Задание 3. Графический диктант. Не записывая предложений, составьте схемы предложений.




1) И вспомнил я отцовский дом ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул.

2) И верного друга прощальной рукой и гладит и треплет по шее крутой.

3) Перед глазами ходил океан и колыхался и гремел и сверкал и угасал и светился и уходил куда-то в бесконечность.

4) Не только мальчиком но и взрослым из всех зрелищ я больше всего любил цирк.

5) Щеки румяны и полны и смуглы.

6) Видны были только белые стволы ближайших берез да кусочек аллей.

7) Мал золотник да дорог.

8) Им приходилось как землю рыть так и камни обтесывать.

Проверяем.

1) И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул.

(О, О и О)

2) И верного друга прощальной рукой и гладит, и треплет по шее крутой.

(и О, и О)

3) Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

(О, и О, и О, и О, и О, и О, и О)

4) Не только мальчиком, но и взрослым из всех зрелищ я больше всего любил цирк.

(Не только О, но и О)

5) Щеки румяны, и полны, и смуглы.

(О, и О, и О)

6) Видны были только белые стволы ближайших берез да кусочек аллей.

(О да О)

7) Мал золотник, да дорог.

(О, да О)

8) Им приходилось как землю рыть, так и камни обтесывать.

(как О, так и О).

- Ребята, сегодня мы также поговорим о выразительных, экспрессивных возможностях конструкций с однородными членами; мы посмотрим, как используются они в языке, в том числе и в художественных произведениях.

Задание 4. Прочитайте, ответьте на вопросы.

1) Ты помнишь детские года:

Слезы не знал я никогда;

Но тут я плакал без стыда.

Кто видеть мог? Лишь темный лес

Да месяц, плывший средь небес!

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»

- Какое синтаксическое средство художественной изобразительности использовано в двух последних строках?

- Почему нет запятой перед союзом да?

2) Он сохранил и блеск лазурных глаз,

И звонкий детский смех, и речь живую,

И веру гордую в людей и жизнь иную.

М.Ю. Лермонтов.

- Найдите однородные члены. Чем они соединены? (повторяющимся союзом и)

- Многократное использование повторяющихся союзов называются многосоюзием.

- Как вы думаете, что дает использование такой фигуры? (повторяющиеся союзы подчеркивают однородные члены, акцентируют на них внимание)

- Сколько рядов однородных членов в стихотворных строках М.Ю. Лермонтова)

3) Танец с шалью

Одна, две или три дамы выходили на середину зала и под музыку из какого-нибудь известного балета начинали различные игры с легкой шалью, принимая изящные танцевальные позы и создавая красивые балетные группы. Они подбрасывали шали, ловили их, набрасывали на головы, обвивали вокруг талии, перескакивали через них. Это немного напоминало современные гимнастические танцы с лентой, обручем, скакалкой. Главными в танце с шалью считались грациозность и плавность движений рук, красота и изящество образованных шалью складок.

(По журналу «Детская энциклопедия»)

- К какому типу речи относится текст? (описание движений)

- Какие фигуры в нем использованы? (Бессоюзие – во втором и третьем предложениях. Парное соединение однородных членов – в последнем. В последнем предложении использован также обратный порядок слов).

- Найдите в тексте неоднородные определения. (Изящные танцевальные (позы), красивые балетные (группы), современные гимнастические (танцы).)

Тестовый контроль.

Задание. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

1 вариант

1) Спорт, музыка, чтение книг всегда увлекали меня.

2) А звезды неожиданно в тумане блеснули и свет свой холодный под липами льют.

3) По вечерам дедушка смотрел телевизор или читал, или уходил в театр.

4) Он не хотел любоваться, ни снегом, ни лунным блеском, ни звездами.

5) В горячем свете весело и сухо блестит листвой под окнами сирень.

6) Ты захвати в лес с собой нашу книжку, да на чем посидеть.

2 вариант

1) На земле как-то тихо и голо без пшеницы, и ржи, и овса.

2) Я стал посещать музеи и театры, и читать книги.

3) Май леса наряжает и лето в гости приглашает.

4) Буран, и вьюга, и холода задерживали наше продвижение.

5) На помощь ему придет, либо отец, либо брат.

6) Колокольчик громко плачет и хохочет, и визжит.

Ответы: 1 вариант: 3, 4, 6; 2 вариант: 2, 5, 6.

6. Домашнее задание. Параграф 43. Из художественного произведения выписать пять предложений с однородными членами, составить их схемы

Итог урока

- Какие члены предложения называются однородными?

- Перечислите соединительные, противительные и разделительные союзы.

- Каковы правила пунктуации при однородных членах, связанных сочинительными союзами?

Литература

1. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва: «Просвещение», 2012 г.

2. Рабочие программы по русскому языку. 5- 11 классы. – Москва: «Глобус», 2009 г.

3. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 8 классе. – Москва: «Просвещение», 2000 г.

4. Г.Н. Владимирс

 

       
Обобщающие слова при однородных членах предложения При однородных членах с соединительными (реже разделительными) отношениями могут использоваться так называемые обобщающие слова. Обобщающее слово - это слово или словосочетание, которое является общим обозначением находящихся при нём однородных членов. Обобщающие слова могут стоять перед однородными членами или после них. В роли обобщающих слов обычно выступают либо существительные, либо местоимения и наречия. Они отчётливо обнаруживают те значения, которые заключены в перечне однородных членов, показывают, какое логическое основание заложено в перечисление, обозначают родовое понятие, под которое подводятся понятия, обозначенные однородными членами. Например: В тихой синеве рассвета открылась передо мной древняяземля:вершиныгор, освещенные зарёй, шумящие по гальке прозрачныеречки,чинарыи магическоесвечениенеба там, вдали... (К. Паустовский); В степи, за рекой, по дорогам - вездебыло пусто (Л. Толстой); В корзине быладичь: два тетереваиутка (И. Гончаров). Обобщающие слова всегда являются тем же членом предложения, что и однородные члены, при которых они находятся, потому что они выполняют одну и ту же синтаксическую функцию. Разница между ними заключается только в том, что они обозначают понятия разных объёмов. В зависимости от позиции обобщающие слова обнаруживают разное значение. Обобщающее слово является действительно обобщающим в том случае, когда оно стоит после однородных членов. Например: Вот этатьмапод ивами, иблесксентябрьских звезд, игоречьвоздуха –всёэто полночь. (К. Паустовский). Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то между ним и однородными членами возникают уточнительно-пояснительные отношения, которые иногда оформляются специальными союзами а именно, как-то, то есть. Например: В человекевсёдолжно быть прекрасно: илицо, иодежда, идуша, имысли (А. Чехов); Гости говорили о многих приятных и понятных вещах, как-то: оприроде, особаках, опшенице, очепчиках, ожеребцах (Н. Гоголь).   Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах I. При наличии обобщающих слов при рядах однородных членов предложения знаки препинания зависят от места обобщающих слов по отношению к перечислительному ряду. 1) Если обобщающие слова предшествуют перечислению, то после них ставится двоеточие. Например: В приемном пункте их былотрое, три женщины:однана приемке белья,другаяна выдаче,третьяна выписке квитанций и получении денег (Рыб.); О нем писали много и всепо-разному: тос восторгом, доходящим до поклонения, тос недоумением, а тос издевкой (газ.); В этом рассказе вы найдете почтивсё, о чем я упоминал выше: сухие дубовыелистья, седогоастронома,гулканонады,Сервантеса,людей, непоколебимо верящих в победу гуманизма, горнуюовчарку, ночнойполетимногое другое (Пауст.); Точно по включении волшебного тока, врываютсязвуки:голоса, говорящие вместе,трескрасколотого ореха,полушагнебрежно переданных щипцов (Наб.). 2) Обобщающие слова, заключающие перечислительный ряд, отделяются тире. Например: Поручни,компасы,бинокли, всякиеприборыи даже высокиепорогикают –всё этобыло медное (Пауст.); ХудожникиАрхипов и Малявин,скульпторГолубкина –всеиз этих рязанских мест (Пауст.); И этипоездки, и наши с нейразговоры–всёпроникнуто было щемящей, безысходной тоской (Бек.); Теплый дощатыйдом, окруженный сухим бурьяном, длинныедни,громредких выстрелов по диким уткам,пять ящиковс книгами (из них был прочитан только один) – всё этоосталось позади, скрытое черной водой (Пауст.). 3) Двоеточие после обобщающих слов перед перечислением однородных членов и тире после перечисления ставятся, когда перечислением предложение не заканчивается, в том числе и тогда, когда после перечисления повторяется обобщающее слово. Например: Повсюду: в клубе, на улицах, на скамейках у ворот, в домах– происходили шумные разговоры (Гарш.); Всё: быстро проехавшийэкипажпо улице,напоминаниеоб обиде,вопросдевушки о платье, которое надо изготовить; еще хуже,словонеискреннего, слабого участия –всёболезненно раздражало рану, казалось оскорблением (Л. Т.); Всё: и подлунныехолмы, и темно-красные клеверныеполя, и влажные лесныетропинки, и закатное пышноенебо–весьокружающий менямирказался мне прекрасным (Сол.). То же при вхождении однородных членов в одну из частей сложного предложения. Например: В несколько минут он мог нарисоватьвсё, что угодно: человеческуюфигуру,животных,деревья,здания–всёвыходило у него характерно и живо (Бек.). II. Однородные члены предложения могут отделяться от обобщающего слова знаком тире (вместо обычного в таком случае двоеточия), если они выполняют функцию приложения со значением уточнения. Например: Поэтому после него [дождя] начинают буйно лезтьгрибы– липкиемаслята, желтыелисички,боровики, румяныерыжики,опенкии бесчисленныепоганки (Пауст.). Если однородные члены находятся в середине предложения и возникает необходимость представить их как выражение попутного, уточняющего замечания, тире ставится с двух сторон. Например: Всё, что могло приглушить звуки, –ковры,портьерыи мягкуюмебель– Григ давно убрал из дома (Пауст.); Всем – иРодину, иобоим Лычковым, иВолодьке– вспоминаются белые лошади, маленькие пони, фейерверки, лодка с фонарями (Ч.); Для всего, что существует в природе, –воды,воздуха,неба,облаков,солнца,дождей,лесов,болот,рекиозер,луговиполей,цветовитрав– в русском языке есть великое множество хороших слов и названий (Пауст.). (Однородные члены предложения выступают как вставка.) III. Общая тенденция вытеснения двоеточия знаком тире сказалась и на оформлении однородных членов предложения с обобщающими словами: в современной практике печати тире часто ставится и после обобщающих слов. Такое употребление знака можно признать допустимым. Например: На эту карту нанесенывсе приметы– сухаясоснау дороги, межевойстолб,зарослибересклета, муравьинаякуча, снованизинка, где всегда цветут незабудки, а за нейсоснас вырезанной на коре буквой «о» – озеро (Пауст.); Мне пригодилосьвсё– и псковскоедетство, окрашенное бессознательным стремлением понять и почувствовать духовный мир старшего поколения, и московскоеотрочество, когда, срываясь и оступаясь, я все же не переставал прислушиваться к голосам, доносившимся из этого заветного мира (Кав.); Сейчас мы исследуем так называемые вызванные магнитные поля мозга, т.е. его магнитный ответ на предъявленный человекураздражитель–звук,вспышкасвета, слабый электрическийток (журн.); Доказано, что, исследуя слабыефизические поляорганизма –магнитное,электрическое,тепловое,акустическое,радиоизлучение, – можно получать интересную информацию (журн.); Во время ненастья начинаешь ценить простые земныеблага– теплуюизбу,огоньв русской печи,писксамовара, сухуюсоломуна полу, застланную грубым рядном для ночлега, усыпительныйшумдождя по крыше и сладкуюдремоту (Пауст.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: