Лекция №16
Тема: Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию детских и подростковых учреждений.
Любое детское и подростковое учреждение должно обеспечивать гармоничное развитие личности, обеспечивать физическое и эстетическое воспитание, способствовать развитию индивидуальных способностей, сохранять и укреплять состояние здоровья.
При размещении детских и подростковых учреждений на территории любого населенного пункта решается несколько конкретных задач:
- правильный выбор территории. Самым рациональным является внутриквартальное размещение (внутри микрорайона). Движение воспитанников в данном случае идет от периферии к центру или к одной из его сторон, минуя территории с интенсивным движением автотранспорта.
- поддержание оптимального воздушно-теплового режима внутри помещений независимо от сезона года.
- обеспечение режима отдыха и условий для поддержания оптимальной двигательной активности как внутри помещения, так и на открытом воздухе: внутри помещения – это рекреации, на открытом воздухе – игровые площадки для каждой группы и стадионы для школ.
- создание условий для противоэпидемиологического режима – т.е. для профилактики возникновения и распространения инфекции, для этого используется принцип групповой изоляции.
- обеспечение условий для организации полноценного питания – столовые на 1-ых этажах, с самостоятельным входом с улицы.
- 50% территории земельного участка предназначено под зеленые насаждения – зона отдыха.
При планировке дошкольных детских учреждений используется принцип групповой изоляции. Для соблюдения этого принципа определяется минимальное функциональное звено – групповая ячейка.
Групповая ячейка – это набор помещений, позволяющий обеспечить организацию воспитательного процесса, удовлетворение всех бытовых потребностей воспитанников, входящих в определенную возрастную группу. В состав групповой ячейки включаются обязательные помещения:
- раздевальная (в ясельной группе – приемная);
- групповая (игровая);
- буфетная;
- санитарная комната;
- спальная.
Кроме них должны быть и помещения общего назначения:
-гимнастический (музыкальный) зал -75 м2 при численности воспитанников до 165, 100м2 –при численности до 275 детей.
Для расширения оздоровительной работы могут быть бассейн, игротека, комната ручного труда, зимний сад и т. д.
Помещением общего назначения является медпункт:
- до8 групп – медицинская комната, изолятор с выходом на улицу;
- 8 и более групп – должен быть и процедурный кабинет.
Для поддержания санитарно-эпидемиологического благополучия в детских учреждениях должен проводиться ежедневный контроль:
- за выполнением существующих санитарных правил и норм размещения детей;
- за использованием помещений по назначению;
- за соблюдением правил доставки, хранения продуктов, технологией приготовления пищи, сроков ее реализации;
- за соблюдением питьевого режима;
- за выполнением правил приема персонала на работу и своевременным прохождением обязательных профилактических осмотров;
- за выполнением правил приема вновь поступающих и переболевших детей;
- за ежедневным «фильтром» (в ясельных группах строго обязательно);
- за ежедневным осмотром работников пищеблока;
- за содержанием всех помещений и участков в соответствии с санитарными правилами и нормами;
- за наличием и использованием средств для проведения текущих дезинфекционных мероприятий.
Ответственность за выполнение перечисленных мероприятий лежит на администрации, а ежедневный контроль выполняет медицинский персонал.
Требования к мебели и игрушкам.
Мебель в детских учреждениях должна соответствовать росту и пропорциям тела детей. Она должна быть гладкой, доступной очистке, желательно белого или другой светлой окраски, исключать возможность травматизма детей. Высота стула должна соответствовать длине голени ребенка, а высота стола – сумме длины голени и длины предплечья.
Требования к игрушкам:
- игрушки должны быть из легко очищающихся материалов;
- игрушки не должны иметь острых и режущих углов;
- не должны быть окрашены вредными красками, новые игрушки необходимо дезинфицировать 0,2% раствором хлорамина (периодически и старые игрушки).
Гигиенические требования к общеобразовательным учреждениям.
В настоящее время с гигиенических позиций целесообразной системой строительства общеобразовательных школ является блочно-централизованная система (несколько 3-5 этажных зданий соединены теплыми переходами). С гигиенических позиций доказано преимущество односторонней внутренней застройки школьных зданий. Это позволяет:
- выбрать правильную ориентацию (класс – на восток);
-возможность сквозного проветривания;
-обеспечить достаточное рекреационное пространство.