Скреперные установки входят в группу транспортных средств цикличного действия, использующихся при подземной разработке месторождений полезных ископаемых, начиная с первых этапов развития горной промышленности.
Скреперные установки классифицируют
* по назначению:
- подземные;
- поверхностные.
* по виду трассы:
- прямолинейные;
- криволинейные.
* по числу барабанов лебедки:
- двухбарабанные;
- трехбарабанные.
Принцип действия скреперных установок (см. рис. 17.1, а) основан на цикличном транспортировании разрыхленной горной массы методом волочения по почве выработки в самозагружающихся из штабеля груза транспортных сосудах (скреперах) с помощью лебедки и канатной тяги.
Рис.1. Схема скреперной установки с разгрузкой руды в рудоспуск:
1 - скреперная лебедка; 2 - скрепер; 3 - головной канат;
4 - хвостовой канат;.5 - отклоняющий блок;
6 - рудоспуск;7 - поддерживающий блок.
Основными конструктивными элементами скреперной установки являются: лебедка 1, скрепер 2, головной 3 и хвостовой 4 канаты, концевые и поддерживающие блоки 5. С помощью хвостового каната скрепер забрасывается на штабель груза. С помощью головного каната скрепер внедряется в штабель, самозагружается и перемещает груз к месту разгрузки в вагонетку или рудоспуск.
Эксплуатационные параметры скреперных установок при использовании для транспортирования руды из очистных выработок и породы при проведении подготовительных: сменная производительность от 30- 50 до 150- 450 т/см; рациональная длина доставки до 30 м; максимальная крупность кусков груза 800- 1000 мм; угол наклона транспортной дороги - до 35°. Транспортирование может вестись как вверх, так и вниз.
Достоинства скреперных установок:
- простота конструкции;
- совмещение операций по погрузке и транспортированию;
- возможность транспортирования крупнокусковой горной массы с любой абразивностью;
- возможность работы при значительных углах наклона горных выработок с транспортированием вверх или вниз.
Недостатки скреперных установок:
- малая производительность, снижающаяся при увеличении длины транспортирования, что ограничивает ее рациональную длину;
- высокая энергоемкость (0.2-0.4кВт/ч на 1 т груза);
- быстрый износ канатов;
- сложность автоматизации работы скреперной установки.
Вследствие основного недостатка - малой производительности скреперные установки в настоящее время считаются морально устаревшими, особенно в условиях очистных выработок на рудных шахтах. Их заменяют самоходными погрузочно-транспортными машинами, более производительными и мобильными. Используют для замены скреперных установок транспортные средства непрерывного действия.
Однако вследствие неоспоримых достоинств скреперных установок (простоты конструкции, монтажа и обслуживания) скреперные установки остаются достаточно эффективным погрузочно-транспортным средством при доставке руды в условиях небольшой мощности рудной залежи, в обособленных очистных выработках, при небольших запасах руды (50 100 тыс. т). Эффективны они при высоком горном давлении, которое затрудняет проведение транспортных выработок с сечением, достаточным для использования в них самоходного оборудования. Количество их неуклонно снижается. Они заменяются более производительным транспортным оборудованием.