МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА менеджмента, маркетинга и организации производства
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Антикризисный менеджмент»
на тему:
«Правовые аспекты
антикризисного управления»
Выполнила студентка гр.ВТЭ-660
И.В.Ченина
Волгоград, 2001
Для экономико-правовой истории России банкротство как правовой институт корнями уходит в далекое прошлое. Еще в «Русской правде» - правовом документе 11-12 веков определяется понятие «несчастной несостоятельности» (ст. 54), под которой понималась несостоятельность, возникшая не по вине должника. Статья 55 определяла явно злонамеренную несостоятельность, когда должник «скроется от уплаты долгов бегством в чужую землю». Уже в «Русской правде» устанавливалась очередность требований кредиторов: кредитор первой очереди – князь; второй – иностранные или иногородние купцы, если при заключении сделки им не было известно о несостоятельности должника; далее местные кредиторы.
С развитием на Руси торговли участились и случаи несостоятельности. Это побудило государство создать систему норм, посвященных банкротству. 15 декабря 1740 года в России был принят Банкротский устав. Через 60 лет – 19 декабря 1800 года принимается более детальный «Устав о банкротах», а в 1832 г. – Устав о торговой несостоятельности.
Первый в России закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» в ходе развития рыночных отношений был принят 19 ноября 1992 года.
8 января 1998 года был принят Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)», который вступил в силу с 01 марта 1998 года. Главой 12 настоящего Закона со дня его введения в действие Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 года признается утратившим силу. Однако ст. 187 п. 1 определено, что новый Закон «… применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено с 01 марта 1998 года». Действие названного закона распространяется на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, на некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, на кредитные организации. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, также регулируются этим Федеральным Законом.
|
Законодательство о банкротстве является естественной и неотъемлемой чертой рыночных отношений. Оно стимулирует развитие производства, защищает права добросовестных должников и добросовестных кредиторов.
Цели современного законодательства о банкротстве:
1) Структурная перестройка национальной экономики в соответствии с потребностями рынка;
2) Стимулирование руководителей и собственников посредством угрозы их интересам к развитию производства и созданию конкурентоспособной продукции.
Задачи современного законодательства о банкротстве:
1) Предотвращение банкротства (реализуется через реорганизационные процедуры Закона о несостоятельности и посредством реструктуризации долгов, имущества, собственного капитала предприятия);
|
2) Вовлечение (возвращение) имущества в сферу бизнеса (реорганизационные процедуры + ликвидация);
3) Избавление экономики от неэффективного бизнеса (ликвидация);
4) Возмещение кредиторам ущерба.
Принципы, заложенные в законодательстве о несостоятельности:
1) Создание отношений экономической стабильности;
2) Поощрение возрождения бизнеса;
3) Сохранение перспективных производств;
4) Обеспечение равенства прав участников банкротского процесса;
5) Эффективная судебная и правовая структура;
6) Введение норм, обеспечивающих безопасность участников;
7) Социальная защита управляющих.
Процедуры, предусмотренные Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве):
1) Процедура наблюдения (Глава IV ст. 56 –67). Вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. Цель – принять эффективные меры по сохранению имущества должника, проанализировать финансовое состояние должника и определить потенциал восстановления его платежеспособности.
2) Внешнее управление (Глава V ст. 68 – 96). Полномочия всех органов юридического лица переходят к внешнему управляющему, руководить организации-должника отстраняется от исполнения своих обязанностей. Основа проведения процедуры – план внешнего управления, который предусматривает проведение инвентаризации имущества должника, анализ его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности, положение на товарных рынках, ликвидацию дебиторской задолженности, составление реестра требований кредиторов. По итогам деятельности внешний управляющий обязан представить собранию кредиторов отчет по итогам реализации плана.
|
3) Конкурсное производство (Глава VI ст. 97 – 119)– процедура, применяемая в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Она означает, что срок исполнения всех денежных обязательств должника наступил и все требования к нему могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства. Цель процедуры – аккумулирование имущества должника и формирование конкурсной массы для продажи имущества и расчета с кредиторами в порядке очередности, предусмотренной законом.
4) Мировое соглашение (Глава VII ст. 120 – 130) – достижение договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов. Особенности: заключается на любом этапе производства по делу; только кредиторами 3-й и 5-й очередей; заключается в письменной форме; подлежит утверждению арбитражным судом; в течение 2 недель после утверждения мирового соглашения кредиторы должны получить удовлетворение своих требований в размере не менее 35% долга.
Кроме того, в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) № 6-ФЗ от 08 января 1998 года рассмотрены следующие положения и понятия:
признаки банкротства;
состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей;
рассмотрение дел о банкротстве, право на обращение в арбитражный суд;
должник; его обязанности по подаче заявления в арбитражный суд и ответственность руководителя должника за неподачу заявления;
фиктивное и преднамеренное банкротство;
кредиторы по денежным обязательствам;
собрание кредиторов; порядок его созыва; порядок принятия решений собранием кредиторов; реестр требований кредиторов;
комитет кредиторов: функции и порядок избрания;
заинтересованные лица;
арбитражные управляющие: права и обязанности; ответственность; вознаграждение;
предупреждение банкротства;
разбирательство дел о банкротстве в суде;
особенности банкротства отдельных категорий должников: градообразующих предприятий; сельскохозяйственных организаций; кредитных и страховых организаций; профессиональных участников рынка ценных бумаг; банкротство граждан; индивидуальных предпринимателей; крестьянских (фермерских) хозяйств;
упрощенные процедуры банкротства; банкротство отсутствующего должника;
добровольное объявление о банкротстве.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) № 6-ФЗ от 08 января 1998 года устанавливает основания признания должника несостоятельным (банкротом) или объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), проведения внешнего управления и конкурсного производства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
Кроме рассмотренного выше Федерального Закона к правовым аспектам антикризисного управления можно отнести:
1. Уголовный кодекс РФ, который в трех статьях устанавливает ответственность за преступления в сфере банкротства:
1.1. ст. 195 «Неправомерные действия при банкротстве»
1.2. ст. 196 «Преднамеренное банкротство»
1.3. ст. 197 «Фиктивное банкротство»
2. Положение об аттестации специалистов по антикризисному управлению от 13 сентября 1994 года № 57-р)
3. Положения о лицензировании деятельности арбитражных управляющих, вступивших в силу с 01.03.1999г.
4. Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 года № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий»
И многие другие нормативные акты, положениями которых должен руководствоваться арбитражный управляющий при осуществлении своей деятельности.