Основные шесть знаков и знаковых систем.




 

Естественные знаки.

Под «естественными знаками»понимаются вещи и явления природы. Не все предметы выступают как знаки,а только те которые указывают на какие-то другие предметы и рассматриваются в качестве носителей информации о них. Чаще всего естественный знак является частью какого-то целого и потому дает информацию о последнем. Естественные знаки это- знаки-признаки. Простейший пример:дым как знак огня.

Чтобы понимать естественные знаки, надо знать, признаками чего они являются, и уметь извлекать содержащуюся в них информацию. Предметы погоды, следы зверей, расположение небесных светил могут многое сказать тому, кто способен «расшифровать» эти знаки. Тот же кто не способен это делать, скорее всего, просто не воспримет их как знаки. Умение понимать и использовать естественные знаки для ориентировки в природной среде являлось существенным компонентом первобытной культуры и постепенно утрачивает с развитием цивилизации. В обыденном опыте огромное множество естественных знаков является, как правило, результатом длительного развития практики и науки. Примеры таких систем: система медицинской диагностики, описывающая естественные знаки — симптомы заболеваний; спектральный анализ, позволяющий по цветам спектра определить химический состав вещества; астронавигация, основанная на установлении систематической связи между наблюдаемым расположением звезд и координатами наблюдателя.

Функциональные знаки.

Какой-либо предмет становится функциональным знаком, если связь между ним и тем, на что он указывает, возникает в процессе человеческой деятельности и основывается на способе его употребления человеком. Например, обнаруженное археологом в кургане оружие- функциональный знак, свидетельствующий о том, что в нем захоронен воин. Обстановка квартиры- комплекс функциональных знаков (текст), несущий информацию о степени состоятельных хозяев, а подбор книг на книжной полке говорит об их вкусах и интересах. Очки-знак слабости зрения; лопата на плече указывает, что человек занимался или собирается заняться земляными работами.

Функциональные знаки-тоже знаки-признаки. Но в отличие от естественных знаков связь функциональных знаков с тем, на что они указывают, обусловлена не объективными знаков с тем, на что они указывают, что человек занимался или собирается заняться земляным работами.

Функциональные знаки- тоже знаки-признаки. Но в отличии от естественных знаков связь функциональных знаков с тем, на что они указывают, обусловлена не их объективными свойствами, а теми функциями, которые они выполняют в деятельности людей. Эти знаки создаются человеком для практического использования, а не с целью наделить их знаковой функцией; используюсь по прямому назначению, они заодно выполняют и знаковую функцию. Они могут выступать в качестве знаков только потому, что включены в человеческую деятельность и несут в себе информацию о ней. Чтобы извлечь из них эту информацию,требуется иметь какие-то предварительные знания об условиях их применения в человеческой деятельности.

В качестве функциональных знаков могут вступать не только предметы, но и действия людей. Всякий школьник знает: когда учитель водит пальцем по классному журналу- это знак того, что он сейчас вызовет кого-то отвечать. Совершая непроизвольные телодвижения, человек, как правило, не подозревает, что подает знаки,сигнализирующие о его чувствах, эмоциях, намерениях, мыслях. Поскольку предмет и поступки, выступающие в качестве функциональных знаков, представляют собою средства, результаты, способы человеческой деятельности, поскольку они самой этой деятельностью упорядочиваются и систематизируется. Примеры систем функциональных знаков: производственная техника (любой механизм или деталь- знак, который несет информацию обо всей технической системе,элементом которой является); предметы обстановки; одежда; «язык тела»- мимика, жесты, позы и. т. д.

Иконические знаки.

Это-принципиально иной класс знаков по сравнению с естественным и функциональными. Иконические знаки-знаки в полном смысле слова. Если для предметов, выступающих в качестве естественных и функциональных знаков, знаковая функция является побочной и выполняется ими как бы «по совметительству», то для иконических знаков эта функция является побочной и выполняется ими как бы «по совместительству», то для иконических знаков эта функция является главной и основной. Они, как правило, искусственно создаются такими, чтобы их внешний вид отражал облик обозначаемых ими вещей(хотя изредка в качестве иконического знака используют естественно образовавщийся объект, очень похожий на то, что нужно им обозначить).

Образы различаются по степени своей похожести на оригинал. Один из них имеют схематический, упрощенный характер- например, знаки рисунки, обозначавшие пешеходные переходы, эскалаторы, туалетные комнаты; другие настолько похожи на изображаемую натуру, что дают полную иллюзию ее действительного присутствия (реалистично написания картина). Художественные образы и произведениях искусства отличаются тем, что они отражают не только внешний, наружный облик людей, явлений, событий, но и их скрытое от непосредственного восприятия внутреннее содержание. Понять образ, увидеть в нем то, что изображено,- это задача, которая требует определенного уровня культуры. Особое место среди иконических знаков занимают символы.

Конвенциональные (условные) знаки.

Конвенциональный (соглашение, договор, условие) знак служит обозначением предмета «по условию» - поэтому, что люди условились считать его знаком этого предмета. Конвенциональные знаки обычно имеют малого общего с тем, на, что указывает, и придание им определенного значения является лишь результатом соглашения, договора. Конвенциональные знаки создаются специально для того, чтобы выполнять знаковую функцию, и ни для какой другой цели не нужны.

Простейшие примеры конвенциональных знаков: школьный звонок; красный крест на машине скорой помощи; зебра на пешеходном переходе; звезды и полосы на погонах.

Существует два основных вида конвенциональных знаков- сигналы и индексы.

Сигналы- знаки извещения или предупреждения. Со значением, которое придается наиболее распространенным и общепринятым в данной культуре сигналами, люди знакомятся с детства. Значение специальных сигналов становится известным только в результате обучения.

Индексы- условные обозначения каких-то предметов или ситуаций, имеющий компактный, легкообозримый вид и применяемые для того, чтобы выделить эти предметы и ситуации из ряда других. Примеры знаков-индексов; показания приборов, картографические знаки, условные значки в схемах, школьные оценки, и. т. п..

Наряду с отдельными конвенциональными знаками в ходе развитии культуры возникают разнообразные системы конвенциональных знаков. Например: геральдика, система знаков дорожного движения, церемониальные знаковые системы в искусстве- «художественные языки», свои в каждом виде искусства.

Вербальные знаковые системы-естественные языки.

Это важнейшие из созданных людьми знаковых систем. Их называют «естественными», чтобы отличить от искусственных языков. Любой из нескольких тысяч естественных языков-это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основа всей культуры говорящего на нем народа. Никакая другая знаковая система не может сравниться с ним по своему культурному значению. Следует отметить, что слово «язык» используется в двух смыслах: в узком- для обозначения только естественных языков, в широком- для обозначения и других знаковых систем (например выше говорилось о «художественном языке»). Обычно из контекста нетрудно понять, в каком из этих смыслов оно употреблено.

Человеческий язык сложился на основе возможностей, заложенных в биологической природе человека. По-видимому, человек обладает врожденной и генетически передающийся по наследству языковой способностью, т. е. Психофизиологическим механизмом, с помощью которого ребенок в ткчкние первых лет жизни может научиться речи. Но реализация и развитие языковой способности происходит у людей только в условиях общения.,Наблюдения над детьми, оказавшимися вне человеческого общества (так называемого «маугли»- дети потерявшиеся и выросшие среди животных), показали, что они не умеют говорить и научиться речи, по-видимому, не могут. Язык формируется и развивается людьми, только благодаря совместной, общественной жизни. Поэтому он хотя и имеет биологические предпосылки, но является по своей сущности социальном феноменом.

Во всяком языке существуют нормы, определяющие построение речи. Люди говорящие на одном языке, способны понимать друг друга потому, что придерживаются одних и тех же норм. Несоблюдение этих норм пораждает путаницу и недоразумения. Наглядным примером тому служит известное выражение «Помиловать нельзя повесить», которое может приобрести два противоположных смысла в зависимости от того, где поставить запятую(или в устной речи- где сделать интонационную паузу). Но вместе с тем граница языковых норм не являются жесткими. Они достаточно гибки и изменчивы, чтобы дать простор воображению и обеспечить приспособление языка к возникающим в культуре новшествам. Например принципиально новая идея требует новых языковых средств для ее объяснения: ведь действительно новую идею нельзя определить или логически вывести из уже существующих в языке понятий. Как правило, приходится прибегать к новообразованиям, которые со временем становятся полноправными элементами языка. Так вошли в язык многие научные термины: «гены», «бессознательное» (прилагательное ставшее существительным!), «волны вероятности», «кварки» и другие.

Естественный язык- открытая система. Он (в отличие от строгих формализованных систем, о которых разговор пойдет ниже) способен к неограниченному развитию.

История развития культуры отражается в истории развития языка. Но эволюция языка не является просто следствием перемен в общественной жизни. Несмотря на изменения, происходящие в языке, он остается одним и тем же в течение столетий, и дети понимают своих предков, а деды- внуков и правнуков. Дело в том, что наряду с быстро изменяющимся слоем лексики в языке имеется основной словарный фонд- лексическое «ядро» языка, которое сохраняется веками. Сюда входят все корневые слова. Они понятны всем носителям данного языка, отличаются высокой частотностью употребления и служат источником для новых словообразований. Это, например, такие слова, как «вода», «дом», «мать», «работа», «десять»,и. т. п.. Основной словарный фонд со временем тоже изменяются (так наши предки говорили не «пахать землю», а «орать землю»). Но эти изменения совершаются очень медленно- иначе люди разных поколений не могли бы понять друг друга и опыт прошлого не накапливался бы в культуре.

Знаковые системы записи.

Важнейшая из них- письмо,система записи знаков естественного языка, устной речи. К этому типу знаковых систем относится также нотная грамота, записи танца и. т. п.. Особенностью знаковых систем этого типа является то, что

они возникают на базе других знаковых систем- разговорного языка, музыки, танца- и вторичны по отношению к ним. Изобретение знаковых систем записи- одно из величайших достижений человеческой мысли. Особенно большую сыграло появление и развитие письменности, позволившей человеческой культуре выйти из начального, примитивного состояния. Без письменности было бы невозможно развитие науки, техники искусства, права, и.т.д..

Зародышем письменности было «предметное письмо»-возникшее еще в первобытном обществе использование предметов для передачи сообщений (например, оливковой ветви как знака мира). Первой стадией истории письменности было письмо в рисунках(пиктография). На следующей стадии возникают идеографическое письмо, в котором рисунки приобретают все более упрощенный и схематический характер. И наконец, на третий стадии создается алфавитное письмо, в котором используется сравнительно небольшой набор письменных знаковых, означающих не слова, а составляющих их звуки устной речи.

Аналогичным образом развивалась и запись музыки-нотное письмо, и система записи танца. В настоящее время для записи музыки или танца часто используются технические средства-аудио-и видеосистемы.

Появление и развитие письменной речи порождает принципиально новые культурные возможности культурного прогресса. Базисным знаком письма является не слово, а меньшая и более абстрактная единица-буква. Количество базисных знаков система уменьшается и становится обозримым. Благодаря этому становится возможными качественно новые способы обработки, восприятии и передачи информации.

Запись создает возможность существенно увеличить словарный состав языка. В племенных бесписьменных языках редко употреблявшиеся слова просто исчезали из социальной памяти на смену забытым словам приходили новые. Словарь таких языков содержит не более 10-15 тысяч слов. Всовременных языках за счет использования письма происходит накопление слов и их количество достигает полумиллиона.

С возникновением письменности начинают складываться языковые нормы и правила, создается нормированный литературный язык, появляются приемы обработки текста. В результате совершенствуются способы выражения мысли в языке, повышается точность и глубина передачи ее нюансов.

Неизмеримо вырастает все количество циркулирующий в обществе информации. Бесписьменные языки могли обеспечит передачу лишь того объема знаний, который хранился в фольклоре и ограничивался возможности памяти жреца или сказителя. Письменность позволяет обществу транслировать информацию, которой намного превосходит объем памяти отдельного человека. Возникают библиотеки, выполняющие функцию хранилищ знания и делающие его доступным для грядущих поколений. Снимаются временные и пространственные границы общения: становится возможной коммуникация между людьми, живущими на больших расстояниях друг от друга и в разное историческое время. Благодаря письменности изменяются качества информации, сохраняющиеся в обществе. Оригинальная, нестандартная мысль, которая среди современников считается не заслуживающий запоминания, без письменности была бы после смерти автора забыта, и потомки бы о ней не знали. Письмо дает возможность сохранит и запечатлеть ее. Это открывают широкие возможности для развития творчества.

Письменность открыла путь к тиражированию текстов- книгопечатанею. Когда золотых дел мастер Иоганн Гутенберг из Майнца изобрел печатный станок и набор текста из стандартных литер шрифта, стало возможным массовым тиражирование книг. Началась новая эра культурного прогресса. Круг читателей значительно расширился. Произошла демократизация письменного общения, оно стало повседневным делом миллионов людей. Возникли условия для массового образования и просвещения народа. Вместе с тем школьное обучение грамоте стало непременным условием функционирования письменной речи, сохранения языковых традиций и непрерывности существования культуры.

Одним из важных направлений развития систем записи явилось создание формализованных языков, играющих большую роль в современной логике и математике. С разработкой формализованных языков связано развитие электронно — вычислительной техники, которое ныне во многом определяет судьбы дальнейшего культурного прогресса человечества.

 

 

Заключение.

Таким образом понятие символа многозначно. Символ можно определить, исходя из сравнения с понятиями знака и образа. Тогда символ можно представит как образ, взятый в аспекте своей знаковости, и как знак, наделенный всей ограничностью и неисчерпаемой многозначностью образа. Символ нельзя «расшифровать» усилием рассудка, он неотделим от структуры образа, не существует в качестве некой рациональной формулы, которую можно сказать, что в отличие символа от знака в то, что для знаковой системы многозначность есть помеха, мешающая рациональному функционированию знака, тогда как символ тем содержательнее, чем он более многозначен. Сама структура символа направлена на то, чтобы представить через еденичное явление, целостный образ мира.

Отличие символов от знаков, в которых внутренний смысл более «однозначно» соотнесено с определенным означаемым, и которые поэтому представляют более узкие рамки для постижения и выражения истины, приводит к тому, что символы часто используются для выражения сложных и глубоких истин религиозного и духовного порядка. Смысол символа не дан, а задан и раскрывается в динамике его восприятия. Этот смысл нельзя разъяснить, сведя к однозначной логической формуле, а можно пояснить, соотнеся с работой всей семиотической системы.

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Есин А. Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Изд. Центр «Академия», 1999. - 216с.

2. Кармин А. С. Культурология: учебник / А. С. Кармин, Е.С. Новикова. - Спб.: Питер, 2008. - 464с.

3. Культурология: Учебное пособие / составитель и ответственный редактор

А.А. Радугин — М.: Центр, 1998. - 304с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: