Рассекречивание информации




 

Степень секретности и конфиденциальности информации, отображенной в документах, изделиях и т.д., со временем не остается постоянной. Она обычно уменьшается реже (например, документы представляют историческую и иную ценность) – она может увеличиваться. Изменению, степени, секретности и конфиденциальности информации могут способствовать и объективные факторы. Поэтому степень секретности информаций периодически должна пересматриваться. При этом она может быть увеличена, снижена до фактической, или же рассекречена вообще.

Рассекречивание конфиденциальной и, секретной информации, работ, документов, изделий – это деятельность предприятий по снятию (частичному или, полному) ограничений на доступ к ранее засекреченной информации, на доступ к ее носителям; вызываемая требованиями законов и объективными факторами: изменением международной и внутригосударственной обстановки, появлением более, совершенных видов определенной техники, снятием изделий с производства, передачей (продажей) – научно-технических решений оборонного характера в. народное хозяйство, продажей изделий за границу и т.д., а также взятием государством на себя международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в РФ государственную Тайну.

Информация должна оставаться секретной или конфиденциальной лишь до тех пор, пока этого требуют интересы национальной безопасности или конкурентной и коммерческой деятельности предприятия.

В связи с принятием Закона РФ «О государственной тайне» значительно упрощен существовавший ранее в стране порядок рассекречивания информации. Для сравнения в США в соответствии с указом Президента США от 2 апреля 1982 г. информация должна быть рассекречена или установленный на ней гриф секретности должен быть понижен сразу же, как только это позволят соображения национальной безопасности. Ведомства должны координировать свою проверку засекреченной информации с другими ведомствами, имеющими прямой интерес к данному вопросу.

Принципиальные аспекты рассекречивания информации могут быть изложены в следующих основных положениях.

1. Не подлежит засекречиванию, а засекреченная информация должна быть рассекречена, если это сделано необоснованно и в нарушение действующих законов, в целях скрытия нарушений законности, в результате неумелого руководства и должностных ошибок, нарушения конституционных и других законодательных прав граждан.

2. Засекреченная информация рассекречивается не позднее сроков, установленных при ее засекречивании. Ранее этих сроков подлежит рассекречиванию лишь информация, которая подпадает, под действие взятых РФ на себя международных обязательств по открытому обмену информацией, или процесс ее распространения вследствие разглашения не подлежит локализации. Срок засекречивания информации, отнесенной к государственной тайне, не должен превышать 30 лет. Правом продления сроков засекречивания информации наделяются руководители центральных органов федеральной исполнительной власти, осуществившие отнесение соответствующих сведений к государственной тайне.

3. Не подлежит засекречиванию, а засекреченная информация должна быть рассекречена, если: содержащиеся в ней новые научные, проектные, технологические и т.п. разработки находятся ниже мирового технологического уровня или достаточно подробно раскрыты в опубликованной зарубежной или отечественной литературе; информация является общеизвестной, а также информация о событиях и явлениях, которые могут нанести ущерб здоровью людей или окружающей среде.

4 Рассекречиванию (разглашению) не подлежат сведения, затрагивающие личную (неслужебную) жизнь граждан страны, если на обратное не имеется согласия самих граждан, а в случае их смерти – их ближайших родственников. Иной порядок такого рассекречивания рассматривается через суд.

 


Заключение

 

Защищаемая информация включает сведения, составляющие государственную, коммерческую, служебную и иные охраняемые законом тайны. Естественно, что каждый вид защищаемой информации имеет свои особенности в области регламентации, организации и осуществления этой защиты.

Защищаемая информация, являющаяся государственной или коммерческой тайной, как и любой другой вид информации, необходима для управленческой, научно-производственной и иной деятельности. Поэтому защищаемая информация не просто хранится в сейфах и хранилищах, а постоянно используется, обращается, устаревает и обновляется. Чтобы эта информация не стала достоянием посторонних лиц, собственник информации, ее засекретивший, устанавливает определенный режим, правила ее защиты, ограничивает сферу ее обращения, циркулирования, и пока она обращается в этой ограниченной режимными мерами сфере, есть основания полагать, что она будет сохранена в тайне. Отсюда – защита информации есть также надлежащее обеспечение обращения защищаемой информации в специальной, ограниченной режимными мерами сфере, циркулирование ее по контролируемым каналам. Выход засекреченной информации за пределы режимной сферы будет создавать угрозу ознакомления с нею лиц, от которых она защищается. Может произойти, как говорят, утечка информации.

Степень конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, определяется руководством этого предприятия и может быть трех-, двух- или одноуровневая: строго конфиденциально, конфиденциально, коммерческая тайна; или – коммерческая тайна, для служебного пользования.

Кратко основные принципы засекречивания информации.

1. Законность засекречивания информации – заключается в осуществлении его строго в рамках действующих законов и других ' подзаконных нормативных актов. Отступление от этого принципа может нанести серьезный ущерб интересам защиты информации, интересам личности, общества и государства, в частности, незаконным сокрытием от общества информации, не требующей засекречивания, или утечкой важной информации.

2. Обоснованность засекречивания информации – заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания, конкретных сведений, вероятных экономических – или иных последствий этого акта, исходя из баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства. Неоправданно засекречивать информацию, вероятность раскрытия которой превышает возможность сохранения ее в тайне.

3. Своевременность засекречивания информации – заключается в установлений-ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.

4. Подчиненность ведомственных мероприятий по засекречиванию информации общегосударственным интересам. Это в первую очередь относится к, области, защиты государственной тайны. Что касается коммерческой тайны, то предприятия наделены правами засекречивания информации, кроме оговоренных в законе случаев.

 

 


Список литературы

 

1. Граждански кодекс РФ

2. Федеральный закон РФ «О государственной тайне» №12-ФЗ, сентябрь 1993.

3. Постановление Правительства РФ «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» от 05. 12. 91 №35.

4. Введение в рыночную экономику / Под. ред. Лившица А.Я., Никулиной И.Н. – М.: Высшая школа, 2005.

5. Соловьев Э.Л. Коммерческая тайна и ее защита. – М.: ИВФ Антал, 2006.

6. Куликов Н.И. Институт тайны. – Журнал Дело и право, 2006. – №10.

7. Куршаков А.В. О коммерческой и служебной тайне. – Журнал Дело и право, 2007. – №3.

8. Тотьев К.Ю. Правовая поддержка конкуренции в России. – Журнал Государство и право. – М.: МАИК Наука, 2006, №12.

9. Фатьянов А.Н. Коммерческая и служебная тайна и их роль в деятельности предприятий. – Журнал Государство и право, 2007. – №6.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: