УНИАТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Р-К ЦЕРКВИ. СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ УНИАТСКИХ ЦЕРКОВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ.




Надо сказать, что Р-К церковь издавна ведет униатскую деятельность среди православных и других восточных христиан.

Первым и основным условием присоединения к Р-К церкви на началах унии, т.е. с сохранением прежнего обряда, является признание главенства римского папы над всей Кафолической Церковью. Главенство мыслится при этом не только как право папы пользоваться титулом «главы Церкви» или «наместника Христа», не только как возглавление Церкви на правах председательствующего в лике епископов, или как право на руководящую роль или как относительное преимущество власти, а как единоличная власть над Церковью в духе догматических конституций первого и второго Ватиканских соборов, следовательно, как полнота власти, коей безапиляционно подчинена не только вся организационная сторона жизни церковной, но сама церковная мысль. Признание такого главенства папы над Церковью делает, конечно, излишним разговор о признании отдельных догматов. Вот почему, проводя униатскую деятельность среди христиан непапистов, деятели Р-К церкви в основу ее кладут признание «примата» папы. В прочих богословских вопросах римо-католики готовы проявлять известный либерализм, лишь бы этот либерализм не наносил ущерба вышеуказанной идее главенства, понятого по римо-католически. В вопросах канонического строя и обычаев также признается широкая самостоятельность восточных церквей, но опять-таки под этим условием.

В настоящее время существует 22 так называемые восточнокатолические церкви. Восточнокатолические церкви — это поместные католические церкви, использующие в церковной жизни один из восточных литургических обрядов. Восточнокатолические церкви находятся в юрисдикции папы римского через Конгрегацию для восточных церквей — одно из отделений Римской курии, образованной в 1862 году в рамках Конгрегации по распространению веры (Propaganda Fide, ныне Конгрегация евангелизации народов), занимающейся миссионерской деятельностью Церкви. В 1917 году она была превращена папой Бенедиктом XV в автономную Конгрегацию.

 

Восточнокатолические церкви пребывают в полном вероисповедном и литургическом общении со Святым Престолом. Они пользуются собственным каноническим правом, отличным от принятого для Латинской церкви, в связи с чем, в их адрес часто применяется термин «Церкви своего права» (sui iuris). В 1990 году Апостольский Престол обнародовал Кодекс канонов Восточных церквей, содержащий нормы канонического права, общие для всех католических церквей восточных обрядов.

 

Согласно Декрету Второго Ватиканского Собора «Orientalium Ecclesiarum» («О Восточных Церквях»):

«Католическая Церковь высоко ценит установления, литургические обряды, церковные традиции и уклад христианской жизни Восточных Церквей, ибо в них, славных своей священной древностью, сияет Традиция, идущая от Апостолов через Отцов и составляющая часть нераздельного Богооткровенного достояния всей Церкви»

 

Ряд восточнокатолических церквей образовался после отделения от Древневосточных церквей и Ассирийской церкви Востока, и последующего заключения унии со Святым Престолом:

Отделившиеся от Ассирийской церкви Востока:

Халдейская католическая церковь

Сиро-малабарская католическая церковь

Отделившиеся от дохалкидонских древних восточных церквей:

Армянская католическая церковь

Коптская католическая церковь

Эфиопская католическая церковь

Сирийская католическая церковь

Сиро-маланкарская католическая церковь

 

Маронитская церковь не имеет аналога среди восточно-христианских церквей. В 1182 году марониты подтвердили свое единство с Римом, однако большинство маронитов считает, что они никогда и не прерывали общения с Римской Церковью. Тем не менее считается, что именно с этого времени марониты приняли католическую догматику и стали, таким образом, одной из Восточных католических церквей.

Восточно-католические церкви, отделившиеся от Византийской Православной Церкви:

Греческая католическая церковь

Мелькитская католическая церковь.

Украинская грекокатолическая церковь

Русинская грекокатолическая церковь

Румынская грекокатолическая церковь

Болгарская грекокатолическая церковь

Словацкая грекокатолическая церковь

Венгерская грекокатолическая церковь

Белорусская грекокатолическая церковь

Албанская грекокатолическая церковь

Российская грекокатолическая церковь

Хорватская грекокатолическая церковь (Крижевицкая епархия).

Македонская грекокатолическая церковь.

 

Надо сказать, что не заключала уний Итало-албанская католическая церковь византийского обряда, распространённая на юге Италии и изначально не участвовавшая в Великом расколе 1054 года.

СОВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА

По данным на 2014 год существуют 22 восточнокатолические церкви, из которых 15 придерживаются византийского обряда, 8 — других восточных литургических обрядов.

Александрийская литургическая традиция: Коптская католическая церковь • Эфиопская католическая церковь

Западно-сирийский обряд: Маронитская католическая церковь • Сирийская католическая церковь • Сиро-маланкарская католическая церковь

Восточно-сирийский обряд: Халдейская католическая церковь • Сиро-малабарская католическая церковь

Византийский обряд: Албанская грекокатолическая церковь • Белорусская грекокатолическая церковь • Болгарская католическая церковь • Венгерская католическая церковь • Греческая католическая церковь • Итало-албанская католическая церковь • Македонская грекокатолическая церковь • Мелькитская католическая церковь • Российская грекокатолическая церковь • Румынская католическая церковь • Русинская грекокатолическая церковь • Словацкая грекокатолическая церковь • Украинская грекокатолическая церковь • Хорватская грекокатолическая церковь

Армянский обряд: Армянская католическая церковь

Общее число верующих превышает 17 миллионов.

 

Историческая территория распространения восточнокатолических церквей — Центральная и Восточная Европа, Ближний Восток, Индия и Северная Африка, однако в настоящее время из-за эмиграционного потока из этих регионов восточнокатолические общины существуют также в Западной Европе, Северной Америке и Океании. Во всех государствах, где распространены Восточнокатолические церкви (кроме Эритреи), структуры соответствующих церквей существуют параллельно с латинской иерархией. В ситуации, когда приходы восточного обряда слишком малочисленны, чтобы создать собственную постоянную структуру, они, как правило, подчиняются латинской епархии.

 

Церковная жизнь в восточнокатолических церквях управляется в соответствии с Кодексом канонов восточных церквей, обнародованным папой Иоанном Павлом II 18 октября 1990 года и обретшим силу закона 1 октября 1991 года. Согласно новому Восточному Кодексу, Восточнокатолические Церкви могут иметь статус:

патриархата (Халдейская, Армянская, Коптская, Сирийская, Маронитская и Мелькитская Церкви);

верховного архиепископства (Сиро-малабарская, Сиро-маланкарская, Румынская, Украинская церкви).

архиепархии (Эфиопская, Русинская, Словацкая)

епархии (Венгерская, Итало-албанская и др.)

апостольского экзархата (Российская, Греческая и др.)

 

Каждая из восточнокатолических патриарших Церквей возглавляется Патриархом. Он избирается синодом епископов данной Церкви и немедленно провозглашается и интронизируется, после чего испрашивает сопричастия (церковного общения) у папы римского. Патриархи, возведенные в достоинство кардинала, приравниваются к кардиналам-епископам, получая в качестве кардинальского титула название их патриарших кафедр.

 

Каждая из восточнокатолических верховно-архиепископских церквей возглавляется Верховным архиепископом. Он, так же, как и Патриарх, избирается синодом епископов своей Церкви. Но этот выбор синода Папа римский должен утвердить. И только после этого проводится интронизация Верховного Архиепископа.

 

Прочих различий между Патриархом и Верховным Архиепископом нет.

 

Католики византийского обряда называются также грекокатолики. В узком смысле термин применяется к католическим церквям, в которых богослужение совершается по византийскому обряду на греческом языке:

Греческая католическая церковь

Итало-албанская католическая церковь

Мелькитская католическая церковь.

 

В более широком смысле — также и к другим Восточным католическим церквям византийской традиции, богослужения в которых совершаются на других языках:

Украинская грекокатолическая церковь

Русинская грекокатолическая церковь

Румынская грекокатолическая церковь

Болгарская грекокатолическая церковь

Словацкая грекокатолическая церковь

Венгерская грекокатолическая церковь

Белорусская грекокатолическая церковь

Албанская грекокатолическая церковь

Российская грекокатолическая церковь

Хорватская грекокатолическая церковь (Крижевицкая епархия).

Македонская грекокатолическая церковь.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

Церковь Статус Литургический обряд Распространение Предстоятель Численность
Албанская католическая церковь   Апостольская администратура   Византийский   Албания   Хил Кабаши   3 749  
Армянская католическая церковь   Патриархат   Армянский   Ливан, Турция   Нерсес Бедрос XIX     566 015  
Белорусская грекокатолическая ц. Болгарская католическая церковь не определён     апостольский экзархат   Византийский     Византийский     Белоруссия, диаспора   Болгария     место вакантно   Христо Пройков   Около 10000   10 000    
  Венгерская католическая церковь   епархия и апостольский экзархат   Византийский   Венгрия     Фюлёп Кочиш   327 200
Греческая католическая церковь   апостольский экзархат Византийский Греция Димитриос Салахас 6 025
Итало-албанская католическая церковь две епархии и территориальное аббатство Византийский Италия Донато Оливерио, Сотир Феррара 61 814
Коптская католическая церковь Патриархат Коптский Египет Ибрагим Исаак Сидрак 165 923
Македонская грекокатолическая церковь апостольский экзархат Византийский Македония Киро Стоянов 11 266
Маронитская католическая церковь Патриархат Западно-сирийский обряд Маронитский Ливан, диаспора Бешар эль-Раи 3 381 733
Мелькитская католическая церковь Патриархат Византийский Сирия Григорий III Лахам 1 651 500
Российская грекокатолическая церковь апостольский экзархат Византийский Россия, Русский апостолат в диаспоре место вакантно (ординарий Иосиф Верт) более 30 общин
Румынская католическая церковь Верховное архиепископство Византийский Румыния Лучиан Мурешан 535 171
Русинская грекокатолическая церковь архиепархия, автономная епархия и апостольский экзархат Византийский США, Украина, Чехия Милан Шашик, Ладислав Гучко 486 627
Сирийская католическая церковь Патриархат Западно-сирийский Ливан Игнатий Иосиф III 266 461
Сиро-малабарская католическая церковь Верховное архиепископство Восточно-сирийский Индия, США Георг Аленчерри 3 893 334
Сиро-маланкарская католическая церковь Верховное архиепископство Западно-сирийский Индия, США Моран мор Баселиос Клеемис 438 387
Словацкая грекокатолическая церковь архиепархия Византийский Словакия Ян Бабьяк 233 386
Украинская грекокатолическая церковь Верховное архиепископство Византийский Украина, Польша, диаспора Святослав Шевчук 4 345 599
Халдейская католическая церковь Патриархат Восточно-сирийский Сирия Ирак Луис Рафаэль I Сако 536 525
Хорватская грекокатолическая церковь епархия и апостольский экзархат Византийский Хорватия, Босния и Герцеговина Никола Кекич 58 337
Эфиопская католическая церковь архиепархия Эфиопский Эфиопия, Эритрея Берхане Сурафи 227 078

 

 

УНИИ РИМА И ВИЗАНТИИ

ЛИОНСКАЯ УНИЯ (1274 г.)

В 1261 г. пала Латинская империя в Константинополе. Никейский император Михаил 8 Палеолог (1259 - 1282) восстановил Византийскую империю, освободив от крестоносцев Константинополь. Но положение императора Михаила было непрочным, поскольку его хотели свергнуть как внешние (Карл Анжуйский), так и внутренние противники. Поэтому он пытался заручиться помощью папского престола. Опасность была реальной, тем более, что папа Урбан 4 собирался организовать крестовый поход, чтобы снова восстановить Латинскую империю.

Император искал контактов с Западом, и удобный повод представился с приходом нового папы Григория 10, который пригласил Михаила Палеолога на Лионский собор (1274 г.) для решения вопроса о соединении церквей. Признание главенства папы и чтение Символа веры с Filioque было условием соединения. Патриарх Константинопольский Иосиф был против унии, и ему было предложено временно удалиться в монастырь. Уния была заключена на выдвинутых Римом условиях, но со смертью императора Михаила 8 Палеолога она закончила свое существование. Эта уния, по словам известного католического историка Вильгельма де Фриса не была «настоящим признанием равенства между Востоком и Западом, истинным заключением мира с признанием своеобразия восточной стороны, но представляла собой вынужденную капитуляцию Востока перед Западом».

Цель Лионской унии не была достигнута, и, более того, всем стало ясно, что Рим понимает унию только на основании принятия восточными западного богословия, не осознавая того, что на Востоке продолжает существовать старинная концепция понимания места римского первосвященника в церковной структуре и древнее понимание тайны св. Троицы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: