Иеремия Бентам
Иеремия Бентам (1748-1832) - родоначальник теории утилитаризма. Основные произведения: “Принципы законодательства”, “Фрагмент о правительстве”, “Руководящие начала конституционного кодекса для всех государств”, “Деонтология, или Наука о морали”.
4 основных ее постулата: 1. Получение удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой деятельности. 2. Полезность, возможность быть средством решения какой-либо задачи - самый значительный критерий оценки всех явлений. 3. Нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья (добра) для наибольшего количества людей. 4. Максимизация всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуальных и общественных интересов есть цель развития человечества.
Бентам ведет речь не о свободе отдельного человека, а о интересах и безопасности личности. Для него нет принципиальной разницы между свободой и своеволием. Он не признавал права человека. Не различал право и закон. Не разделял теорию договора.
Бентам стоял на демократических позициях, являлся сторонником республиканского устройства государства, в котором 3 основные ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная) должны быть разделены, но работать в кооперации, взаимной зависимости.
Бентам ратовал за всемерное расширение избирательного права, предоставляя его и женщинам. Хотел упростить и усовершенствовать законодательный процесс, сделать защиту в суде доступной беднякам.
Назначение правительства - гарантировать безопасность и собственность подданных государства - охранительные функции. Нежелательно вмешиваться государству в экономику.
Бенжамен Констан
Бенжамен Констан (1767-1830) - духовный отец либерализма в Европе. Произведения - “Курс конституционной политики”.
Стержень его теории - проблема индивидуальной свободы (для европейца - личная независимость, самостоятельность, безопасность, право влиять на управление государством). Правовая защищенность частной собственности. Этим целям должны быть подчинены цели и устройство государства. Границы народного суверенитета кончаются там, где начинается “независимость частного лица и собственная жизнь”.
Государство должно быть конституционной монархией, имеющей “нейтральную власть” в лице конституционного монарха. Его власть не зависит от трех “классических” властей (законодательной, исполнительной, судебной), обязана обеспечивать их единство, кооперацию, нормальную деятельность.
Право - гарант индивидуальной свободы, опирающийся на свободу печати. Право противостоит произволу. Центральная задача деятельности политических институтов - соблюдение права.
|
(Гумбольт, Штейн)
Вильгельмфон Гумбольдт - Общая позиция подхода к гос-ву — гуманистического индивидуализма. Не столько собственно гос-во занимает его, сколько человек в соотношении с гос-ом. Основная задача: «найти наиболее благоприятное для человека положение в гос-ве». Гумбольдт придерживается линии на дифференциацию общества («гражданского общества») и государства. Гранями этой дифференциации у него выступают различия между: 1) системой национальных учреждений (организаций, союзов, всяких других объединений, формируемых снизу, самими индивидами) и гос. институтами и службами; 2) «естественным и общим правом» и правом позитивным, создаваемым непосредственно гос-вом; 3) «человеком» и «гражданином».Цель сущест-ия гос-ва — служение обществу. Но за «обществом» он видит отдельного составляющего общество индивида. Результат его наблюдений над гос-ом: поскольку гос. устройство всегда связано с ограничением свободы, на него нельзя смотреть иначе, как на «зло, пусть и необходимое». Лоренцу Штейну принадлежит ряд фундамент. исследований.об обществе, гос-ве, праве, управлении. Либерализм ярко выразился в том, что во главу угла своей социально-полит. доктрины он поставил вопрос об индивиде, его правах, его собственности. Главный побудительный мотив, движущий индивидом, усматривается Штейном в стремлении к самореализации, суть которой — добывание, переработка, изготовл. и приумножение благ. Общество предстает как некое самостоятельное соц. образование. От простого множества индивидов его отличает наличие такого объединяющего фактора, как постоянная всесторонняя зависимость людей друг от друга. В обществе отсутствует почва для свободы. Отсюда его категорическое заключение: принцип, на котором зиждется общество,— несвобода. Штейн — сторонник правового гос-ва, в котором «право управления опирается на конституцию и имеются правовые разграничения между законом и распоряжениями». Оптимальную форму правового гос-ва - констит. монархии.
|