Идеальные типы культур по М. Веберу.




ИСТОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КУЛЬТУРЫ

Выполнил: студент гр. АГ 10-01 К.И. Кадиков _________________

(дата, подпись)

 

Проверил: старший преподаватель Р.Х. Хайртдинов _______________

(дата, подпись)

Введение

 

 

Изучение данной темы предполагает осмысление того, что представляет собой проблема типологии культуры, как и в результате чего возникает и формируется проблема типологии культуры, и какое место она занимает в культурологических исследованиях.

Социокультурный мир выступает перед нами не как нечто однородное, а как богатое многообразие самобытных уникальных культур. Они существуют порой не соприкасаясь, имеют свое пространство и свое время. Возникает вопрос: эти единичные культуры существуют как абсолютно независимые друг от друга, абсолютно неповторимые, уникальные или между ними существует хоть какое-то сходство, какая-то общность? Именно этот вопрос и поиск ответа на него и создает научную проблему: существует ли единство планетарного историко-культурного процесса, имеем ли мы право говорить о единой мировой культуре?

На современной уровне культурологического знания имеет место два варианта ответа на этот вопрос.

Один из них: не существует единой культурной истории человечества; история, с этой точки зрения, - есть смена культур, каждая из которых живет своей собственной самодостаточной, отличной и обособленной от других культур жизнью. Однолинейности процесса культурной и исторической жизни нет; линии развития культур расходятся (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Мейер, Трельч и др.)

Другая точка зрения исходит из идеи об универсальности всемирной истории. В многообразии социокультурного мира можно проследить единую линию развития человечества, ведущую к созданию общечеловеческой культуры (Вольтер, Монтескье, Лессинг, И. Кант, И. Гердер, В. Соловьев,К. Ясперс и др.). Основополагающим аргументом этой позиции является признание того, что культура есть содержание человеческой жизни, и человек везде и всегда размышляет об одном: как устроить свою жизнь и жизнь окружающих людей наилучшим образом. Речь здесь идет не о единой общечеловеческой культуре, а о наличии общих тенденций, или единстве многообразия культур, которое составляет основу проблемы диалога культур.

 

Основное содержание понятий «тип», «типология», «типологизация»

 

Решение проблемы единства многообразия культур связано с понятием "типа культуры". Очень важно уяснить содержание термина “тип”, понять, что типовая характеристика объединяет элементы по общему для них признаку в одну группу, но в то же время именно она отличает это множество от других групп, общностей. Таким образом, тип культуры - это сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур (а не одна культура) и отличает это множество культур от всех других.

А метод научного познания, с помощью которого все огромное многообразие существующих на Земле культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы (множества, группы) культур называется типологизацией.

Как научный метод, используемый в культурологии, типологизация есть расчленение социокультурных объектов и их группировка по некоторым общим основаниям, признакам, создание некоторой идеализированной типологической модели культуры или типа. Результатом типологизации является типология культуры, под которой следует понимать систему выделенных типов культур. Сущность, структуру механизма метода типологизации культуры, как построения идеальной абстракции, реально не существующей, типологической модели культуры “в чистом виде” подробно рассматривает немецкий социолог Макс Вебер, который ввел понятие "идеального типа". (См. таблицу №1)

Идеальные типы культур по М. Веберу.

 

Таблица №1

Тип господства Тип государства (культуры) Характеристика типа
1. Рациональный 1. Правовой тип 1. Подчинение закону, а не авторитету
2. Традиционный 2. Патриархальный тип 2. Святость существующих обычаев и традиций; во главе стоит господин, распоряжающийся своими подданными и слугами.
3. Эмоциональный 3. Харизматический тип 3. Во главе стоит харизматическая личность, вдохновляющая людей и увлекающая их за собой. Харизма - особый дар, которым могут обладать основатели мировых религий (Будда, Иисус, Мухаммед), великие полководцы (Александр Македонский, Цезарь, Тамерлан, Наполеон), выдающиеся политики (Авраам Линкольн, Петр Первый, В.И. Ленин)

 

На современном уровне культурологического знания имеет место два варианта на проблему типологию культур:

 

а) многовекторная, линеарная;

б) поливекторная, цивилизационная модели культуры;

 

Формирование линеарной модели культуры произошло в эпоху просвещения и связано с именами таких мыслителей, как Ш. Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант.

Согласно точке зрения немецкого ученого и философа И. Г. Гердера (1744-1803 гг.), культура «захватывает человека и формирует его голову и члены его тела». Более того, именно она (культура) выступает тем началом, которое объединяет людей, делает их участниками единого человеческого общества.

Гердер подробно анализирует феномен культуры, подчеркивая, что в ней проявляют себя два начала:

 

1) Надприродная сущность культуры;

2) Историческая причина развития данного явления.

 

 

Философ выделяет основные, по его мнению, элементы культуры:

 

1) Язык;

2) Государство;

3) Семейное отношение;

4) Религию, искусство, науку.

 

В середине XIX века в европейской науке широко распространились идеи эволюционизма. Школа эволюционистов представлена именами Г. Спенсора, Э. Тайлора.

Центральным понятием этого направления стало понятие эволюция развития, плавного накопления изменений, которое постепенно, от одной стадии к другой, ведут к усложнению уровня организации в социальных или иных системах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: