Особенности околоречевого поведения и его влияния на учеников.
Голос является важным средством выражения целого диапазона субъективных чувств и смыслов. Тон и темп речи может многое сказать о эмоциональном состоянии человека. Как правило, скорость речи возрастает, когда говорящий взволнован, возбуждён или обеспокоен. Быстро также говорит тот, кто пытается убедить своего собеседника. Медленная же речь часто свидетельствует об угнетённом состоянии, высокомерии или усталости. То, насколько громко произносятся отдельные слова, может служить индикатором силы чувств. Та или иная фраза, в зависимости от интонации, может приобретать различный смысл. Так можно говорить уверенным и ноющим, принимающим и извиняющимся, ликующим и пренебрежительным тоном. Зачастую люди реагируют именно на интонацию, а не слова. Поэтому реакция ученика на то, что говорит учитель, во многом связана с тем, каким тоном с ним говорят. Поэтому учителю нужно постоянно стремиться расширять диапазон интонационной выразительности и точно, без двойных посланий, выражать главное послание. Тон голоса должен быть не просто доброжелательным, он должен соответствовать тому, что говорится. Одним из проявлений голоса является смех. Смех может звучать мягко и с металлическими нотками, искренне и деланно. В некоторых ситуациях смех – это лучший способ снять напряжённость или избежать погружения в болезненные чувства. Смех и юмор в целом имеют большой положительный потенциал и его наличие в умеренных дозах – это признак хорошей атмосферы в классе. Кроме того, не стоит забывать, что такие слова как «высмеивать» и «насмехаться» отражают негативный аспект смеха. Очень важно, чтобы ученик не воспринимал ваши шутки, в которых мишенью является ученик. На уроках также характерна интонация учителя, т.к. по интонации ученик определяет, доброжелательно настроен учитель или нет. На моих уроках был характерен высокий, мягкий тембр голоса, также вопросительная, доброжелательная и одобрительная интонация и это способствовало доброжелательному настрою в классе.
|
Особенности вербального поведения и его влияния на учеников.
Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия собеседников. Чтобы нас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Мы должны ясно осознавать, что собираемся сказать. Кроме того, мы должны выбирать такие слова, чтобы наша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх. Работу над устной речью можно начать с расширения словарного запаса. Сейчас обычно если и учат новые слова, так только при изучении иностранного языка. Хотя расширять свой словарный запас надо как тем, у кого он невелик, так и тем, чья профессия этого требует (писатель, оратор, переводчик, политик и т.п.). Если мы ясно понимаем, что именно хотим сказать, и наш словарный запас достаточно велик, то мы наверняка сумеем точно выразить свою мысль и предотвратить возможные недоразумения. И напротив, люди, у которых сумбур и в мыслях и в словах, постоянно рискуют попасть впросак. Зачастую люди стесняются пользоваться своим богатым словарным запасом, не желая щеголять образованностью, опасаясь показаться заносчивыми. Очень важной способностью, связанной с устной речью, является умение удерживать внимание учеников. Если мы будем смотреть ученику прямо в глаза, то его ответное внимание вам будет гарантировано. И наоборот, если мы будем излагать свои мысли монотонным голосом, то очень скоро обнаружим, что ученики не слушают нас. Визуальный контакт с аудиторией полезен ещё и потому, что позволяет учителю оценить реакцию учеников.
|
В структуру речевого общения входят:
1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размерная манера речи.
3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.
4. Разделительные звуки – это кашель; нулевые звуки – это паузы, а также звуки назализации – «хм-хм», «э-э-э» и др.
Поэтому на уроке я старалась правильно построить фразы и произносить их с интонацией, с быстрым темпом речи с необходимостью удержать внимание учеников.
Процесс обучения – важнейший педагогический процесс. В процессе обучения происходит познание. Ученики в процессе обучения расширяют свой кругозор, приобретают знания о природе, обществе, мышлении, познают окружающий их мир. В процессе обучения формируются практические и теоретические умения и навыки, умения и навыки самостоятельной работы. Достичь оптимального построения процесса обучения возможно лишь на основе такого управления им, которое организуется с учетом закономерностей и принципов обучения, на основе применения современных форм и методов преподавания и учения, а также на основе изучения и учета особенностей внутренних и внешних условий данного класса, учеников и других факторов. Я полагаю, что поведение учителя играет важную роль во взаимодействии с учениками, для хороших взаимоотношений.