Проблемы большого спорта: карьера
Выполнена
студентом группы ДЛМ201-МС:
Прасадом Р.Р.
Проверил
преподаватель: Полякова Э.Н.
Москва 2013
Содержание
Введение.
Определение слова «карьера».
Периодизация карьеры.
Кризисы спортивной карьеры.
Факторы, влияющие на спортивную карьеру.
Заключение
Список литературы.
Введение
Проблемы карьеры в спорте появились со становлением спорта как особого вида деятельности, как смысла жизни и долгосрочного процесса деятельности, который может приносить не только славу, статус, но и доход. Они актуальны до тех пор, пока существует спорт, и профессиональные спортсмены. Этот вопрос не только жизненный, так как каждый из нас каким-либо образом связан со спортом, часто даже не замечая этого, но и очень важный и значимый, ведь миллионы людей во всем мире занимаются и увлекаются спортом, либо потребляют сам продукт, то есть смотрят спортивные соревнования, ходят на выступления любимых спортсменов, покупают спортивные товары. На сегодняшний день спортивная сфера, в том числе и проблемы карьеры, не изучены достаточно хорошо, как многие другие сферы, оно и понятно, спорту, как профессиональной деятельности, всего около сотни лет, в то время как другие сферы, такие как экономика, политика, религия развиваются тысячелетия.
Актуальность курсовой работы связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в том, что материала и практических советов на изучаемую мною тему не так много, поэтому я постараюсь выявить основные проблемы спортивной карьеры и факторы, которые могут повлиять на ее успех.
|
Объект исследования - спортсмены.
Предмет исследования - карьера спортсменов.
Цель работы - рассмотреть карьеру спортсменов, выявить актуальные проблемы, найти решения этих проблем, постараться применить их на практике.
Задачи:
Раскрыть определение карьеры;
Разбить карьеру на периоды/этапы;
Выявить проблемы карьеры;
Определить факторы, влияющие на карьеру;
Проанализировать полученную информацию;
Разработать методы, решающие проблемы карьеры;
Систематизировать материал.
Методы исследования:
• Анализ литературы;
• Изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;
• Сравнение;
• Теоретический анализ и синтез;
• Конкретизация и идеализация;
• Классификация;
• Обобщение.
Определение слова «карьера»
Слово «карьера» произошло от латинского «carrus», что означает повозка. Позже оно появилось уже в более привычном для нас виде в итальянском «carriera» (жизненный путь, поприще) и французском «carrière» (быстрый успех на службе и другом поприще). В настоящее время наиболее частое определение слова «карьера» - успешное продвижение в области служебной, социальной, научной, спортивной и другой деятельности; продвижение вверх по служебной лестнице.
В теории управления персоналом «карьера» - это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.
Также, на мой взгляд, существует еще одно важное определение «карьеры» - цепь событий, которая составляет жизнь, последовательность профессиональных занятий и других жизненных ролей, которые вместе выражают приверженность человека действовать в соответствии с его обобщенной моделью саморазвития.
|
Если выявить общие черты из всех определений, то можно сделать вывод:
Карьера это всегда многолетняя деятельность, которую себе выбирает человек;
Карьера это не только процесс деятельности, но и ее итог;
Карьера немыслима без самосовершенствования субъекта в данной области;
Карьера это не только личностная, но и социальная сторона человека;
В каждой иерархической структуре присутствует карьера;
Карьера может означать «движение к успеху», «успешное продвижение».
Для России термин "карьера" является относительно новым. Во времена железного занавеса и противопоставления западного и социалистического образов жизни людей понятиекарьеры было отнесено к жизни буржуазного общества. Отсюда появился отрицательный смыслслова "карьера": делать карьеру - значит непременно быть карьеристом, то есть человеком тщеславным, неразборчивым в средствах достижения своих целей.
На самом деле можно достичь успеха в выбранной деятельности и по-другому - путем постоянного труда и непрерывного самосовершенствования, удовлетворяя при этом свое честолюбие, стремление к самоутверждению и самореализации.
Периодизация карьеры
Если брать карьеру, как сам процесс работы от первого дня до выхода на пенсию, то она может длиться 20-40 лет. В спорте временной период короче, в идеале с 16 до 40-45 лет, в зависимости от вида спорта. В нашей стране существует несколько различных типов периодизации спортивной карьеры. Наиболее понятные и простые это:
|
. Этапы многолетней спортивной подготовки (В. П. Филин).
Предварительная спортивная подготовка;
Начало спортивной специализации;
Углубленная тренировка в выбранном виде спорта;
Спортивное совершенствование
а) Зона первых больших успехов;
б) Зона оптимальных возможностей;
в) Зона поддержания спортивных результатов.
. Этапы любой карьеры (Б. Г. Ананьев).
Подготовка;
Старт;
Кульминация;
Финиш.
Также существует периодизации, в которых используются другие критерии - уровни спорта и возрастные категории спортсменов.
. Уровни спорта.
Массовый спорт;
Спорт высших достижений;
Любительский спорт;
Профессиональный спорт.
. Возрастные категории.
Дети;
Юноши;
Взрослые.
Кризисы спортивной карьеры
При слиянии эти периодизации в чем-то дополняют друг друга, а в чем-то совпадают, что помогает выявить критические точки спортивной карьеры, то есть переходные фазы от одного этапа к другому. В психологии развития аналогичные переходные фазы между возрастными периодами называются возрастными кризисами. В широком смысле можно выявить два признака любого кризиса:
а) Это «поворотный пункт», решающий момент в развитии чего-либо;
б) Время, в которое нас настигают большие трудности.
То есть возрастной кризис это - переходная фаза от одного возрастного периода к другому, связанная с возникновением новых противоречий, которые человек должен разрешить в определенном возрасте.Чаще всего это противоречия между новыми требованиями к человеку, с одной стороны, и его возможностями - с другой.
Можно предполагать наличие аналогичных кризисов-переходов спортивной карьеры, как примерно предсказуемых переходных фаз от одного этапа спортивной карьеры к другому, связанных с возникновением новых противоречий, преодоление которых имеет решающее значение для успешного продолжения спортивной карьеры в целом.
Наложение представленных периодизаций спортивной карьеры помогло выделить семь кризисов-переходов спортивной карьеры:
) Кризис начала спортивной специализации;
) Кризис перехода к углубленной тренировке в выбранном виде спорта;
) Кризис перехода из массового спорта в спорт высших достижений;
) Кризис перехода от юношеского спорта во взрослый спорт;
) Кризис перехода из любительского спорта высших достижений в профессиональный спорт;
) Кризис перехода от кульминации спортивной карьеры к финишу;
) Кризис завершения спортивной карьеры.
Главная особенность кризисов-переходов спортивной карьеры - возможность прогнозирования и подготовки к ним. Карьеры нескольких спортсменов будут иметь разное число кризисов-переходов. Ведь именно неспособность спортсмена превозмочь кризис, разрешить появившиеся проблемы обычно ведет к преждевременному уходу из спорта и завершению спортивной карьеры. Знание этих противоречий позволяет заранее подготовиться к ним и упрощает прохождение кризиса.
Кризис начала спортивной специализации связан с поступлением в спортивную секцию или началом занятий у профессионального тренера. Суть этого кризиса - адаптация к требованиям вида спорта, к тренеру, к коллективу. карьера спортивный тренировка секция
Основными противоречиями здесь оказались:
несоответствие ожиданий детей реальному тренировочному процессу, что является причиной разочарования, снижения мотивации. Можно выделить три аспекта "обмана ожиданий":
а) между обыденным для детей представлением о спорте как о празднике и настоящей "черновой работой" спортсмена;
б) между представлением, что в первые же дни начнется обучение основным упражнениям, приемам вида спорта и упражнениями для общей подготовки;
в) между привычкой руководствоваться в двигательной деятельности "принципом удовольствия" и реальным требованием спортивной тренировки работать "через не могу" и "не хочу";
необходимость скорого овладения основами техники вида спорта и становления определенных физических кондиций, то есть демонстрации высокой обучаемости, способностей к виду спорта;
необходимость хорошо показать себя в первых состязаниях при отсутствии соревновательного опыта. Оказывается, что лишь треть молодых спортсменов, которые участвовали в первых соревнованиях, имели хоть какое-то представление о регламенте и правилах соревнований, проведении разминки, настрое на выступление.
Получается, уже на этапе начальной спортивной специализации молодой спортсмен сталкивается с достаточно сложными задачами. Тут впервые ставится вопрос о его потенциале в спорте, проверяются спортивные характеристики, сила и устойчивость мотивации. Те, кто преодолел кризис, переходят к углубленной тренировке в избранном виде спорта, а не справившиеся с ним часто меняют вид спорта или подаются в другие виды деятельности.
Кризис перехода к углубленной тренировке в избранном виде спорта подразумевает и новую задачу - работать "на результат". Перед спортсменом ставятся новые, более высокие цели, непременно возрастает удельный вес специальной подготовки на фоне общего значительного увеличения физических нагрузок, повышается статус соревнований, а значит, и уровень соперничества в них. Отсюда новые проблемы спортсмена, которые нужно будет решить на данном этапе спортивной карьеры:
необходимость привыкания к новым, более мощным физическим нагрузкам, что нередко усугубляется противоречием между "страхом не выдержать нагрузку" и желанием форсировать подготовку и быстрее достичь желаемых результатов. В итоге это может дать толчок травмам, заболеваниям, хроническому перенапряжению, вынуждая спортсмена приобретать опыт лечения, восстановления и "возвращения в строй";
обучение новым приемам, совершенствование техники уже выученных двигательных действий, что необходимо почти во всех видах спорта;
повышение конкуренции в соревнованиях, появление опыта поражений, что рождает проблему психологической подготовки к выступлению;
необходимость стабильности своих выступлений и показателей, что с психологической точки зрения связано с формированием спортивно важных психических свойств и освоением приемов саморегуляции психических состояний;
распределение времени на спорт и на другие занятия.
Первые крупные победы и достижения свидетельствуют о выходе из данного кризиса, что, в принципе, переводит спортсмена на уровень спорта высших достижений. Те спортсмены, которые не преодолели кризис, но сохраняют высокую мотивацию, либо продолжают тренироваться для удовольствия, либо выбирают деятельность, связанную со спортом, и начинают подготовку к ней. Большая же часть спортсменов на этом этапе уходит из спорта, и ищут другие жизненные пути.
Кризисы перехода из массового спорта в спорт высших достижений и из юношеского спорта во взрослый спорт тесно связаны друг с другом, так как спортсмен, вышедший на этап спорта высших достижений, обычно как бы "автоматически" начинает участвовать во взрослых соревнованиях независимо от своего паспортного возраста. На данном этапе кульминации спортивной карьеры спортивные цели становятся наиважнейшими в жизни, что указывает на необходимость изменения образа жизни в целом. То есть появляются новые проблемы:
необходимость согласования спортивных целей с другими жизненными целями; соответствующая перестройка образа жизни, его подчинение целям спортивной карьеры;
отказ от подражания кому-либо, понимание того, что кумиром теперь должен стать ты, и переориентация на творческий поиск своего собственного спортивного пути, новых резервов повышения спортивных достижений, включая базовую теоретическую подготовку, систематизация личного опыта, формирование индивидуального стиля деятельности;
необходимость точного грамотного распределения сил на весь сезон, что с психологической точки зрения соответствует освоению спортсменом разных тактик и планов выступления в соревнованиях;
необходимость получения статуса, авторитета в собственной команде, среди соперников, судей, зрителей; проверка на «звездную болезнь» и необходимость правильного отношения к повышенному вниманию со стороны СМИ и болельщиков;
возможность появления противоречий в отношениях: тренер - спортсмен, а также отношений внутри команды.
Эти кризисы, наверное, самые тяжелые для большинства спортсменов. Именно здесь приходит понимание достигнутых результатов. Ты либо достиг среднего уровня, либо стал высококлассным спортсменом. Выход из этих кризисов связан с обретением не только спортивной, но и личностной зрелости.
Кризис перехода из любительского спорта высших достижений в профессиональный спорт является достаточно новым для российских спортсменов. Проблемы данного кризиса:
необходимость высокой самоорганизации, новой дисциплины спортсмена, подчиненной условиям профессионального контракта;
необходимы новые знания во многих сферах, например, спортивной, экономической, юридической, требуемых для самостоятельной тренировочной работы и общей ориентировки в мире профессионального спорта. Также это может быть изучение иностранного языка.
поиск новых выразительных средств, совершенствование исполнительского мастерства с учетом того, что профессиональный спорт в большой степени является спортом для зрителей и предъявляет высокие требования к зрелищности выступлений в любом виде спорта;
поиск эффективных средств поддержания физической формы, не связанных с применением допинга, что позволяет продлить жизнь спортсменов в профессиональном спорте и заслужить уважения коллег;
необходимость завоевания авторитета в среде профессионалов;
необходимость культурной адаптации для тех, кто заключил контракт с зарубежным клубом.
Успешным преодолением данного кризиса будут являться: большие гонорары и зарплата, высокие результаты на престижных соревнованиях, социальное признание.
Кризис перехода от кульминации к финишу спортивной карьеры наступает в связи со старением, невозможностью постоянно удерживать высокую планку достижений и повышением требований к результатам. Естественно множество различных факторов заставляют задуматься спортсмена о завершении спортивной карьеры. Однако многие спортсмены стараются продлить этап финиша и отложить завершение карьеры. Для этого им нужно решить как минимум две проблемы:
откуда взять резервы для повышения или поддержания высоких спортивных результатов;
готовность уйти из спорта, выбор будущей профессии, что позволит спортсмену уменьшить беспокойство относительно будущего и спокойнее сосредоточиться на решении чисто спортивных задач.
Кризис завершения спортивной карьеры и перехода к другому роду занятий связан с безусловным изменением места спорта в жизни человека и влечет за собой необходимость перестройки образа "Я" и осознания ценности себя вне социальной роли спортсмена. В ходе адаптации после завершения спортивной карьеры перед спортсменом обычно встают следующие проблемы:
необходимость ускорения профессиональной подготовки и начала новой профессиональной карьеры;
формирование нового образа жизни, включая приобретение не только новой профессии, но и хобби, интересов, круга общения;
создание собственной семьи или изменение отношений в семье, если она была создана во время спортивной карьеры.
К сожалению, не всем спортсменам удается успешно преодолеть кризис завершения спортивной карьеры. Острота протекания данного кризиса обычно усиливается при следующих условиях: внезапности ухода, отсутствии предварительной подготовки к нему, пассивной позиции спортсмена, отсутствии материальной и психологической поддержки. Важным фактором является также разница между статусом спортсмена в спорте и статусом спортсмена после завершения карьеры. Чем она больше, тем данный кризис протекает психологически тяжелее.
Подводя итог, можно отметить, что знание противоречий, типичных для каждого кризиса-перехода спортивной карьеры, помогает не только подготовить к ним спортсмена, но и эффективно оказать ему психологическую помощь. Такие полные описания кризисов-переходов спортивной карьеры, а также описания, учитывающие особенности спортивной в различных видах спорта, являются основой для построения системы психологического сопровождения спортивной карьеры и находят применение в спортивной деятельности.