Компонентный состав мотивационной сферы личности




ТЕМА 2. МОТИВАЦИЯ

Проблема мотивации связана в психологии с поиском ответов на следующие вопросы: каковы внутренние причины, внутренние источники, внутренние побудительные силы активности человека. Логично предположить, что коль скоро выделяются внутренние причины, должны существовать и внешние причины активности личности. И действительно, в психологии выделяют внешние и внутренние причины (источники, побудительные силы, факторы) различных форм активности человека.

В разных разделах психологии они называются соответственно объективными и субъективными, социальными и индивидуальными, врождёнными и приобретёнными и т.д. В психологи мотивации они называются стимулами (внешние причины) и мотивами (внутренние причины).

Долгое время в психологии велись споры о том, какие причины играют ведущую роль в порождении активности человека. В настоящее время большинством психологов признаётся тот факт, что в основе порождения активности человека лежит система внешних и внутренних причин, соотношение которых имеет динамическую природу.

В каких направлениях разрабатывается проблема мотивации в современной психологии? В основном решаются две базовые задачи. Во-первых, обсуждаются вопросы определения самого понятия «мотивация» и анализируется её содержание, динамика проявления и т.д. Во-вторых, обсуждается вопрос о том, какие психические и не только психические явления могут выступать в качестве мотивов активности личности.

Отвечая на первый вопрос, можно утверждать следующее. Большинство психологов склонны рассматривать мотивацию как некоторый процесс актуализации, действия и насыщения-удовлетворения мотива. Такой подход свидетельствует о том, что у человека могут быть устойчивые мотивы, которые существуют в латентной форме, и мотивы, которые экстренно формируются в условиях конкретной ситуации. Данная проблема подробно обсуждается в многочисленных работах по психологии.

Нас в большей степени интересует второй вопрос, который непосредственно

связан с поиском и определением того, какие психические явления выступают в

качестве мотивов активности личности. Психологи по-разному отвечают на вопросы, касающиеся компонентного состава мотивационной сферы. Рассмотрим

два возможных подхода к решению данной проблемы: парциальный и интегративный.

В основе интегрального и парциального подходов к мотивации лежит разное понимание того, что может выступать в качестве мотивов активности личности. Например, А.Н. Леонтьев считал, что мотивами деятельности являются предметы, удовлетворяющие потребности человека. Таким образом, пища является мотивом активности, направленной на удовлетворение голода и соответствующей потребности человека. Наиболее распространена точка зрения, что в качестве мотивов выступают только потребности личности, причём, в зависимости от теории ведущая роль отводится либо социальным, либо биологическим потребностям, либо их сочетанию, конфликтному или бесконфликтному.

Этот поход хорошо представлен в зарубежной психологии и разрабатывается

в рамках диспозиционный теорий мотивации. К этой группе относят теорию иерархического взаимодействия потребностей А. Маслоу, теорию потребности в достижениях Д. Мак-Клелланда, теорию трех ведущих потребностей (в существовании, росте и отношении к другим) С.Алдерферера и ряд других. В психологической литературе отмечается, что к данной группе исследований примыкают теории, в которых в качестве мотивов рассматриваются устойчивые характеристики (черты, качества) личности.

Такой подход не противоречит взглядам отечественных психологов. Так, например, С.Л. Рубинштейн рассматривал черты личности как сочетание стереотипизированных (привычных, устойчивых) форм мотивации и способов её удовлетворения.

В рамках когнитивных теорий мотивации, которые также широко распространены в зарубежной психологии, в качестве мотивов активности рассматриваются сознательные выборы, сделанные в ходе принятия сложных

решений, определённые ожидания и представления о возможностях достижения цели и т.д. К этой группе относятся хорошо известные в психологии теория общих ожиданий В. Врума, теория справедливости Д. Адамса, теория постановки целей К. Локка и ряд других.

Для полноты изложения материала необходимо отметить, что существуют психологические теории, в которых в качестве мотивов активности рассматриваются терминальные ценности (Рокич) либо социальные установки, или аттитьюды (В.А. Ядов, М. Смит, Г. Олпорт).

Обобщая обозначенные выше подходы к пониманию того, что может выступать в качестве мотивов активности личности, необходимо констатировать следующее.

Для всех этих походов характерно то, что в качестве мотивов они рассматривают конкретное и в этом смысле единственное психическое или даже не психическое (А.Н. Леонтьев) явление. Такой подход (назовём его парциальным), абсолютизирующий мотивационную роль лишь одной группы явлений, которые только и могут выступать в качестве мотивов, нельзя признать продуктивным.

Говоря более широко, парциальный подход определённым образом ограничивает наши представления о мотивационных механизмах активности личности, но, вместе с тем, исследования мотивации, проводимые в его рамках, имеют и важное методологическое значение. Они позволяют более глубоко проанализировать и выявить специфические механизмы мотивации, которые характерны для различных мотивационных структур, выделяемых представителями парциального подхода.

Нетрудно заметить, что в рамках парциального подхода к мотивации, изучению психических процессов, состояний и качеств личности как мотивов посвящены различные психологические теории, абсолютизирующие роль каждого из них в мотивационном процессе.

В отличие от парциальных концепций, интегративный подход предлагает изучать не только специфику функционирования отдельных психических явлений как мотивов, но и учитывать, исследовать их общие и особенные проявления, взаимодействие между собой, их подчинённую и доминирующую роль. И в этом смысле необходимо говорить не об отдельных мотивах, побуждающих человека к активности, а о некоторой их системе, которая в психологии может быть названа мотивационной сферой личности. С учётом всего сказанного выше обратимся к определению понятия мотивационная сфера личности и её общей характеристике.

Компонентный состав мотивационной сферы личности

Мотивационная сфера личности как психологическая структура исследуется на двух уровнях: на уровне анализа её компонентного состава и на уровне анализа взаимосвязей между компонентами. На первом уровне выявляются психологические явления и характеристики, которые входят в состав мотивационной сферы. На втором уровне анализа изучается взаимодействие и взаимосодействие компонентов, их влияние друг на друга, иерархические отношения. Первоначально мы остановимся на компонентном составе мотивационной сферы.

Логично предположить, что в состав мотивационной сферы входят все психические явления и образования, которые могут выступать в качестве мотивов активности личности. Однако традиционно в её состав включают лишь устойчивые личностные качества. Поэтому мотивационную сферу можно определить как совокупность устойчивых психических образований

личности, которые могут выступать в качестве мотивов различных форм профессиональной активности субъекта труда, включая профессиональную

деятельность и профессиональное развитие. Говоря иначе, мотивационная сфера – это система потенциальных личностных мотивов (или мотивов личности), которые, становясь при определенных условиях актуальными, являются источниками ее активности.

Наиболее полно и последовательно содержание мотивационной сферы раскрывается в трудах С.Л. Рубинштейна. Он выделяет следующие ее компоненты: потребности, интересы, установки, идеалы, убеждения, мировоззрения и ряд других. Рассмотрим некоторые из названных компонентов более подробно.

Под потребностью понимается испытываемая человеком нужда в чем-то, лежащем вне его. Объект, процесс или состояние, которые удовлетворяют потребность, называют ее предметом. По содержанию предмета выделяют различные классификации видов и подвидов потребностей. В рамках психологического анализа психологической системы деятельности В.Д. Шадриков выделяет материальные, духовные, социальные и системные (комплексные) потребности, которые, в свою очередь, делятся на ряд подвидов. Особенностью системных потребностей является то, что для их удовлетворения необходимы одновременно и материальные, и духовные, и социальные предметы. Именно к этой категории В.Д. Шадриков относит потребность в труде. Как системная она реализуется в процессе профессиональной деятельности, которая содержит социальные, материальные и духовные факторы (предметы) ее удовлетворения.

Г.А. Мюррей выделяет несколько иной набор психогенных потребностей и антипотребностей человека. Он говорит о таких потребностях, как унижение, достижение, привлечение внимания к себе, избегания вреда, избегание неудач, покровительство, порядок, неприятие, осмысление, сексуальные отношения, поиск помощи, понимание и ряде других. Все эти потребности можно рассматривать в качестве потенциальных мотивов различных форм активности человека.

Интерес – это сосредоточенность на определенном предмете мыслей, помыслов личности, вызывающая стремление ближе познакомиться с предметом, глубже проникнуть в его содержание. Если потребность вызывает желание обладать (потреблять) предметом, то интерес побуждает человека к его познанию и изучению.

Особую группу образуют профессиональные интересы, которые связаны с различными видами или сторонами трудовой деятельности. Данная группа интересов лежит в основе выбора профессии, профессиональной карьеры, профессионального пути в целом.

Традиционно интересы различаются по степени их устойчивости, дифференцированности, содержанию и объему. Ведущей характеристикой является содержание, которое указывает на направленность интересов. Например, в ходе профориентационной работы выделяют интересы к различным предметам и сферам общественного производства.

Установка личности, по определению С.Л. Рубинштейна, - это занятая личностью позиция, которая заключается в определенном отношении к состоящим перед ней целям и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности. Различают моторные, сенсорные и социальные установки. Моторная установка - это готовность действовать определенным образом. В профессиональной деятельности она проявляется в оптимальной рабочей позе, в мобилизационной готовности конкретного репертуара действий и в ряде других признаков. Сенсорная установка представляет собой готовность воспринимать ситуацию определенным образом. В частности, сенсорные трудовые установки проявляются в существовании у специалиста определенных сенсорных эталонов (визуальных, слуховых), которые, как известно обеспечивают адекватное восприятие трудовой ситуации. Например, у учителя есть сенсорные эталоны качества оформления контрольной работы ученика, сталевар обладает набором цветовых эталонов расплавленного металла, а продавец – набором поведенческих эталонов покупателей.

Наиболее сложными являются социальные установки, которые собственно и отражают отношение человека к деятельности в целом, к ее отдельным сторонам, предмету, средствам и условиям труда. Данный вид установки непосредственно выявляет позицию субъекта в отношении выполняемой им деятельности.

В психологии труда выделяются целостные (интегративные) и дифференцированные социальные установки.

К первой группе относятся широкие социальные установки, которые формулируются как жизненная или профессиональная позиция человека. В эту же группу входят установки, лежащие в основе общей готовности человека к решению различного рода жизненных, семейных, учебных или профессиональных задач.

Ко второй группе относятся более частные социально-психологические установки, связанные с решением конкретных повседневных задач жизнедеятельности. Это готовность или неготовность к общению с конкретным человеком, готовность не опаздывать на какие-то мероприятия, готовность к разговору на важную тему, готовность к систематическим занятиям физкультурой и т.д.

Идеал как компонент мотивационной сферы – это «предвосхищенное воплощение» того, чем может стать человек. Идеал выступает в форме идеальной и антиидеальной Я-концепции, к первой человек стремится, а схожести со второй старается избежать. Содержание идеалов зависит от возраста и пола человека, от микроситуации в ближайшем окружении и макроситуации в стране, в обществе, в мире.

Убежденияпредставления, знания, идеи, ставшие мотивами поведения человека и определяющие его отношение к разным сферам действительности; компоненты мировоззрения личности. Наличие убеждений связано с непосредственным переживанием их истинности и с потребностью реализовать их в жизни. Можно говорить о нравственных, научных, религиозных и других видах убеждения.

Формированию убеждений способствуют широкие и глубокие знания в соответствующей области. Однако знания автоматически не переходят в убеждения. Они вырабатываются на основе личного опыта человека в результате его деятельности, в практике общественного поведения, в том числе и в ходе борьбы с тем, что противостоит убеждениям человека. Предпосылки для формирования устойчивых убеждений складываются в раннем детстве. Наибольшее значение в этом возрасте имеют уклад жизни и традиции семьи, характер взаимоотношений с окружающими. Однако подлинные убеждения начинают формироваться в подростковом и старшем школьном возрасте.

В психологии выделяют различные виды мотивационных сфер, различающиеся по качественному составу представленных в них компонентов, по уровню их развития и по ряду других особенностей.

Например, можно выделить мотивационные сферы мужчины и женщины, ребёнка и взрослого, студента и школьника, начинающего и опытного специалиста и т.д. Поскольку профессиональная деятельность играет важную роль в жизни человека, большое внимание уделяется изучению мотивационной сферы профессионала или субъекта труда. Учитывая данное обстоятельство, А.К. Маркова выделила конкретный состав мотивационной сферы личности профессионала. Она включает следующие компоненты:

- профессиональные ценности, идеалы, менталитеты;

- понимание значимости профессии;

- профессиональное мировоззрение;

- профессиональные притязания;

- профессиональное призвание, профессиональные намерения;

- профессиональные цели, профессиональные смыслы;

- позиция профессионала;

- удовлетворенность трудом.

Вторым важнейшим вопросом психологической теории мотивационной сферы личности является проблема взаимодействия и взаимосвязей, а также иерархии ее ведущих компонентов. Остановимся на данном вопросе более подробно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: