, необходимо выполнить ряд последовательных аудиторских процедур:
1. Проверка применения декларированных в учетной политике способов ведения бухгалтерского и налогового учета готовой продукции
Вопросы проверки применения декларированных в учетной политике способов ведения бухгалтерского и налогового учета готовой продукции относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Выполняя процедуру проверки организации учета готовой продукции, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:
Порядок проведения инвентаризации готовой продукции и оформления ее результатов соответствует положениям нормативных актов?
Данные аналитического учета готовой продукции соответствуют данным синтетического учета?
В бухгалтерской отчетности раскрывается информация о готовой продукции, предусмотренная положениями нормативных актов?
Сверка данных аналитического учета готовой продукции с оборотами и остатками по счетам синтетического учета: 40, 43, 44, 45
Сверка данных бухгалтерского учета готовой продукции с данными бухгалтерской отчетности
Аудиторская организация при проведении аудита должна получить достаточный объем аудиторских доказательств, чтобы убедиться, что:
конечные сальдо по счетам синтетического учета готовой продукции (43, 44, 45) предыдущего отчетного периода соответствующим образом перенесены в начало проверяемого отчетного периода;
соответствующие показатели бухгалтерской отчетности (ф. №№ 1, 5) на начало и конец отчетного периода соответствуют учетным данным регистров синтетического и аналитического учета готовой продукции;
|
. Проверка правильности оценки и учета выпуска готовой продукции
При оценке готовой продукции следует учитывать особенности, характерные для экономического содержания данного вида активов.
Основным источником поступления материалов и товаров
) является приобретение за плату. Готовая продукция не может быть приобретена за плату в принципе, так как это противоречит ее экономическому содержанию, вытекающему из определения - готовая продукция должна представлять собой конечный результат производственного цикла.
Вопрос 26. Цель проверки цикла выпуска и продажи готовой продукции заключается в объективной оценке полноты, своевременности и достоверности отражения в учете и отчетности показателей данного раздела, то есть выручки от продажи, себестоимости проданной продукции, управленческих и коммерческих расходов и прибыли (убытка) от продажи.
В процессе аудита решается комплекс взаимосвязанных задач:
1) анализируется учетная политика предприятия в части, регулирующей порядок организации учета выпуска и продажи готовой продукции согласно действующему законодательству и отраслевым особенностям;
2) контролируется договорная дисциплина в соответствии с законодательством;
3) проверяется правильность документального оформления операций по выпуску и продаже продукции;
4) изучается порядок учета и списания затрат на производство и продажу готовой продукции;
5) оценивается полнота, своевременность и достоверность оприходования готовой продукции на склад, отпуска и продажи ее покупателям;
|
6) анализируется правильность и законность организации аналитического и синтетического учета операций, связанных с движением готовой продукции;
7) проверяется соблюдение налогового законодательства в части налогообложения операций по продаже готовой продукции.
Среди документов, подлежащих проверке, выделяют первичные документы, регистры учета, отчетность.
На первоначальном этапе проверки следует ознакомиться с учетной политикой организации в части:
метода учета затрат на производство и калькулирования фактической себестоимости прибыли;
метода распределения по видам выпускаемой продукции затрат вспомогательного производства;
метода распределения по видам выпускаемой продукции общепроизводственных расходов;
Аудитору необходимо установить:
1) Правильность и своевременность оформления документов на сдачу продукции из производства на склад;
2) правильность отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с выпуском готовой продукции;
3) правильность определения производственной себестоимости готовой продукции по видам заказов;
4) достоверность отражения фактической себестоимости отгруженной продукции (Дт 45 "Товары отгруженные" Кт 43 "Готовая продукция");
5) правильность расчета суммы отклонений фактической себестоимости от плановой и их списания;
6) правильность составления бухгалтерских проводок по учету выпуска готовой продукции (работ, услуг);
7) наличие надлежащим образом оформленных доверенностей на получение продукции в случае ее отпуска покупателям непосредственно со склада;
|
8) правильность ведения журнала-ордера N 10/1 и ведомости N 16 "Движение готовых изделий в ценностном выражении" (при журнально-ордерной форме учета);
9) правильность отражения в учете продукции, выработанной из давальческого сырья;
10) правильность отражения в учете результатов инвентаризации готовой продукции;
11) соответствие записей аналитического и синтетического учета по балансовым записям счета 43 "Готовая продукция" и счета 40 "Выпуск готовой продукции" записям в главной книге и балансе;
12) правильность оценки готовой продукции.
. Проверка ведения аналитического учета на счетах 43, 45.
Аналитический учет готовой продукции должен вестись по материально-ответственным лицам, местам хранения, наименованиям (с раздельным учетом по отличительным признакам - марки, артикулы, модели, типоразмеры и пр.), кроме того по укрупненным группам готовой продукции (например, изделия основного производства, изделия вспомогательного производства).
Вопрос 27. Целью аудита финансовых результатов и распределения прибыли является выражение мнения о достоверности отражения в учете и отчетности прибылей и убытков организации, законности распределения и использования прибыли, остающейся в ее распоряжении после налогообложения.
Задачами данного вида аудита являются:
установление правильности определения и отражения в учете прибыли (убытков) от продаж товаров, продукции, работ, услуг;
анализ правильности учета прочих доходов и расходов, правомерности и обоснованности распределения чистой прибыли.
Работы при проведении аудита финансовых результатов и распределения прибыли можно разделить на три последовательных этапа: ознакомительный, основной и заключительный.
Ознакомительный этап
На данном этапе аудита финансовых результатов и распределения прибыли аудитору следует проверить заключительные записи по итогам отчетного года по счету 90, а также проверить, как закрывается финансовый результат от обычных видов деятельности, т.е. перенесено ли сальдо по счету 90 на счет 99.
Оcновной этап
На данном этапе аудитор обобщает результаты процедур, выполненных на ознакомительном этапе, и оценивает влияние выявленных отклонений на следующие показатели формы N 2:
выручка; себестоимость; валовая прибыль; коммерческие расходы; управленческие расходы; прибыль (убыток) от продаж.
После этого следует приступить к изучению операций, в результате которых формируются прочие доходы и расходы. Обобщая результаты влияния отклонений по операциям, связанным с выбытием основных средств, нематериальных активов и другого имущества, аудиторам необходимо откорректировать соответствующие показатели.
После этого аудиторы приступают к проверке правильности формирования и использования различных фондов и резервов, создаваемых в организации. Эта проверка заключается в тщательном изучении отдельных положений учредительных документов, решений собраний учредителей (собственников), учетной политики. В документах должны быть раскрыты источники формирования и использования таких фондов и резервов.
Затем аудиторы изучают фактический порядок распределения прибыли, оставшейся в распоряжении организации после налогообложения, и его соответствие порядку, сформулированному в учредительных документах, учетной политике.
Заключительный этап
После окончания работ аудитор формирует пакет рабочих документов, составляет аудиторский отчет и представляет его совместно с рабочей документацией руководителю проверки.
Вопрос 28. Страховой аудит представляет собой комплексную проверку (экспертизу) результатов финансово-хозяйственной деятельности страховых компаний и обществ взаимного страхования, включающую правовую, экономическую и бухгалтерскую оценку данных финансовых отчетов, представляемых вышестоящим органами или для публикации.
Страховой аудит подразделяется на внешний и внутренний:
Внешний страховой аудит связан с подтверждением отчетности страховых компаний, эмиссией ценных бумаг и валютных операций; внутренний – с выбором учетной политики, постановкой бухгалтерского учета, аудиторской частью деятельности страховых компаний и некоторыми вопросами лицензирования. При проведении внешнего аудита аудитор идет от отчетности к учету, от учета к характеру финансово-хозяйственных операций страховых компании, при внутреннем аудите логика исследования идет в противоположном направлении: от исходных операций к их отражению в учете и отчетности страховых компаний.
Одной из особенностей страхового аудита является необходимость проверки правильности создания и использования резервов премий по страхованию жизни и технических резервов по иным видам страхования.
В ходе аудита страховых организаций проверяются как общие вопросы, свойственные деятельности юридических лиц многих отраслей хозяйства, так и специфические операции, характерные только для страховых организаций. К общим вопросам относятся проверка операций с основными фондами, товарно-материальными ценностями и нематериальными активами, соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда, расчетно-платежных и кассовых операций, расчетов с дебиторами и кредиторами и ряда других. Контроль за этими операциями и расчетами у страховщиков существенно не отличается от аналогичных проверок в других сферах деятельности, так как в обоих случаях субъекты хозяйствования руководствуются в своей работе одними и теми же нормативными документами.
Специфические черты аудита страховщиков предопределены характерными особенностями страховых операций, и как следствие, наличием специального страхового законодательства, отличий в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, определении финансовых результатов и налогообложении.
Особенности организации бухгалтерского учета и отчетности страховщика должны учитываться при проверке правильности применения плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций.
Большое внимание в ходе аудита следует уделить контролю за правильностью составления, юридического оформления и учета договоров страхования, а также за правильностью осуществления и учета операций по страхованию, сострахованию и перестрахованию.
Основной статьей расходов страховщика являются страховые выплаты. Поэтому проверке обоснованности и своевременности осуществления страховых выплат, а также обоснованности отказов страхователям в страховых выплатах (если такое имело место) отводится значительное время.
Вопрос 29. Принципы и конкретные процедуры осуществления внутреннего контроля качества аудита должны быть реализованы как в рамках всей деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора), так и в ходе проведения каждой А. проверки. Аудиторская организация должны определить методы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества работы, призванные обеспечить проведение аудита и оказание сопутствующих аудиту услуг в соответствии с федеральными законами, федеральными стандартами аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, действующими в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых является аудиторская организация (индивидуальный аудитор), либо в соответствии с иными документами. Принципы внутреннего контроля качества аудита, характер, временные рамки, цели и конкретные процедуры, применяемые аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), зависят от таких факторов, как объем и характер деятельности, территориальное расположение, организационная структура аудируемого лица, а также от факторов, связанных с соотношением затрат и выгод, в связи с чем методы и процедуры, применяемые аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), и объем документации будут меняться. Некоторые принципы изложены ниже. Они являются обязательными к исполнению всеми аудиторскими организациями (индивидуальными аудиторами). Принципы внутреннего контроля качества: А. Профессиональные требования - Работник аудиторской организации (индивидуального аудитора) должен придерживаться принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального поведения. Б. Профессиональная компетентность Персонал аудиторской организации (индивидуального аудитора) должен состоять из работников, знающих требования законодательства Российской Федерации, а при необходимости и других государств, и придерживающихся их, а также обладающих профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения ими своих обязанностей с должной тщательностью. Необходимо в соответствии с требованиями Федерального закона "Об аудиторской деятельности" обеспечить наличие в штате аудиторской организации определенного минимального количества работников, имеющих квалификационные аттестаты аудитора. В. Поручение заданий Аудиторская работа должна поручаться работникам, имеющим уровень профессиональной подготовки и опыт, необходимые в данных условиях, а также отвечающим критерию независимости. Г. Контрольные полномочия Необходимо в достаточной мере направлять работу, осуществлять текущий контроль работы на всех уровнях, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что работа выполнена качественно. Д. Консультирование В случае необходимости в аудиторской организации (у индивидуального аудитора) либо вне ее следует проводить консультации со специалистами, обладающими соответствующими знаниями. Е. Работа с аудируемыми лицами и лицами, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги Необходимо постоянно проводить оценку потенциальных аудируемых лиц и лиц, которым могут быть оказаны сопутствующие аудиту услуги, и анализ работы с существующими клиентами. При решении вопроса о заключении договора или продолжения сотрудничества надо исходить из соображений независимости аудиторской организации (индивидуального аудитора), ее способности предоставлять услуги надлежащим образом и честности руководства аудируемого лица и лица, которому будут оказаны сопутствующие аудиту услуги. Ж. Мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля качества Необходимо постоянно осуществлять наблюдение за уровнем эффективности принятых аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) процедур внутреннего контроля качества.
Вопрос 30. При проведении аудита банка независимый аудитор должен учитывать следующие важные особенности деятельности банков:
банки осуществляют хранение значительных денежных средств, включая наличные средства и обращающиеся финансовые инструменты, физическая безопасность которых должна быть обеспечена. Это делает банки уязвимыми с точки зрения незаконного присвоения средств или мошенничества. Таким образом, в банках нужно разработать формальные операционные процедуры, жесткие системы внутреннего контроля и четко ограничить полномочия отдельных лиц;
банки осуществляют большое число разнообразных операций, отличающихся, в частности, по объему обрабатываемых сумм. Это требует сложных систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также широкого применения электронной техники для обработки данных;
во многих странах банки обычно осуществляют свою деятельность через широкую сеть филиалов и отделений. Это неизбежно связано со значительной децентрализацией руководства и рассредоточением функций учета и контроля, что в свою очередь затрудняет применение единых операционных приемов и учетных систем, особенно если сеть филиалов простирается за пределы национальных границ;
банки часто берут на себя значительные обязательства, не связанные с непосредственным переводом денежных средств. Такие операции, обычно называемые "внебалансовыми", могут не отражаться непосредственно в бухгалтерском учете, и, следовательно, их трудно обнаружить;
деятельность банков регулируется государственными органами, и требования, определяющие их деятельность, часто оказывают влияние на общепринятую бухгалтерскую и аудиторскую практику в отрасли. Несоблюдение требований законодательства, например, в отношении специальных правил оценки нестандартных активов может влиять на финансовую отчетность банка.
Когда аудитор обнаруживает ошибку, которая является существенной для финансовой отчетности, включая применение несоответствующей учетной политики, оценку актива, с которой он не согласен, или нераскрытие существенной информации, он требует корректировки финансовой отчетности с целью исправления ошибки. Если руководство отказывается сделать исправление, то аудитор выражает условно-положительное или отрицательное мнение о финансовой отчетности. Подобное заключение может серьезно повлиять на степень доверия банку и даже на стабильность банка, и поэтому обычно руководство старается избежать подобных ситуаций.