Методические рекомендации для учащихся 3 курса
По профессии 1.9 «оператор ЭВМ»
Составители:
Ланеева Л.Ю.
Письменная-экзаменационная работа - организационная форма обучения, применяемая на завершающем этапе учебного процесса. Она заключается в выполнении учащимися проектов или работ, на основании защит которых Государственная аттестационная комиссия выносит решение о присвоении учащимся квалификации специалиста. Письменная-экзаменационная работа - это комплексная самостоятельная творческая работа, в ходе выполнения которой учащиеся решают конкретные производственные задачи, соответствующие профилю деятельности и уровню образования специалиста.
Задачи ПЭР:
- расширение, закрепление и систематизация знаний, совершенствование профессиональных умений и навыков для решения конкретных профессиональных задач;
- демонстрация навыков самостоятельной аналитической и исследовательской работы, умения делать обобщения, выводы, разрабатывать практические рекомендации в своей области.
- проверка и определение соответствия уровня и качества подготовленности учащихся Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки по специальности и тем дополнительным требованиям, которые предъявляет образовательное учреждение к выпускнику.
Подготовка письменно-экзаменационной работы связана с углублением изучения теории, приведением в систему ранее приобретенных знаний по следующим дисциплинам: «Программное обеспечение», «Аппаратное обеспечение», «ТСИ», «Автоматизация производства» и пополнением их в процессе практического решения поставленной проблемы. Работа над письменно-экзаменационной работой позволяет развить навыки исследования, экспериментирования и самостоятельного изучения научной, справочной и технической литературы по проблеме.
Для написания ПЭР учащимся предлагаются учебно-производственные задачи. Учебный характер задачи, включающей технологические, экономические, управленческие задачи, находит выражение в том, что в процессе ее решения учащиеся должны использовать максимум знаний, полученных по специальности. Производственный характер задач заключается в том, что учащиеся решают конкретные вопросы или вопросы перекликающиеся с деятельностью того производства, на котором они проходят технологическую практику, используя фактические сведения о производственном процессе. Большое воспитательное значение имеют ПЭР, имеющие конкретное практическое применение, т.е. внедренные в производственные процессы, или такие, внедрение которых возможно в будущем.
Тематику ПЭР разрабатывают преподаватели спец.дисциплин совместно со специалистами предприятий, организаций, учреждений, заинтересованных в их выполнении, а затем рассматривают соответствующие методические комиссии и утверждает заместитель директора по учебной работе.
Темы ПЭР должны быть актуальными, соответствовать современным требованиям науки и техники, производства. Сложность и объем разрабатываемых технологических процессов, организационных и экономических вопросов, исследовательских и испытательных работ должны соответствовать предъявляемым к выпускнику Государственным требованиям.
Задание к письменной экзаменационной работе выдается учащемуся не позднее чем за два месяца до начала технологической практики и сопровождается консультациями, где разъясняются назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей работы. Общее руководство и контроль за ходом выполнения ПЭР осуществляют заместители директора по учебной работе, председатели методических комиссий и преподавателями спец.дисциплин в соответствии с должностными обязанностями. Руководитель письменно- экзаменационных работ занимается разработкой индивидуальных заданий, консультированием, контролирует ход выполнения работы, готовит на него письменный отзыв.
Последовательность подготовки письменной экзаменационной работы:
1.Формирование замысла (осмысление полученного задания).
2.Поиск и отбор материалов.
3.Группировка и систематизация материалов (составление плана).
4.Написание текста.
5.Обработка рукописи.
1.Сформулировать замысел той или иной работы – значит:
- четко определить какую цель она преследует (решить задачу, продемонстировать свои знания в той или иной области, прореферировать книгу или раздел работы);
- какие материалы должны быть представлены в тексте и с какой степенью детализации;
- нужны ли теоретические обоснования описываемых процессов или явлений;
- подобрать иллюстративный материал необходимый для того, чтобы сделать работу содержательной и убедительной.
2. Поиск информации. Отбор и подготовка материалов
- документальные источники информации, содержащие в себе основной объем сведений используемых в практической деятельности.
- Библиотека, каталоги.
- Компьютерные технологии.
Собрать достаточно фактов, цифровых данных, обобщающих мыслей для полного освещения избранной темы.
3.Группировка и систематизация материалов.
Целесообразно предварительно составить 2-3 варианта плана, применяя при этом различную методику. Раскладывая материалы в той или иной последовательности, можно видеть преимущества и недостатки каждого и структурных вариантов. Появляется возможность увидеть каждую из отдельных частей работы и всю ее в целом.
На найденной структуре прямо определяется, какой должно быть ее рубрикация, т.е. деление на логически соподчиненные элементы (части, разделы, пункты). Каждый из них снабжается заголовком, отражающим его содержание.
4.Написание текста.
текст работы пишется на основе собранных материалов.
5.Обработка рукописи.
- Уточнить содержание, сделать это критически, придирчиво;
- Проверить правильность оформления;
- Провести литературную правку или редактирование текста.
Работа над рукописью по содержанию начинающихся с общей оценки ее построения.Следует посмотреть, насколько логично и последовательно изложенный материал, достаточно ли аргументированы отдельные положения, выделены ли основы, удалось ли отчетливо показать, что нового несет в себе работа. С особой тщательность проверяются все формулировки и определения.
После устранения структурных дефектов может приступать к оценке объема проводимых в работе материалов и степени подробности их изложения. Следующий этап – проверка правильности оформления работы. Заключительный этап – литературная правка. Основными задачами литературной правки (редактирование) является:
- достижение единства стиля изложения;
- внесение в текст различной подчеркиваний дополнительной рубрикаций;
- проверка правильности орфографии и пунктуации.