы его изменения и интерпретация. Множественная (многофакторная) регрессия. Пошаговая регрессия. Мультиколлинеарность и причины ее возникновения. Исключение явления мультиколлинеарности в корреляционно-регрессионном анализе. Оценка существенности корреляции на основе частных, парных и множественных коэффициентов корреляции. Интерпретация уравнения множественной регрессии. Оценка статистической значимости параметров уравнения регрессии. Оценка адекватности уравнения на основе коэффициента аппроксимации и F-критерия Фишера. Оценка существенности связи. Частные коэффициенты эластичности и детерминации. Множественный коэффициент детерминации. Q-коэффициент. Теоретическое корреляционное отношение. Методы:статистические группировки, средние величины, показатели вариации, методы корреляционно-регрессионного анализа. ОК-8, ПК-5, ПК-11, ПК-12 Знать: сущность причинно-следственный связей, виды связей, зависимостей и признаков, сущность корреляционно-регрессионного анализа, предпосылки и условия его применения, понятие и сущность парной и множественной регрессии и параметры их оценки. Уметь:применять корреляционно-регрессионный анализ, рассчитывать параметры парной и множественной регрессии и корреляции, проводить статистическую значимость и адекватность параметров регрессии и корреляции. Владеть: навыками построения регрессионных моделей, проведения корреляционно-регрессионного анализа, расчета параметров парной и множественной регрессии, оценки значимости и адекватности параметров и уравнений регрессии, интерпретации результатов. Лекции, семинары, письменное домашнее задание, самостоятельная работа с литературой, расчетно-аналитическое задание, компьютерные занятия, консультации преподавателей
9. Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений Ряды динамики. Понятие рядов динамики. Их элементы и виды. Интервальные и моментные временные ряды. Сопоставимость уровней ряда динамики. Основные причины несопоставимости уровней ряда динамики. Приемы приведения рядов динамики к сопоставимому виду. Смыкание ряда динамики и приведение к единому основанию. Аналитические показатели ряда динамики. Абсолютный прирост. Коэффициент роста. Темп роста. Темп прироста. Абсолютное значение 1 % прироста. Средние уровни ряда динамики. Средняя хронологическая величина и особенности ее применения в рядах динамики. Средние аналитические показатели ряда динамики. Средний абсолютный прирост. Средний коэффициент роста. Средний темп роста. Средний темп прироста. Методы выявления общей тенденции развития явления. Экстраполяция и интерполяция. Методы:временные ряды, относительные и средние величины, методы выявления общей тенденции. ПК-11, ПК-12, ПК-13 Знать: виды рядов динамики, особенности их анализа, особенности расчета показателей, характеризующих ряды динамики, методы выявления тенденций. Уметь: строить временные ряды, рассчитывать характеристики рядов динамики: цепные, базисные и средние, выявлять тенденции. Владеть: навыками анализа рядов динамики, расчета различных характеристик, выявления тенденций изменения показателей Лекции, семинары, письменное домашнее задание, самостоятельная работа с литературой, расчетно-аналитическое задание, компьютерные занятия, консультации преподавателей
10. Экономические индексы Индексы. Понятие экономических индексов и их классификация. Сфера применения экономических индексов. Понятие индексируемой величины и веса индекса. Индивидуальные и сводные индексы. Агрегатные и средние индексы. Особенности применения агрегатных и средних индексов и их интерпретация. Арифметические и гармонические индексы. Системы динамических индексов. База индекса. Системы индексов с постоянными и переменными весами. Особенности их построения для количественных и качественных показателей. Индексы Ласпейреса и Пааше. Индекс инфляции. Индекс-дефлятор. Индекс потребительских цен. Идеальный индекс Фишера. Структурные индексы. Анализ динамики среднего уровня качественного показателя. Особенности построения и их интерпретация. Пространственно-территориальные индексы. Индекс Эджворта. Многофакторные индексы. Метод взаимосвязанных частных индексов. Методы:абсолютные, относительные и средние величины,методы временных рядов, индексные методы. ОК-8, ПК-11, ПК-12 Знать: виды и назначение экономических индексов, методы их построения и преобразования, методы построения и применения структурных и территориальных индексов, интерпретацию индексов. Уметь: строить индивидуальные, сводные агрегатные и средние индексы, временные и территориальные индексы, структурные индексы; интерпретировать полученные результаты. Владеть: навыками построения и интерпретации экономических индексов во времени и пространстве. Лекции, семинары, письменное домашнее задание, самостоятельная работа с литературой, расчетно-аналитическое задание, консультации преподавателей



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: