Одной из ключевых задач государства является создание системы управления государственными финансами, направленной на обеспечение постоянного экономического роста и гарантированного выполнения им своих социальных обязательств.
Для экономики разных государств мира, характерным является рост части затрат в валовом внутреннем продукте. Социальный прогресс, многочисленные программы и объекты финансирования привели к активизации роли государства в общественной жизни, с одной стороны, и значительного роста объемов расходной части государственного бюджета - с другой. Рост государственных затрат за последние столетия свидетельствует о значительном расширении и осложнении экономических и социальных функций современного государства. Основными программами, на выполнение которых направляются бюджетные ассигнования, являются: национальная оборона, международные отношения, энергетика, природные ресурсы, здравоохранение и окружающей среды, образование, транспорт и связь, сельское хозяйство и т.п. Это свидетельствует о широком диапазоне деятельности государства, которое регулирует сложные процессы общественной жизни.
Успешное развитие экономики государства в значительной мере зависит от достоверности и оперативности получения информации о состоянии государственных финансов, а также возможности эффективно управлять ими. Важным элементом системы управления как государственными, так и местными финансами является организация системы кассового исполнения бюджетов всех уровней: от того, какую систему применяют, зависит рациональное распределение и использование государственных финансов.
Отечественная практика и мировой опыт показали, что наиболее эффективным является управление государственными финансами с использованием казначейской системы кассового исполнения бюджетов.
|
Переведение на казначейское обслуживание государственного и местных бюджетов дало возможность:
- своевременно и в полном объеме зачислять поступления в бюджеты, оперативно предоставлять информацию о поступлении органам государственного управления и местного самоуправления;
- эффективно и оперативно перераспределять бюджетные ресурсы для реализации социальной политики и обеспечение своевременного и полного финансирования бюджетов;
- усовершенствовать механизмы и методы государственного финансового контроля;
- создавать возможность накопления ресурсов для реализации государственных программ и расчетов по обязательствам;
- повысить прозрачность бюджетного процесса и эффективность использования бюджетных средств.
С целью обеспечения эффективного использования финансовых ресурсов государства учреждениям и организациям, которые содержатся за счет средств государственного бюджета, осуществляется открытие ассигнований на погашение обязательств, принятых ими и зарегистрированных в органах казначейства.
Внедрение механизма открытия ассигнований на погашение обязательств распорядителей и получателей средств государственного бюджета позволило усовершенствовать процесс доведения бюджетных ассигнований с обеспечением эффективного их использования, и минимизировать остатки средств на счетах. Открытые ассигнования в отличие от ассигнований как показателей росписи гарантировано обеспечены ресурсами единого казначейского счета. Движение открытых ассигнований на этих счетах является на самом деле движением информационного потока, тогда как денежные средства учитываются и находятся на едином казначейском счете.
|
Однако возможности казначейской системы обслуживания бюджетов используются не в полной мере. Об этом свидетельствует тот факт, что на счетах распорядителей средств местных бюджетов, открытых в органах казначейства, остаются значительные суммы неиспользованных бюджетных средств. Оседанию остатков средств на счетах распорядителей средств оказывает также содействие несовпадение во времени между моментом выделения ассигнований главными распорядителями бюджетных средств распорядителям средств низшего уровня и взятие последними обязательств перед субъектами хозяйствования, которые выполнили для них работы или предоставили услуги. Это можно объяснить тем, что на данное время ассигнования из местных бюджетов пересчитываются в пределах сметных назначений без учета в полном объеме зарегистрированных и непогашенных финансовых обязательств распорядителями средств низших уровней.
Кроме этого, есть ряд других факторов, которые предопределяют накопление остатков бюджетных средств на счетах распорядителей и получателей средств, а именно:
- несвоевременное проведение расходов распорядителями бюджетных средств из-за отсутствия надлежащих образом оформленных подтверждающих документов (соглашений на получение товаров, предоставление услуг, выполнение работ; накладных; актов выполненных работ и т.п.);
|
- несвоевременное и не в полном объеме представление главными распорядителями в органы казначейства распределений бюджетных ассигнований, реестров изменений в сеть бюджетных учреждений, внесение изменений в сводные показатели сметных назначений;
- несоблюдение главными распорядителями средств и их подведомственными учреждениями и организациями требований нормативных документов относительно регистрации обязательств в казначейском учете и оплаты счетов;
- накопление значительных сумм средств специальный фонда на специальных регистрационных счетах в части собственных поступлений для осуществления платежей вдоль следующих периодов.
Ситуация также усложняется еще и тем, что органы казначейства не имеют действенных рычагов влияния на этот процесс. Казначейство может оперировать остатками средств на счетах, открытых главным распорядителям бюджетных средств на центральном уровне, при условии открытия ими ассигнований нижестоящим распорядителям под взятые обязательства. Продолжительная задержка в осуществлении платежей отрицательно влияет на качество выполнения бюджетных программ.
Вместе с тем участие казначейства в управлении финансовыми ресурсами государства усложняется необходимостью решать широкий спектр сложных и многоплановых проблем, связанных с формированием адекватного современным требованиям бюджетного законодательства, необходимостью усовершенствования бюджетного процесса и межбюджетных отношений, нестабильностью финансовой системы, недостаточной теоретической обработкам казначейских технологий и т.п.
Для обеспечения равномерного и бесперебойного финансирования бюджетной сферы Государственная казначейская служба в ежедневном режиме проводит мониторинг средств государственного и местных бюджетов в разрезе главных управлений, по результатам которого готовит расчет на осуществление расходов.
Для проведения мониторинга финансового состояния главных управлений казначейства и внесение предложений относительно сумм и источников подкрепления единого казначейского счета главные управления казначейства ежедневно предоставляют по электронной почте Управлению финансовых ресурсов Казначейства Украины кассовые планы по установленным им формам.
На основе мониторинга и анализа информации о проведенных операциях с бюджетными средствами, оценки показателей исполнения бюджета Казначейство осуществляет планирование и подготовку оперативных прогнозов о поступлении средств и осуществления расходов. В сотрудничестве с Национальным банком управляет бюджетными потоками государства, обеспечивает благоприятные условия для их использования как важного фактора развития государства. Имея достаточную информационную базу со всего спектра показателей исполнения бюджета, органы казначейства принимают участие в планировании доходов и расходов бюджета, прогнозировании и оценке эффективности государственных целевых программ. Участие органов казначейства в формировании прогнозных и плановых показателей бюджета, наряду с другими органами исполнительной власти, позволяют обеспечить комплексный подход к управлению государственными финансами. Благодаря информации, которую Государственная казначейская служба предоставляет соответствующим органам государственной власти и управления, они имеют возможность адекватно оценивать, прогнозировать и оперативно корректировать управленческие решения в бюджетной сфере.