Останиной Ульяны 220
Основы эпидемиологии
Инфекционные болезни и их профилактика
Задание 1. Изучите основные признаки инфекционных заболеваний и меры их профилактики.
Методические рекомендации
1.Изучив литературу, определите понятия: инфекционное заболевание, инфекционный процесс, эпидемиологический очаг и его элементы.
2.Определите периоды развития инфекционного заболевания и дайте им характеристику.
3. Разработайте мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний.
1. Инфекционное заболевание - ("infectio" - заражение) - это группа заболеваний, которые вызываются проникновением в организм болезнетворных (патогенных) микроорганизмов.
Инфекционный процесс - комплекс реакций, возникающих в макроорганизме в результате внедрения и размножения в нем патогенных микроорганизмов и направленных на обеспечение гомеостаза и равновесия с окружающей средой.
Эпидемиологический очаг и его элементы - это территория, на которой находится источник инфекции, и может реализоваться механизм ее передачи.
Элементы -
1)Больные люди и здоровые бактерионосители — источники заражения окружающих людей;
2) контактировавшие с больными лица («контактные»), которые в случае возникновения у них заболевания сами становятся источником распространения инфекции;
3) здоровые люди, по характеру своей трудовой деятельности представляющие группу повышенного риска распространения инфекции («декретированная группа населения») — работники предприятий общественного питания, водоснабжения, медицинские работники, педагоги и пр.;
4) здоровое население на территории очага, не имевшее контакта с больными и бактерионосителями, как восприимчивый к инфекции контингент, не застрахованный от возможного заражения в условиях эпидемического очага;
|
помещение, где находится или находился заболевший человек, включая предметы обстановки и повседневного обихода, способствующие передаче инфекции восприимчивым людям;
5)факторы окружающей среды, которые могут способствовать распространению инфекции — источники водопользования и продовольственного обеспечения, грызуны и насекомые, места сбора отходов и нечистот.
2. Период развития инфекционного заболевания:
1) инкубационный (скрытый) - длится от момента заражения до проявления первых клинических симптомов болезни. В этот период происходят размножение и накопление в организме возбудителей болезни и их токсинов. Длительность периода не одинакова при различных инфекционных заболеваниях. Так, при проказе и СПИДе — до нескольких лет или десятилетий, а при гриппе — от нескольких часов до суток
2) начальный (продромальный) - Характеризуется общими проявлениями болезни: недомогание, повышение температуры, озноб, головная боль и т. д. Как правило, в данном периоде отсутствуют специфические симптомы болезни.
3) основное проявление болезни - Период основных проявлений болезни связан с появлением специфических симптомов болезни. Так, характер температуры (температурная кривая) при многих заболеваниях типичен и является важным диагностическим признаком. Многие инфекционные болезни протекают с сыпью. Характер сыпи, ее локализация и время появления также служат важными диагностическими признаками.
|
4)выздоровление (реконвалесценция) - Период реконвалесценции характеризуется постепенным улучшением самочувствия, исчезновением симптомов заболевания, восстановлением трудоспособности. При тяжелом токсическом течении заболевания выздоровление может не наступить, и человек умирает.
3. Мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний:
Выделяют общественную и индивидуальную профилактику.
· Индивидуальная профилактика предусматривает: прививки, закаливание, прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, правильное питание, соблюдение правил личной гигиены, отказ от вредных привычек, быта и отдыха, охрану окружающей среды.
· Общественная включает систему мероприятий по охране здоровья коллективов: создание здоровых и безопасных условий труда и быта на производстве, на рабочем месте.
Таким образом в профилактику заболеваний можно включить:
1) Спорт и закаливание
2) проведение профилактических прививок
3) отказ от вредных привычек
4) карантинные мероприятия
5) прогулки на свежем воздухе
6) правильное питание
Детские болезни.
Задание 1. Дать характеристику основным детским болезням.
Методические рекомендации
1.Используя текст учебника заполнить следующую таблицу.
Заболевание и его возбудитель | В каком возрасте чаще всего заболевают | Как распространяется заболевание | Сколько длится скрытый период | Каковы первые симптомы болезни | Как долго человек болеет | Как долго больной заразен для других | Проявляются ли вредные последствия болезни и какие | Можно ли заболеть повторно |
Заболевание и его возбудитель | В каком возрасте чаще всего заболевают | Как распространяется заболевание | Сколько длится скрытый период | Каковы первые симптомы болезни | Как долго человек болеет | Как долго больной заразен для других | Проявляются ли вредные последствия болезни и какие | Можно ли заболеть повторно |
полиомиелит | До 4-х лет | Скрытая инфекция | 2-3 неде ли | Повышение температуры, лихорадка, насморк, кашель, диарея | Первая неделя | Да. Миокардит, кишечная непроходимость | нет | |
Дифтерия. Бацилла лёффлера, днф терийная палочка | 1-5 лет | Воздушно-капельным | 2-10 дней | Слабость, бледность, боль в горле | 2 недели | Если есть симптомы болезни | Сердечно-сосудистая недостаточность, пневмония | Да |
Коклюш. Коклюшная палочка Борде-Жангу | 3-6 лет | Через предметы, пищу, воздушно-капельным | 3-14 дней | Частый сухой кашель | 3 недели | Пневмония, обезвоживание, судороги | Да | |
Корь. Вирус | Любого возраста | Воздушно-капельным | 10-14 дней | Кожная сыпь | Отит, бронхит, пневмония | Да | ||
Краснуха.Вирус содержащий рнк | Любого возраста | Воздушно-капельным | 11-24 суток | Повышенная температура | 21 день | Артрит, энцефалит | Да | |
Ветрянка. Вирус ветрянной оспы. | Любого возраста | Воздушно-капельным | Сыпь | 21 день | До 5 дней | Бактериальнын инфекции | Нет | |
Свинка. Парамиксовирус | 3-15 лет | Воздушно-капельным | 11-24 суток | Поражение слюнных желез | 21 день | 11-21 день | Бесплодие, глухота | Нет |
Грипп. Вирус гриппа | В любом возрасте | Воздушно-капельным | До 3х суток | Насморк, ломота в теле, температура | 7-10 дней | 1-7 дней | Бронхит, пневмония | Да |
Скарлатина. Стрептокок группы А | 3-10 лет | Воздушно-капельным | 3-7 суток | Недомогание, лихорадка, головные боли | 10-14 дней | 10 дней | Отит, синусит | Нет |
Гепатит. Вирус | В любом возрасте | Через кровь | 12 недель | Слабость, утомляемость, потемнение мочи |
|
Задание 1. Определить основные кишечные инфекции, пути передачи и профилактические меры.
Методические рекомендации
1.Укажите общие проявления каждого периода развития кишечного заболевания.
2.Сформулируйте три основные задачи против эпидемиологических мероприятий.
3.Разработайте памятки для детей и их родителей по профилактике кишечных инфекций в детских коллективах.
4.Подготовить презентацию по данной теме.
1) Кишечная инфекция – это группа заболеваний, при которых главными симптомами являются повышение температуры тела, признаки интоксикации и нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта.
Основные кишечные инфекций:
Брюшной тиф – это острое инфекционное заболевание с преимущественным поражением желудочно-кишечного тракта, которое вызывается бактериями рода сальмонеллы
Дизентерия — инфекционное заболевание, характеризующееся синдромом общей инфекционной интоксикации и синдромом поражения желудочно-кишечного тракта, преимущественно дистального отдела толстой кишки.
Три основные задачи против эпидемиологических мероприятий
1. Меры, направленные на устранение источника инфекции:
соблюдение правил личной гигиены, закаливание, профилактические прививки и здоровый образ жизни.
2. Мероприятия, направленные на пресечение путей распространения инфекции:
Контроль и изоляция больных людей
3. Меры, направленные на повышение невосприимчивости населения к инфекции:
эффективное и своевременное лечение больных