Меры по преодолению отсева




 

Выше уже было сказано о том, что задача всеобуча была очень сложной, однако на ее решение были затрачены и материальные средства, но использовались и идеологические методы работы над этой проблемой.

Там, где местные органы народного образования перестроили работу в соответствии с условиями военного времени, они добивались в осуществлении всеобуча положительных результатов.

В 1943 г. были утверждены новые инструкции об организации учета детей и приняты меры строгого контроля за осуществлением всеобщего начального обучения. Дальнейшее усовершенствование, гибкость и эффективность формы государственного учета детей и контроля за осуществлением всеобуча приобрели в том же, 1943 году, когда была введена отчетность в соответствии с постановлениями правительства Союза CCP об устройстве детей, оставшихся в годы войны без родителей и об обучении работающих подростков без отрыва от производства. Все эти формы учета сохраняли свое действенное значение и в течение ряда послевоенных лет.

Во второй половине 1941/42 учебного года деятельность Наркомпроса РСФСР по руководству борьбой за всеобуч приобретает более оперативный характер. Наряду с рассылкой инструкций, распоряжений, приказов оказывалась непосредственная помощь местным органам народного образования в решении практических вопросов организации всеобщего обязательного обучения детей и подростков. Так, в апреле 1942 г. в г. Кирове Наркомпросс РСФСР провел межобластное совещание руководителей отделов народного образования Северо-Востока, Урала и Сибири. В нем участвовали представители Кировской, Молотовской, Свердловской, Новосибирской и Иркутской областей. Алтайского края. Коми АССР и отдела школ Управления железной дороги. Совещание обсудило итоги работы школы в военных условиях и задачи подготовки к новому учебному году. Совещание наметило меры по реализации всеобуча (возвращение детей в школу, предотвращение второгодничества), осуществление которых способствовало улучшению всеобщего обучения в стране. Итоги борьбы за всеобуч в первом военном учебном, а также задачи центральных и местных органов народного образования, школ и общественности на предстоявший период получили отражение, глубокое обоснование и необходимую перспективу в распоряжении CHK СССР от 30 июля 1942 г. «О вовлечении в школы всех детей школьного возраста и использовании школьных зданий по назначению». В целях приближения школы к месту жительства детей и обеспечения тем самым полного охвата ребят школьного возраста обучением совнаркомы союзных и автономных республик разрешили создание дополнительных школ (или их филиалов) сельской местности со сниженной против обычного нормой наполняемости классов. Такого рода меры требовали, конечно, значительных дополнительных ассигнований, но зато они обеспечивали эффективность и действенность борьбы за всеобуч, которую самоотверженно вели органы народного образования, школы, учительство.

Усилия партийных и советских органов в борьбе за всеобуч давали положительные результаты. Хорошо справились с задачей ликвидации отсева учащихся некоторые ряд школ по всему СССР, в частности в Горьковской, Кировской и других областях. Забота партии и правительства об охвате обучение всех детей и подростков, особенно тех, кто в силу причин разного рода прекратил посещение школы, выразилась также в организации новых типов учебно-воспитательных заведений. Во время Великой Отечественной войны была создана школа рабочей молодежи (ШРМ) — новый тип общеобразовательной школы, предназначавшейся для продолжения образования юношами и подростками, занятыми трудом в промышленном производстве. 6 июля 1944 г. СНК СССР принял Постановление №829 «Об организации вечерних школ сельской молодежи», в которые принимали молодежь и подростков с 14-летнего возраста [5, с. 292–293]. Обучение в вечерних школах сельской молодежи проводилось без отрыва от сельскохозяйственных работ. Учебный год в вечерних школах начинался 1 ноября и заканчивался 1 мая.

Этим учащимся предоставлялся ряд льгот: бесплатное обучение во всех классах, дополнительные отпуска на время экзаменов в выпускных классах с сохранением заработной платы по месту работы. Создание школ этого типа имело огромное значение и полностью оправдало себя. Десятки тысяч подростков, вынужденно прервавших учебу и самоотверженно трудившихся во имя победы, получили возможность закончить общеобразовательную школу.

Буквально в первые мирные дни, 21 июня 1945 г., СНК СССР было издано специальное распоряжение “Об установлении для лиц, работающих на производстве и обучающихся в школах рабочей молодежи, дополнительных отпусков на период выпускных экзаменов (в VII и Х классах). Позже были приняты различные постановления для развития системы школ для рабочей молодежи. Так, к концу первой послевоенной пятилетки число таких школ составило 20, 5 тыс., в которых обучалось почти 1,5 млн. человек. К концу 50-х годов число учащихся в этих школах достигло 1,8 млн. человек. Школы рабочей молодежи давали выпускникам неполное среднее и среднее образование без отрыва от производства. Учащиеся школ рабочей и сельской молодежи получали тот же объем общеобразовательных знаний, что и в обычных школах. К числу общеобразовательных школ, созданных во время войны, относились также суворовские и нахимовские военные училища.

По Горьковской области в 1948–1949 учебном году отсев учащихся из общеобразовательных школ составил 22056 человек, то в 1950–1951 учебном году – 13219 человек. В послевоенный период, в условиях восстановления экономики, народное образование в городе получает дальнейшее развитие. Это были годы огромного напряжения сил, колоссальной работы учительства, общественности, руководства города по быстрейшему налаживанию нормальной школьной жизни. Многое надо было восстановить, многое создать заново. Война помешала осуществить в стране переход к обязательному семилетнему и среднему всеобучу. Школьная сеть в Горьком из-за трудностей военного времени претерпела изменения, к 1946 году количество средних школ сократилось по сравнению с тем, что было в 1940 году. Отчет ГОРОНО за 1945/46 учебный год свидетельствовал: “На 1 октября 1945 г. в городе 13 школ: две средние (№ 1 и 2), семь семилетних (№ 3, 4, 5, 9,11,12, 24), две начальные (№ 6 и 7), две школы рабочей молодежи. В них учатся 4648 человек, работают 177 учителей, по образованию: с высшим — 35, незаконченным высшим — 56, специальным средним — 70, общим средним — 12, начальным — 4. Школы переполнены, нет наглядных пособий, 80 детей не посещают занятий в основном из-за тяжелого материального положения” [1]. Постепенно в городе налаживалась мирная жизнь. В конце 40-х-годов Наркомпрос РСФСР принимает ряд нормативных документов, регламентирующих учебный процесс в послевоенной школе, в частности: “Положение о золотой и серебряной медали” (от 30.05.45 г.), “Об отмене военной подготовки в школах” (от 30.08.46 г.), “О преподавании логики и психологии в выпускных классах школ” (от 4.12.46 г.) Ставится задача введения всеобщего обязательного обучения молодежи. Начинается бурное жилищное строительство, возникает потребность в новых школьных зданиях и детских дошкольных учреждениях. Городское учительское совещание в январе 1950 года констатировало: “... все школьные здания отремонтированы, электрифицированы, в большинстве школ проведено радио. Из 240 учителей лишь трое не соответствуют образованию... [2].

Особенности системы школ рабочей и сельской молодежи заключалась в том, чтобы она смогла получить соответствующее образование без отрыва от производства. Но эти школы, зачастую, не имели своей материальной базы. Тем не менее, это система доказала свою эффективность. Тысячи молодых людей получили в них образование, чему способствовали адаптационные качества ШРМ и ШСМ (социально однородная среда и сравнительно однородный возрастной состав). Статусные позиции ШРМ и ШСМ были неоднородны. Учащиеся ШРМ имели бóльшие возможности для учебы и карьерного роста.

Целью ШРМ было дать рабочей молодежи необходимое общее образование без отрыва от производства. С первых шагов ШРМ столкнулись с серьезными трудностями. Фактическое отсутствие собственной материальной базы, за что ШРМ прозвали «пасынками системы народного образования», нехватка опытных учителей (до 50% из них было совместителями), низкий уровень подготовки учащихся и их систематическая задержка на сверхурочных работах существенно затрудняли деятельность ШРМ. При этом зарплата учителя ШРМ была на 15% ниже, чем у учителей детских школ. Многочисленные проблемы способствовали отсеву учащихся из ШРМ в течение учебного года. По школам Горьковской и Кировской областей он достигал в среднем 30%. Тем не менее, работая в крайне неблагоприятных условиях ШРМ доказали свою эффективность и востребованность. За 1946–1951г.г. из ШРМ по Горьковской области было выпущено с семилетним образованием 4700 чел., с законченным средним – 1500. Увеличился приток молодежи в ШРМ. В 1952–1953 учебном году в Горьковской области было принято 1067 чел. сверх плана. Не в последнюю очередь популярность ШРМ среди молодежи была связана с тем, что за обучение в старших классах этих школ не взималась плата как в детских школах. Кроме того, окончание ШРМ открывало перед молодым рабочим путь для продолжения обучения в техникумах и вузах.

ШСМ создавались с той же целью, что и ШРМ с той лишь разницей, что давали общее образование сельской молодежи. Как правило, ШСМ создавались в виде отдельных классов при детских школах. Они не пользовались популярностью среди сельской молодежи. Прежде всего, это было связано с малым сроком обучения в ШСМ. Официально учебный год длился с ноября по май, однако часть школ работала еще меньшее время. Так, в 1949–1950 учебном году 45% ШСМ Горьковской и Кировской областей работали 100–125 дней. Кроме того, сельская молодежь, лишенная паспортов и, соответственно свободы, не имела возможности продолжать свое образование. Более интенсивно государством использовался сверхурочный труд сельской молодежи, что приводило к большим перерывам в занятиях, а иногда и к массовому закрытию школ. Только в 1949–1950 учебном году в Горьковской области было закрыто 3 семилетних школы и 9 самостоятельных классов. [9, с. 105]

Одной из форм всеобуча стало открытие суворовского и нахимовского военных училищ. Военные училища были закрытыми учебно-воспитательными заведениями для мальчиков. Они давали общее среднее образование и начальную военную подготовку. Воспитанники училищ находились на полном государственном обеспечении. Преимущества в приеме предоставлялись сыновьям советских воинов и партизан, погибших в борьбе с врагом. Выпускники этих училищ готовились к пополнению офицерского состава Советской Армии после окончания специальных военных учебных заведений, в которые они принимались без вступительных экзаменов.

Таким образом, советская общеобразовательная школа послевоенных лет представляла собой динамично развивающийся социальный институт, которая не только добилась восстановления довоенного потенциала, но и превзошла этот уровень. Горьковская область располагала мощным промышленным потенциалом, обладала высокой плотностью населения. Следствием этого была более высокая материальная обеспеченность горьковских школ, однако остро стоял вопрос об отсутствии зданий для школ и проблемы с обеспечением горячими завтраками учащихся. В целом по Горьковской области наблюдалось сокращение отсева молодежи из школ благодаря ряду мероприятий, в частности открытию ШРМ и ШСМ, несмотря на ряд существовавших проблем.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: