Понятие бессознательного




Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимодействия сознания и подсознания

сознание психологический поведение фрейд

Определение сознания

 

Сознание и в наши дни является предметом психологических исследований. Однако определение сознания сталкивается со многими трудностями.

В 20-е гг. берет свое начало зарождение нового подхода в психологии и проблема сознания постепенно вытесняется. Некоторые ученые связывали данное явление с марксизмом, например С.Л. Рубинштейн. Изучение сознания в данный период ограничивается исследованием таких тем, как исторические корни сознания и его онтогенез в детстве. Возвращение к проблеме сознания произошло только во второй половине 50-х годов, прежде всего, благодаря работам С.Л. Рубинштейна, а затем и А.Н. Леонтьева. В советской психологии было разработано понимание сознания как высшей формы психической деятельности человека, которая возникла в человеческом обществе в связи с коллективной работой (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохов). Суть сознания заключается в способности человеке к абстрактному вербальному мышлению.

Достаточно интересна система взглядов на сознание Л.С. Выготского, который рассматривает сознание как отражение человеком себя, своей деятельности, окружающей действительности. Его центральная позиция в отношении сознания такова: сознание зарождается, формируется и развивается только при наличии общества. Индивидуальное сознание способно существовать только в обществе. Элементами сознания, в данном случае, выступают словесные значения.

Опираясь на концепцию Б.Г. Ананьева можно сказать, что для него сознание выступает как неотъемлемая часть действия. Первоначально сознание формируется как восприятие ребенком своих действий. В последствие, начинают восприниматься процессы действий, таким образом, развитие индивидуального сознания происходит посредством перехода сознания от отдельных аспектов действия к целенаправленной систематической деятельности. В этом случае все состояние бодрствования становится «поток сознания», переключение с одного вида деятельности на другой. «Сознание как активное отражение объективной реальности, существует регулирования практической деятельности человека в мире».

В современной Западной философии и психологии нет общей концепции сознания, и понимание его природы очень спорный вопрос, к тому же не всегда разводятся такие понятия как психика и сознание.

Начиная с Декарта, сознание использовалось как синоним психики. В частности, еще в обсуждение вопроса о наличии сознания у животных, концепция сознания часто выступает как синоним психики и указывает на наличие субъективных образов и чувств.

Наряду с длительным господством этой интерпретации, начиная с Г.Ф. Лейбница, получает развитие другая точка зрения, согласно которой сознание - это только часть внешних психических процессов.

«Сознание, - писал В. Вундт, - состоит в том, что мы, как правило, находим в себе разнообразные психического состояния». Сознание психологически представляет собой внутреннее свечение, которое является ярким или помраченным, или угасает, как при обмороке. Поэтому оно может иметь только формальные свойства, которые характеризуются единством и непрерывность.

В. Джеймс отождествляет сознание с объектом. Сознание, в данной случае, может быть условием психологии, но никак не его предметом. Сознание бескачественно, поскольку оно само выступает качеством психических явлений и процессов.

Несколько особое положение занимает теория сознания, относящаяся к французской социологической школе. Основная идея этой школы, заключается в том, что индивидуальное сознание возникает в результате воздействия на человеческое сознание общества, под влиянием которых его психика социализируется и интеллектуализируется, это социализированная и интеллектуализированная психика человека и есть сознание.

Таким образом, В советской психологии сложилось общепринятое понимание сознания как высшей формы психики, возникшей в человеческом обществе в связи с коллективным трудом, общением людей, языком и речью.

Сознание, по Л.С. Выготскому - это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя.

По Б.Г. Ананьеву - «Сознание как активное отражение объективной действительности есть регулирование практической деятельности человека в окружающем его мире». В современной западной философии и психологии отсутствует какая-либо общая концепция сознания, и понимание его природы является весьма противоречивым.

Начиная с Р. Декарта, сознание употреблялось как синоним психического. В частности, до сих пор при обсуждении вопроса о наличии сознания у животных, понятие сознания часто выступает как тождественное понятию психики и означает наличие субъективных образов и переживаний.

 

Понятие бессознательного

 

Касаясь рассмотрения бессознательного, необходимо отметить, что оно является наиболее глубинной и объемной областью человеческого разума. Бессознательное можно представить как хранилище инстинктов, эмоций, воспоминаний, которые были вытеснены в бессознательно, поскольку угрожали психике человека.

Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность. Для Платона, признание существования бессознательного, послужило основой для создания теории познания, основанной на воспроизведение того, что происходит в глубинах человеческой психики. Будучи знаком с философскими идеями Платона, З. Фрейд, без сомнения, вынес из них некоторые представления о бессознательном.

На формирование психоаналитического учения З. Фрейд также повлияли философские взгляды Шопенгауэра и Ницше. Шопенгауэр считал бессознательное первопричиной всех существующих вещей. Ницше большее внимание фокусирует на изучении функционирования бессознательного в глубинах человеческого существа. В свою очередь, для З.Фрейда бессознательное - это, главным образом что-то психическое и только в связи с человеком.

З. Фрейд не подвергал сомнению тот факт, что сознание выступает регулятором поведения человека. Он обнаружил, что под крышкой сознания скрыт глубинный пласт не осознаваемых личностью стремлений и желаний. Как врач, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые чувства и мотивы могут становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Учение о бессознательном - это фундамент, на котором основывается вся теория психоанализа. Психоанализ является частью психотерапии, медицинской метод исследования, разработанный З. Фрейдом для диагностики и лечения истерии. В бессознательном следует понимать не нечто абстрактное, а формы духовной жизни, которые, имея все атрибуты психического, в то же время не являются свойством сознания.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями; движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и другие. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д. Рассмотрим схематически психологическую структуру личности в соответствии с представлениями З. Фрейда.

 

 

З. Фрейд исходит из того, что допущение бессознательного необходимо в силу существования таких актов, для объяснения которых необходимо признание наличия других актов, не являющихся сознательными, ибо у данных сознания имеется множество пробелов. Только в этом случае, как считает он, не нарушается психическая непрерывность и становится понятным существо познавательного процесса с его сознательными актами.

В общем плане психика человека представляется З. Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые представляют собой существенные характеристики личности. Сознательным З. Фрейд называет «то представление, которое существует в нашем сознании, и которое мы воспринимаем как таковое, и утверждаем, что именно в этом заключается единственный смысл термина «сознательный»».

Во Фрейдовской структуре личности обе эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным. Своим происхождением сознательное, по З. Фрейду, обязано бессознательному и «выкристаллизовывается» из него в процессе развития психики.

Итак, под бессознательным не следует понимать нечто абстрактное или же какую-нибудь гипотезу, созданную для философской системы. Бессознательное - те формы душевной жизни, которые, обладая всеми свойствами психического, в то же время не являются достоянием сознания. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.

Учение о бессознательном является тем фундаментом, на котором основывается вся теория психоанализа, развитая З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. З. Фрейд исходит из того, что допущение бессознательного необходимо в силу существования таких актов, для объяснения которых необходимо признание наличия других актов, не являющихся сознательными, ибо у данных сознания имеется множество пробелов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: