Проблемная ситуация. «Гадкий ребенок»




Моя семья – мое богатство

Час общения, посвященный обсуждению семейных ценностей.

Актуальность этой темы обусловлена заметной деградацией семьи в современном обществе. Разрушаются ценностные основы семьи, снижается авторитет родителей, разрывается связь поколений. Эти процессы наглядно иллюстрирует статистика – 50% российских детей находятся в зоне риска.

Цель нашего сегодняшнего классного часасодействовать расширению знаний у вас о семье, о нравственных нормах и морали; формировать ценностное отношение к семье, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения; способствовать моральному развитию детей; побуждают их к анализу собственного поведения, к обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.

На доске написать задания для групп (незаконченные предложения):

· Идеальные родители – это…

· Идеальные дети – это…

· Идеальная семья – это

Ход классного часа

Вступительное слово.

Сегодняшний классный час – это час общения.

Все вы читали сказки. И многие сказки заканчиваются свадебным пиром. А в жизни с этого пира все только начинается. Начинается создание и укрепление семьи. И процесс этот не прекращается никогда. Он требует постоянного душевного труда всех членов семьи. У одних это получается, и рождается счастливая, здоровая семья, где все чувствуют тепло и защиту, у других получается не семья, а группа людей, которые просто живут под одной крышей.

Роман Л.Н.Толстого «Анна Каренина» начинается знаменитой фразой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

Какие же несчастья могут обрушиться семью?

(Дети отвечают: пьянство, наркомания бедность, болезни, развод родителей, плохие, непослушные дети и т.п.)

Неблагополучных, несчастливых семей сейчас немало. И это никак не связано с материальными трудностями.

Интерактивная беседа. «Эгоизм и альтруизм»

Многие психологи утверждают, что главным врагом семьи, да и вообще человеческих отношений, сейчас становится эгоизм.

Что же такое эгоизм? И кто такие эгоисты?

Примерные ответы детей:

– Это когда человек думает только о себе, на других ему наплевать.

– Тот, кто считает: «После меня – хоть потоп».

– Эгоист считает, что он «пуп земли», а остальные – ничто.

– Эгоист ни с кем не считается, идет к своей цели по головам

Ваше понимание недалеко от истины. В словаре Ожегова слово эгоизм объясняется так (читает):

ЭГОИЗМ (от лат. ego – я) – это себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

Эгоист – это человек, который во всем ищет только личный интерес. Главный принцип эгоиста – «Живи для себя».

Как вы считаете, возможна ли дружба, любовь между эгоистами?

Хотели бы вы дружить с эгоистом? И если нет, то почему?

Примерные ответы детей:

– Дружить с эгоистом – значит стать его рабом.

– Таким людям нельзя доверять: ради своих интересов они переступят через тебя.

– Эгоистам друзья не нужны.

– Ради друга иногда нужно жертовавть своими интересами, эгоист на это не способен.

– Дружить с эгоистом можно, если полностью откажешься от себя.

– Эгоистов можно любить только слепой любовью. Но они этого все равно не оценят.

– Можно дружить и любить, только если сам будешь эгоистом.

К счастью, нас окружают не только эгоисты. Есть люди совершенно противоположного склада – альтруисты. Альтруизм – это антоним эгоизма. Как же проявляется альтруизм? Как ведут себя альтруисты?

Примерные ответы детей:

– Альтруизм – это другая крайность. Когда человек совсем не думает о себе, а думает только о других.

– Это отказ от своей выгоды, самопожертвование.

– Альтруисты – равнодушные люди, им ничего не надо.

– Это люди с отклонениями, им все «по барабану».

– Это верующие люди, монахи, старцы.

– Альтруисты доверчивые, добрые, не умеют постоять за себя.

В словаре Ожегова слово «альтруизм» имеет такое толкование (читает):

АЛЬТРУИЗМ (от лат. alter – другой) – Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. Альтруизм – это сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им, готовность к самоотречению во имя их блага.

Главный принцип альтруиста гласит: «Живи для других».

Конечно, не на каждом шагу попадаются нам альтруисты, но, по крайней мере, одного альтруиста каждый из нас знает лично. Например, кто это?

Примерные ответы детей:

– Путин, священник, учитель, мама, папа, бабушка, дедушка и т.п.

Конечно же, это наши родители. Вот уж кто действительно «живет для других» - то есть для нас. Они бескорыстно любят нас, и готовы на все ради нашего блага.

Проблемная ситуация. «Гадкий ребенок»

Все знают сказку Андерсена «Гадкий утенок». Как мы переживали в детстве, читая об испытаниях, выпавших на долю несчастного утенка, которого все презирали. И как радовались, когда гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя.

Может быть, такое же превращение происходит и с гадкими детьми?

Послушайте короткий рассказ психолога «Гадкий ребенок».

«Пришла ко мне на приём мама с 14-летним сыном. Мама озабоченно говорит: «Уж и не знаю, что делать с ним. Меня не слушает, учиться не хочет. Одни гулянки, да развлечения на уме. А когда дома, то от телевизора за уши не оттащишь, или музыку свою дурацкую на полную громкость включает. А ведь я в него всю душу вложила. Рос не хуже других, одет, обут, всё есть. Себе во многом отказывала… А у него на все один ответ: «Ты мне все должна, а я тебе ничем не обязан!» Как жить, ума не приложу!»

Вот такая ситуация.Кто тут альтруист, а кто эгоист?

(Дети отвечают)

Согласны ли вы с сыном этой женщины, что он ничем ей не обязан?

Примерные ответы детей:

– Конечно, обязан: она подарила ему жизнь, заботилась о нем, недосыпала ночами, кормила, лечила.

– Когда был маленький, был обязан, а теперь он вырос и не нуждается в материнской заботе.

– Может, и не нуждается, но обязан быть благодарным.

– Он не взрослый, но уже и не ребенок, поэтому не нуждается в маминых нравоучениях. А мама не может этого понять.

И как вы думаете:вырастет ли из этого гадкого ребенка прекрасный человек?

Примерные ответы детей:

– Может быть, и вырастет, только ему придется много хлебнуть.

– Когда у него будут свои дети, он все поймет и попросит прощения у мамы.

– Вырастет, просто у него переходный возраст.

– Вырастет, если перестанет быть эгоистом.

У каждого человека есть моральный долг перед родителями и перед другими людьми. Эгоизм – это признак незрелой личности. Если мальчик этого не поймет, он никогда не станет взрослым, а на всю жизнь так и останется «гадким ребенком».

Воспитывающие ситуации

Мы живём среди людей. Общаясь, мы соблюдаем определенные правила. Если не знаем, как себя вести, на помощь приходит «золотое правило общения». Помните его? (Не делай другому того, чего себе не желаешь)

На людях все стараются вести себя пристойно, чтобы не прослыть дикарями. Но дома многие расслабляются, и позволяют себе жизнь без правил – все равно никто не увидит, а папа, мама, бабушка – свои люди, потерпят.

А ведь в семье действуют те же законы общения, а значит, и то же «золотое правило», которое требует уважения, терпимости, внимания, заботы, взаимопомощи…

Сейчас мы проведем испытания и узнаем, соблюдаете ли вы в семье правила общения?

Нам нужны 7 желающих.

Каждый из вас получает ситуацию. Нужно быстро принять решение иответить, как действовать в этой ситуации. Если класс одобряет ваше поведение, все поднимут руки, и вы сядете на место. Если же никто руки не поднимет, вы остаётесь стоять у доски.

Вопросы есть? Начинаем.

…Итак, обычный зимний вечер. Ты уже сделал уроки, включил на полную громкость магнитофон и приготовился помечтать, сидя в мягком кресле. И тут началось…

Учитель читает задания-ситуации, дети быстро дают ответы.

№1. «Сынок, вынеси мусор!» – попросила мама.

Первый ученик дает ответ («Хорошо. Сейчас вынесу»)

Класс поднимает руки, ученик садится

№2. Бабушка заглянула: «Ну-ка, продень нитку в иголку – совсем глаза не видят!»

Второй ученик дает ответ («Хорошо. Давай продену!»)

Класс поднимает руки, ученик садится

№3. А тут и папа подоспел со своими приказаниями: «Завтра поедешь с бабушкой на дачу, поможешь картошку прополоть»

Третий ученик дает ответ («Хорошо. Поеду!»)

Класс поднимает руки, ученик садится

№4. Мама подкинула очередную работенку: «Скоро Новый год, подпиши-ка открытки всем родственникам»

Четвертый ученик дает ответ («Хорошо. Давай подпишу!»)

Класс поднимает руки, ученик садится

№5. «Собаку хотел? Иди по темноте, выгуливай!» - приказал папа.

Пятый ученик дает ответ («Хорошо. Уже иду!»)

Класс поднимает руки, ученик садится

№6. «Опять очки куда-то запропастились. Поищи, милок!»- попросила бабушка

Шестой ученик дает ответ («Хорошо. Иду искать!»)

Класс поднимает руки, ученик садится

№7. «Да выключи же ты, наконец, эту дикую музыку!!!» - хором закричали все.

Седьмой ученик дает ответ («Хорошо. Уже выключил!»)

Класс поднимает руки, ученик садится

(Или: Кто не прошел испытания – дополнительная ситуация: так кому же идти за хлебом в холодный зимний вечер? Правильный ответ – «мне»)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: