Понятие, виды и формы природопользования




Под природопользованием понимают возможность использования человеком полезных свойств окружающей природной среды – экологических, экономических, культурных и оздоровительных. Отсюда содержание природопользования включает три формы: экономическую (ведущая), экологическую и культурно-оздоровительную.

Формы природопользования осуществляются в двух видах: общего и специального природопользования.

Общее природопользование не требует специального разрешения. Оно осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных (гуманитарных) прав, существующих и возникающих как результат рождения и существования (пользование водой, воздухом и т.д.).

Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов. Оно носит целевой характер и по видам использования объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром (дикими животными и птицами, рыбными запасами), использование атмосферного воздуха. Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов.

Лицензирование природопользования – проявление административно-правовым путем регулирования экологических отношений методом запрета, разрешения и уполномочивания. По своей сущности лицензия на природопользование имеет три признака: во-первых, она является актом собственника природного ресурса, либо его владельца (фонд держателя); во-вторых, является формой проявления контроля государства за рациональным использованием природного ресурса; в-третьих, является средством регулирования рационального природопользования.

Лицензия выдается на каждый вид деятельности. Срок ее действия – один год. Количества лицензий по отдельным видам в силу экологических требований, местоположения и других факторов может ограничиваться. Лицензии могут быть выданы по заявкам соискателей, в том числе и на конкурсной основе. Несоблюдение установленного порядка пользования лицензией, передача ее другим лицам, нарушение санитарных, экологических, торговых правил влекут за собой лишение лицензии по постановлению органа, который ее выдал.

Природоресурсовая лицензия – это разрешение на ведение определенного вида деятельности, связанной с использованием какого-либо природного ресурса. В этой лицензии сконцентрировано две функции: контроль за законностью, рациональностью деятельности по использованию и соблюдение экологических и санитарных норм и нормированного потребления соответствующего природного ресурса. Таким образом, в области природопользования одновременно решаются две взаимоувязанные задачи – охраны и регуляции.

Лицензия на использование земель выдается администрацией района, города в виде земельно-отводного акта на основе решения о представлении земель определенному субъекту или продаже земельного участка на основе договора купли-продажи по результатам конкурса, аукциона и т.д. Земельный акт об отводе выдается для использования земель строго по целевому назначению – ведение крестьянского хозяйства, сельско-хозяйственного производства, садоводства, городского хозяйства, разведки полезных ископаемых и т.д.

Выданные лицензии могут быть пересмотрены или аннули­рованы органами управления, если произойдет изменение эколо­гической обстановки, угрозы нанесения вреда природной среде и здоровью населения.

Право пользования лицензией может быть досрочно прекра­щено или ограничено по субъективным или объективным при­чинам. Субъективные причины — нарушение условий ли­цензии, невыполнение мер по охране водного объекта и т. д. Объективными причинами могут быть: изменения усло­вий водопользования, угроза населению в связи со стихийным бедствием и т. д. Законодательство предусматривает приме­нение мер административной ответственности за самовольное использование вод.

Такое деление важно для характеристики лицензионного по­рядка в лесном хозяйстве. Основное лесопользование произво­дится в плановом порядке. Для этого органы лесного хозяйства и правительство РК:

- определяют потребности в древесине как внутри страны, так и на экспорт;

- устанавливают расчетную лесосеку по отдельным регио­нам и лесхозам, т.е. определяют лимит вырубки на год на соответствующем участке леса с учетом ежегодного прироста древесины;

- определяют общий объем древостоя, подлежащего выруб­ке в различных регионах;

- на основе данных лесосечного фонда и утвержденных на­рядов лесхоз выписывает лесорубочные билеты.

Лесорубочный билет — это разновидность лицензии, применяемой в лесном хозяйстве. В нем указывается объем древесины, подлежащий вырубке, вид разрешенной рубки, породы деревьев, место, сроки начала и завершения работ.

Лесной билет — другая разновидность лицензии в лесном хозяйстве. Он выдается на заготовку живицы (смолы), а так же на побочные лесные пользования (заготовка лекарственного сырья, сенокошение, пастьба животных, промысловая заготовка грибов, ягод, плодов).

Контроль за выполнением условий лесопользования ведется лесхозом соответствующего района или города. При лицензировании лесопользования закон требует соблюдения основных правил ведения лесного хозяйства и норм охраны лесов. К их числу относят принцип не истощительного использования лесов, рационального использования земель государственного лесного фонда, постоянное повышение климаторегулирующих, водоохраных функций леса, охраны и воспроизводства лесных ресурсов.

Одна из гарантий реализации данных требований — соблюдение деления лесов на группы по их хозяйственному и экологическому значению. Выделение соответствующих лесов в первую группу означает запрет на заготовку леса путем вырубки. Другой гарантией служит расчетная лесосека, позво­ляющая использовать принцип неистощительности лесов. Важное значение имеет требование лесного законодательства о необходимости соблюдения расчетной лесосеки на уровне одного лесхоза, т. е. о недопустимости замены и компенсации недоруба леса в одном регионе за счет переруба в другом.

Для человека и окружающей среды его обитания важна пре­жде всего охрана той части растительности планеты Земля, которая относится к категории лесов. Именно на леса распро­страняются некоторые особые требования, обеспечивающие га­рантии их защищенности — группировка и расчетная лесосека.

Лицензия на использование животного мира- Закон РК об охране и использовании животного мира опре­деляет следующие виды деятельности: рыболовство, охоту на птиц и животных, использование продуктов жизнедеятельно­сти и полезных свойств животных, пользование животным ми­ром в научных, культурно-просветительских, воспитательных, эстетических целях. Все они охватываются лицензированием. Лицензии на их пользование выдают органы охраны и использования животного мира. В частности, по диким животным — органы охотнадзора, по лову рыбы — органы рыбнадзора.

Лицензии выдаются и в случае продажи животных или про­дуктов их жизнедеятельности за пределы государства.

Лицензирование на использование атмосферного воздуха. Как экологический ресурс воздух используется при складировании газообразных отходов или выбросов вред­ных веществ и их примесей. Суть этой системы лицензирования состоит в следующем:

— инвентаризация выбросов вредных веществ производ­ственным объектом;

— определение на основе действующего ПДК предельно до­пустимых норм выбросов вредных веществ для объекта;

— установление суточного, годового лимита выбросов вред­ных веществ в атмосферу для конкретного объекта;

— выдача разрешения на выброс, в котором указываются ли­мит и норма выбросов вредных веществ, срок действия.

2Лимитирование природопользования

Лимиты на использование — это система эко­логических ограничений по территориям. Они представляют собой объемы предельного изъятия природных ресурсов, кото­рые установлены предприятиям-природопользователям на опре­деленный срок, а также выбросов или сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ и размещения отхо­дов производства. Эти лимиты устанавливаются для предприятий-природопользователей государственными органами охраны окружающей природной среды с учетом необходимости поэтап­ного достижения нормативных объемов использования природ­ных ресурсов.

Лимиты, так же как и лицензии, являются одним из эффек­тивных средств охраны окружающей природной среды. Так же как и лицензирование, лимитирование обусловлено ограничен­ностью запасов природных ресурсов и необходимостью их раци­онального использования и воспроизводства.

Лимитирование природопользования осуществляется в соот­ветствии с теми направлениями, по которым осуществляется само природопользование, а именно: изъятие природного веще­ства из природы; внесение антропогенного вещества в при­роду. Отсюда и лимиты могут устанавливаться на предельно допустимые нормы изъятия, выемки, использования природного вещества из природной среды, либо на предельно допустимые нормы выбросов, сбросов вредных веществ в природную среду, размещение отходов.

Лимиты на изъятие природного вещества при ис­пользовании природной среды устанавливаются и реализуются под общей концепцией рационального использования и воспро­изводства природных ресурсов. Они распределяются по опреде­ленным объектам:

- землям - действуют нормы отвода земель для авто­мобильных и железных дорог, для аэропортов, магистральных трубопроводов, для мелиоративных систем, газовых и нефтя­ных скважин, для предприятий рыбного хозяйства, для линий связи, электросетей и т. д. Все вышеуказанные нормы отвода земель утверждаются Госстроем Российской Федерации.

Сейчас установлены нормы бесплатной передачи земель в собственность граждан для ведения сельского хозяйства, подсоб­ного хозяйства, садоводства, а также жилищного строительст­ва;

- по водным объектам применяются утвержденные органа­ми водного хозяйства лимиты потребления вод для орошаемого земледелия, для животноводческих, комплексов, для промышлен­ного потребления, для эксплуатации систем коммунального хо­зяйства (водоснабжения и канализации);

- области охраны, использования и воспроизводства ле­сов главным лимитирующим показателем является расчетная лесосека, определяющая равенство между количеством ежегод­ною прироста леса и вырубаемой в порядке заготовок древеси­ны. Существуют также и другие лимитные показатели, устана­вливаемые органами лесного хозяйства;

количество граждан — на пребывание в лесу; число той или иной популяции животных, от которых зависит состояние леса (например лосей, поедающих молодую зеле­ную поросль, кабанов, разрушающих корни деревьев в поисках плодов и т.д.);

- в области охраны и использования животного мира раз­рабатываются лимиты по отстрелу, отлову животных, птиц и

рыбы. Лимиты утверждаются на сезон, отдельные периоды охо­ты или рыболовства, в целом по водоему или охотничьим уго­дьям, по отдельным лицам или охотничьим, рыбопромысловым хозяйствам.

Цель установления этих и подобных им лимитов двойная природоохранная и экономическая: сбор платы за нормативное и сверхнормативное потребление ресурсов. Средства, полученные от пошлины за потребление ресурсов, идут на их воспроизвод­ство и рациональное использование.

Предельно допустимые сбросы, выбросы, размещение отхо­дов (вредных веществ) также представляют собой вид приро­допользования. В этом случае лимитирование решает природо­охранные задачи путем экономического стимулирования источ­ника загрязнения к сокращению отходов (используют экологи­ческие фонды, которые аккумулируют средства, поступающие за выбросы, сбросы, захоронение вредных веществ).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: