Индивидуальные особенности мышления




Мышление

 

1) Среди познавательных процессов наиболее сложным является мышление.

Жизнь ставит перед нами различные задачи. И мы их решаем благодаря особому психическому процессу — мышлению.

Мышление является высшим познавательным психическим процессом.

Мышление — это активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.д. Это отражение предметов и явлений действительности в их взаимосвязи, установлении причинно-следственной связей в них и между ними.

Мышление — это всегда процесс поиска ответов.

 

Мышление, являясь высшим познавательным процессом неразрывно связано с чувственным созерцанием.

Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания, но далеко выходит за его пределы.

Чувственное познание — это основа мышления

Почему?

Познание мира начинается с ощущения и восприятия, а затем переходит в мышление.

Мышление получает материал из чувственного знания.

Мышление связано с миром и является его отражением.

 

Мышление - познавательный процесс обобщенного опосредованного отражения внутренних связей и характеристик объектов действительности

 

Опосредованное – т.е. осуществляется посредством (с помощью) мыслительных операций, позволяет познать то, что скрыто от непосредственного восприятия (дотянувшись рукой до лба, мы чувствуем, что он теплый или горячий – это уровень чувственного восприятия. А когда мы говорим, что человек болен. Если лоб горячий, мы выходим за рамки прямого чувственного восприятия, т.к. для этого нужно совершить особые логические операции, связав горячий лоб с повышением температуры и состоянием здоровья человека – это уже мышление)

Именно этот опосредованный и обобщенный характер мышления позволяет познавать не только явление, но и их сущность. Человеку становится доступным установление различных связей и отношений, нахождение и раскрытие объективных закономерностей.

Мышление – признак существования человека (Декарт).

 

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик:

1) обобщенное отражение – мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям.

2) опосредованное познание – мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации. Получается, что с помощью мышления мы познаем то, что вообще недоступно восприятию и представлению.

3) мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности.

4) мышление связано с речью – мы думаем словами и выражаем свои соображения с помощью речи.

 

Сложность исследования физиологических основ мышления объясняется тем, что на практике мышления как отдельного психического процесса не существует. Мышление присутствует во всех других познавательных психических процессах, в том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Все высшие формы этих процессов в определенной степени, в зависимости от уровня своего развития, связаны с мышлением.

 

Мыслительные операции

Мышление — это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды.

Мышление осуществляется с помощью мыслительных операций.

К основным видам умственных операций относятся: сравнение, анализ и синтез, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция.

Сравнение - установление сходства и различия между предметами и явлениями реального мира.

Анализ и синтез.

Анализ — это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета.

Противоположной анализу операцией является синтез. Синтез — это мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств.

Являясь противоположными по своей сути операциями, анализ и синтез фактически тесно связаны между собой. Они участвуют в каждом сложном мыслительном процессе.

Абстракция и конкретизация.

Абстракция — это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков.

Конкретизация является процессом, противоположным абстракции. Конкретизация — это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. По существу, конкретизация всегда выступает как пример или как иллюстрация чего-то общего в каждом конкретном случае.

Индукция и дедукция (PS- иногда Индукцию и дедукцию рассматривают как виды суждения).

В мыслительных операциях принято различать два основных вида умозаключений: индуктивные, или индукцию, и дедуктивные, или дедукцию.

Индукция — это переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает собой частные случаи.

Процессом, противоположным индукции, является дедукция. Дедукция — это умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего положения.

 


Мыслительные операции.

Сравнение - мыслительная операция, вскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая провести классификацию явлений и их обобщение. Сравнение - элементарная форма познания.

Обобщение. Обобщенность - свойство мышления, а обобщение - центральная мыслительная операция. Обобщение может осуществляться на двух уровнях. Элементарный уровень обобщения - соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). На втором уровне выделяются существенные общие признаки в группе предметов и явлений. Элементарные обобщения совершаются на основе сравнений, а высшая форма обобщений - на основе вычленения существенно-общего, раскрытия закономерных связей и отношений, то есть на основе абстракции.

Абстракция - операция перехода от чувственного отражения к выделению отдельных существенных в каком-либо отношении свойств. В процессе абстрагирования человек как бы "очищает'' предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном отношении. На основе обобщения и абстракции осуществляется классификация и конкретизация.

Классификация - группировка объектов по существенным признакам.

Систематизация же иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, алфавитные каталоги), но удобных в оперативном отношении. На высшем этапе познания осуществляется переход от абстрактного к конкретному.

Конкретизация - познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация - высший этап в познании объективного мира.

 

3) Формы мышления, следующие:

- Понятие — это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений. В основе понятий лежат наши знания об этих предметах или явлениях.

Овладеть понятием — это значит не только уметь назвать его признаки, пусть даже весьма многочисленные, но и уметь применять понятие на практике, т. е. уметь оперировать им. Причем применение понятия на практике в различных условиях является не только показателем степени его усвоения, но и средством достижения наилучшего усвоения этого понятия.

 

- Суждение как форма мышления основано на понимании субъектом многообразия связей конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями. Любой предмет объективной реальности находится в самых разнообразных связях с другими предметами и явлениями.

 

- Умозаключение является высшей формой мышления и представляет собой формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся. Умозаключение как форма мышления опирается на понятия и суждения и чаще всего используется в процессах теоретического мышления.

 

Виды мышления

 

По форме:

Чаще всего мышление подразделяют на наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

- Наглядно-действенное мышление — это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления генетически исходный и является базой для развития более сложных форм мышления.

- Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осу­ществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности на основании образов и представлений. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста (4-7 лет).

- Словесно-логическое мышление является высшей формой развития мышления и здесь человек оперирует с помощью понятий и суждений, пользуясь прежде всего словом.

По характеру решаемых задач:

Теоретическое

Практическое

 

По степени развернутости (осознанности):

Интуитивное

Аналитическое (логическое)

 

По степени новизны продукта мыслительной деятельности и оригинальности

Продуктивное (творческое)

Репродуктивное (воспроизводящее).

 

Индивидуальные особенности мышления

У человека по-разному складываются соотношения видов мышления, что проявляется в индивидуальных особенностям мышления

- Самостоятельность мышления характеризуется умением ставить новые задачи и разрешать их, не прибегая к помощи других.

- Критичность мышления — способность субъекта познавательной деятельности не попадать под влияние чужих мыслей, объективно оценивать позитивные и негативные аспекты явления.

- Гибкость мышления — умение быстро изменять свои действия при изменении ситуации деятельности, готовность быстро переключаться с одного способа решения задач на другой.

- Глубина мышления проявляется в умении проникать в сущность сложных вопросов, раскрывать причины явлений, определять проблему, предвидеть возможные последствия действий.

- Широта мышления — способность охватывать большое количество вопросов.

- Последовательность мышления — умение придерживаться логической последовательности при вынесении суждений, их обоснованность.

- Быстрота мышления — способность быстро разбираться в сложной ситуации, быстро обдумывать и принимать правильное решение.

 

??? Чем обусловлены индивидуальные особенности мышления

Индивидуальные особенности мышления обусловлены прежде всего особенностями жизни человека, характером его деятельности, спецификой обучения и воспитания. Определенное влияние на особенности мышления оказывают такие факторы, как тип высшей нервной деятельности, соотношение первой и второй сигнальной системы, возраст человека.

 

6) Мышление формируется в процессе жизни человека по определенным этапам, которые были описаны в отечественной психологии Л.С. Выготским и П.Я. Гальпериным. Они описали процесс интериоризации внешней деятельности во внутренний план личности и поэтапное формирование умственной деятельности и высших психических функций. Это уходит на самостоятельное изучение.

 

Итог: можно сказать, что познание окружающей реальности строится постепенно на основании разных психических процессов.

Первичной ступенью является чувственное познание отдельных свойств и целостных образов предметов или явлений. Здесь ведущую роль играют элементарные психические процессы ощущений и восприятий.

Второй ступень познания является мышление. Оно позволяет вскрыть суть и взаимосвязи предметов и явлений действительности. Поэтому мышление называют высшей ступенью познания – рационального познания.

Внимание и память связывают эти две ступени познания в единый процесс познания реальности и являются неотъемлемыми условиями протекания психической познавательной активности.

Третья, наивысшая ступень познания реальности связана с работой воображения и творчеством. Они позволяют человеку развиваться как социальному существу, позволяют расширять границы своей адаптивности при взаимодействии со средой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: