Можно выделить следующие основные этапы внедрения казначейской системы кассового исполнения бюджетов.
1993 год - октябрь 1995 года. На этом этапе соответственно Указу Президента «О порядке исполнения Государственного бюджета Украины» в Украине с 1 июля 1993 г. перешли на новую систему исполнения расходной части государственного бюджета. Для этого на базе подразделов Главного бюджетного управления Министерства финансов Украины были созданы Управления выполнения государственного бюджета, а при финансовых управлениях и отделах – специальные группы по финансированию расходов государственного бюджета.
Ноябрь 1995 года - 1997 год. Этот этап характеризуется созданием на
базе Управления исполнения Государственного бюджета Украины Министерства финансов и соответствующих подразделов местных финансовых органов.
Характерной особенностью данного этапа развития казначейской системы стало полномасштабное внедрение в 1997 году новых процедур казначейской системы кассового исполнения государственного бюджета по расходам.
1998 - 2001 года. В 1998 г. были завершены переведения на казначейскую систему исполнения государственного бюджета практически всех главных распорядителей средств.
Органы казначейства начали вести контроль за правильным и своевременным перечислениям доходов в государственный бюджет банковскими учреждениями. Для этого региональные управления Национального банка каждый день предоставляли областным управлениям государственного казначейства информацию об уплате налогов в бюджет.
Новым шагом в развитии казначейской системы Украины стало внедрение в 1998 г. новой бюджетной классификации и Плана счетов бухгалтерского учета исполнения государственного и местных бюджетов, которые действовали до 2002 и до 2001 гг., соответственно.
|
В 1999 г. были начаты переведения на казначейское обслуживание внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций.
Важным шагом стало создание внутренней платежной системы Государственного казначейства и вхождение органов казначейства в систему электронных платежей Национального банка Украины. Это позволило значительно сократить сроки прохождения платежей, увеличило оборачиваемость бюджетных средств, обеспечило прозрачность бюджетного процесса и целостную систему контроля за движением бюджетных средств.
Согласно Указу Президента от 13 декабря 1999 года Государственное казначейство получило статус центрального органа исполнительной власти, деятельность которого направлялась и координировалась Кабинетом Министров Украины через Министра финансов.
Характерной особенностью системы казначейства в 2000 г. было открытие клиентских счетов органов государственного казначейства в региональных учреждениях Национального банка. Все бюджетные счета, открытые отделениям государственного казначейства в коммерческих банках, начиная с 1 июля 2000 г., были переведены из учреждений коммерческих банков в областные управления Национального банка и консолидировано на счетах общего, специального и внебюджетных фондов, других счетах клиентов.
2001 - 2004 года. Именно этот период следует считать качественно новым в развитии и внедрении казначейских принципов в Украине.
Вхождение Государственного казначейства в систему электронных платежей НБУ позволило значительно сократить сроки прохождения платежей, увеличить оборачиваемость бюджетных средств, предоставило возможность для составления ежедневной оперативной отчетности по учету доходов государственного бюджета, которая до этого времени предоставлялась исключительно Национальным банком Украины на второй или третий рабочий день с момента поступления доходов.
|
С предоставлением Государственному казначейству статуса участника системы электронных платежей НБУ возникшая необходимость разработки новой системы бухгалтерского учета и отчетности, которая бы, с одной стороны, отвечала требованиям Национального банка к структуре счетов, а с другой, - функциональности государственного казначейства и целям бюджетного процесса. Поэтому с 2001 года был внедрен новый План счетов бухгалтерского учета выполнения государственного и местных бюджетов, а с 2002 года новую бюджетную классификацию, утвержденную приказом Министерства финансов Украины от 27 декабря 2001 г. № 604 на выполнение ст. 8-12 Бюджетного кодекса.
Принятый в этом году Бюджетный кодекс на законодательном уровне определил основы казначейского обслуживания бюджетов и распорядителей бюджетных средств, что дает возможность органам казначейства проводить единую политику в сфере исполнения бюджетов.
Существенным шагом в развитии финансовой системы государства стало переведение с 1 января 2002 года соответственно Бюджетному кодексу и Основным направлениям бюджетной политики на 2002 год местных бюджетов по доходам на казначейское обслуживание.
|
С 2003 года на выполнение Указа Президента от 05.12.2002 г. начался процесс переведения на казначейское обслуживание местных бюджетов по расходам. Это позволило повысить эффективность управления бюджетным процессом и финансовыми потоками региона и государства в целом, усилить общественный контроль за процессом выполнения бюджетов.
В 2004 году завершился переход органов государственного казначейства на модель обслуживания консолидированного корреспондентского счета, которая соединила преимущества действующей системы электронных платежей и возможности системы срочных перечислений для управления единым казначейским счетом.
2005 - 2006 года. П остановление Кабинета Министров: суммы страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование и другие платежи, перечисленные на счета органов Пенсионного фонда Украины в уполномоченном банке, каждый день централизованно зачисляются на счет Пенсионного фонда, открытый в Государственном казначействе Украины, и используются исключительно для финансирования пенсий и других затрат, которые соответственно действующему законодательству осуществляются из Пенсионного фонда.
Постановлением Кабинета Министров от 21 декабря 2005 года были утверждены Положения о Государственном казначействе Украины. Положением определялся статус Государственного казначейства как правительственного органа государственного управления, которое действует в составе Министерства финансов и ему подчиняется.
Учитывая состояние отечественной вычислительной техники, программного обеспечения и мировых тенденций развития платежных систем, во второй половине 2006 года были осуществлены реформирования системы электронных межбанковских расчетов на основе современных информационных технологий и новейших программно-технических средств. Для ускорения межбанковских расчетов в промышленную эксплуатацию было введено новое поколение системы электронных платежей Национального банка Украины (СЭП НБУ).
С 2007 года началось реформирование системы бухгалтерского учета в секторе государственного управления. Соответственно Стратегии модернизации системы бухгалтерского учета в государственном секторе на 2007-2015 года основными направлениями реформы являлись:
• модернизация системы бухгалтерского учета в секторе государственного управления;
• усовершенствование системы финансовой и бюджетной отчетности;
• создание унифицированной организационно-информационной учетной системы.
С 2008 года с целью формирования перечня распорядителей и получателей бюджетных средств, упорядочение сети распорядителей бюджетных средств низшего уровня и получателей бюджетных средств формируется Единый реестр распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств.
В 2010 году Указом Президента Украины №1085 с 9.12.2010 года "Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти" Государственное казначейство получило статус центрального органа исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров через Министра финансов Украины, и стало именоваться как Государственная казначейская служба Украины.
В 2011 году испытала существенных изменений система администрирования взносов в пенсионный фонд и фонды социального страхования. Вместо четырех платежей в фонды государственного социального страхования плательщики страховых взносов платят один -единый социальный взнос.
В 2012 году в органах казначейство создано систему внутреннего аудита и контроля - действенного инструмента, который дает возможность руководству Казначейства проверить состояние выполнения поставленных задач для достижения заданных целей, а также надлежащего уровня экономии, эффективности и результативности деятельности.
В 2013 году для реструктуризации бюджетной задолженности, а также для оформления задолженности по возмещению налога на добавленную стоимость Кабинетом Министров Украины внедрен механизм финансовых казначейских векселей. Векселя выпускаются сроком обращения до пяти лет с доходностью 5 процентов годовых в пределах установленных предельных объемов выдачи таких векселей для возмещения налога на добавленную стоимость налогоплательщикам и погашение фактической бюджетной задолженности. Векселедателем и плательщиком за финансовыми казначейскими векселями выступает Казначейство Украины и главные управления казначейства.
С 2014 года с целью обеспечения внедрения единой платформы системы обслуживания бюджетных средств в органах казначейство введено в промышленную эксплуатацию АС «Е-Казна", которая базируется на бывшей АС "Казна-Доходы" и системе отдаленного доступа ПТК "Клиент-Банк/Клиент-Казначейство". Использование главной книги обеспечивает единая среда бухгалтерского учета и позволяет вести единую учетную политику выполнения как доходной, так и расходной частей бюджетов всех уровней. На основе интегрированной учетной среды появилась возможность формирования достоверных и оперативных отчетов для принятия качественных управленческих решений по исполнению бюджетов.