Тема: Состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков. Гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса.




Лекция №15

Важнейшей задачей гигиены детей и подростков является обеспечение роста и развития здорового подрастающего поколения.

Санитарное благополучие детей зависит от способности их организма приспосабливаться к меняющимся условиям жизни и сохранять определенную устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов. О сопротивляемости организма можно судить по количеству и длительности перенесенных заболеваний за предшествующий год.

Для оценки здоровья детского населения выделяют 5 групп.

Первая группа – дети, не имеющие хронических заболеваний; не болевшие или редко болевшие за период наблюдения; имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие (здоровые дети, без отклонений).

Вторая группа – не страдающие хроническими заболеваниями; имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения; часто (4раза в год и более) или длительно (более25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфологическими отклонениями и сниженной сопротивляемостью).

Третья группа – имеющие хронические заболевания или с редкими и не тяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации).

Четвертая группа – лица с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения (больные в состоянии субкомпенсации).

Пятая группа - больные с тяжелыми хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, значительным снижением функциональных возможностей (больные в состоянии декомпенсации).

В зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья дети и подростки нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса лечебно-профилактических мероприятий

Для лиц, входящих в первую группу здоровья, учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких бы то ни было ограничений. Профилактические осмотры проводятся в плановые сроки, а врачебные назначения состоят обычно из общеоздоровительных мероприятий, оказывающих тренирующее воздействие на организм.

Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называемая группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Данный контингент нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий, направленных на повышение резистентности организма неспецифическими средствами:

- оптимальная двигательная активность;

- закаливание естественными факторами природы;

- рациональный режим дня;

- дополнительная витаминизация продуктов питания и т.д.

Дети и подростки 3,4 и 5 групп здоровья находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, они получают ту или иную лечебную и профилактическую помощь, обусловленную имеющейся патологией степенью компенсации. В детских учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физических нагрузок.

Наряду с индивидуальной оценкой здоровья детей и подростков необходимо оценивать и здоровье детских и подростковых коллективов. При этом рекомендуется использовать следующие показатели:

Общая заболеваемость.

Инфекционная заболеваемость.

Индекс здоровья – процент длительно и часто болеющих.

Распространенность и структура хронических заболеваний.

Процент лиц с нормальным физическим развитием и имеющих недостатки в умственном и физическом развитии.

Распределение по группам здоровья.

На здоровье детского населения, как, впрочем, и населения в целом оказывает влияние большая группа разнообразных факторов.

Прежде всего, это здоровье самих родителей, так как наличие у них вредных привычек, неуравновешенный образ жизни, хронические и иные заболевания могут отрицательно сказаться на развитии плода уже в период его зачатия и внутриутробного развития. На этой стадии закладываются и основы для наследственных заболеваний, таких как гемофилия, дальтонизм, наследственная хорея, многочисленные нарушения обмена веществ и др. По данным ВОЗ на долю наследственных заболеваний в разных странах мира приходится от 4 до 8% патологии детского возраста.

На заболеваемость детского населения, как и населения вообще, оказывают выраженное влияние и природно-климатические факторы. При этом характер климата в значительной степени определяет и характер заболеваемости. Так, в зоне холодного климата, особенно в зимнее время, возрастает количество простудных заболеваний. В жарких климатических зонах с высоким уровнем солнечной инсоляции увеличивается удельный вес кожных заболеваний.

Питание как фактор, формирующий здоровье, особенно наглядно стало проявляться в нашей стране в последние годы – в условиях резкого экономического расслоения населения. Увеличилось количество подростков, имеющих пониженный пищевой статус, что особенно заметно проявляется на стадии допризывных медицинских комиссий. На сегодняшний день в ряде регионов страны отмечен не только дефицит белкового (особенно животного происхождения) и витаминного обеспечения, но и энергетический дефицит питания. Следует отметить и тот факт, что сами продукты не всегда отвечают гигиеническим требованиям за счет повышенного содержания в них чужеродных веществ, включившихся в пищевую цепочку в результате загрязнения воды и почвы.

На состояние здоровья и физическое развитие детей оказывают влияние и такие факторы, как гиподинамия и пренебрежительное отношение к основам физического воспитания, сидячий образ жизни, обусловленный увеличением теле-видеопрограммами, компьютерными и электронными играми. Следует упомянуть и о вредных привычках. К сожалению, процент наркоманов. Токсикоманов и лиц, злоупотребляющих алкоголем и курением, среди подростков растет год от года. У наркоманов, «севших на иглу», растет количество вирусных инфекций в результате инфицирования через шприц (в том числе СПИДа и гепатита В и С).

Эпидемиологические факторы относятся к достаточно мощным причинам нарушения здоровья. Детские инфекционные заболевания составляют значительный процент в общей заболеваемости детского населения (около15%). Игнорирование прививочной работы привело в середине 90-х годов к активизации ряда инфекций, в частности, дифтерии, кори, полиомиелита, и не только у детского населения. Увеличилось количество кишечных инфекций в детских дошкольных и школьных учреждениях.

Эндемические факторы также являются весьма частой причиной заболеваний, в том числе и у детей. К ним, прежде всего, следует отнести флюороз, кариес зубов, эндемический зоб, стронциевый и молибденовый рахит и др.

Одним из важнейших показателей здоровья является физическое развитие детей и подростков.

Под физическим развитием ребенка понимают степень развития морфофункциональных признаков. Которые, с одной стороны, определяют запас физических сил ребенка, а с другой – являются критерием нормальности процесса роста и формирования организма ребенка на каждом возрастном отрезке его жизни.

Изучение физического развития ведется комплексно по суммарным данным:

- соматометрическим;

- соматоскопическим;

- физиометрическим

В настоящее время в результате акселерации возрастные границы показателей физического развития в составленных ранее таблицах оказались смещены.

1. Ускорение темпов роста можно заметить уже на стадии внутриутробного развития. Длина тела новорожденных за последние 30-40 лет увеличилась на 1 см, несколько повысился их вес.

2. Показатель нормального развития грудных детей – удвоение веса ребенка, которое ранее наступало к 5-6 месяцу, а в настоящее время наблюдается на месяц раньше.

3. В среднем на год раньше молочные зубы сменяются постоянными.

4. Чем старше становятся дети, тем все больше и больше отличаются они по размерам тела от своих одногодников, живших 50-100 лет назад. В возрасте 12-16 лет эти различия достигают максимума.

5. На 1-2 года раньше наступают и процессы окостенения. Вследствие этого прирост тела в длину прекращается в более раннем возрасте (у девушек – в 16-17 лет, у юношей – в 18-19 лет против 18-20 и более лет раньше).

Имеющиеся данные по физическому развитию детей, живущих в различных районах нашей страны, свидетельствуют, что процесс акселерации у детей всех национальностей протекает примерно одинаково. Не отличается он заметно и в разных странах мира.

Существует много гипотез, пытающихся объяснить этот процесс. Здесь и усиленная витаминизация, и хорошее питание, влияние электромагнитных колебаний и космического излучения. Однако наиболее глубокой и обоснованной является генетическая теория, которая, наряду с влиянием лучших условий жизни, выдвигает в качестве причины акселерации генетические изменения, возникающие вследствие смешения населения. Смешение населения наблюдается во всех странах. Темпы же акселерации в различных странах в силу разных социальных и экологических условий разные.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: