Задание 1. Укажите род существительных и тип словоизменения. Определите характер категории рода (грамматическая или лексико-грамматическая категория – ГК или ЛГК), отметьте показатели рода: 1) семантический (содержащаяся в лексическом значении слова семантика пола), 2) морфологический (род соответствует словоизменительному классу, показателем считают форму им. п. ед. ч. или форму род. п. ед. ч.), 3) словообразовательный (слово относится к определенному словообразовательному типу, дающему существительное определенного рода, или – в субъективно-оценочных образованиях – род соответствует роду производящего слова), 4) синтаксический (у неизменяемых существительных и существительных общего рода – род согласуемого слова).
Образец выполнения:
Строитель – м. р., 1-е субстантивн. скл.; ЛГК рода, показатели: 1) семантический (обозначение лица по профессии и полу), 2) морфологический (субст. 1-е скл. – «мужское», показатель – [а] в род. п. ед. ч.), 3) словообразовательный (суф. ‑ тель-).
Задание 2. Укажите числовую форму. Охарактеризуйте данные существительные, определив с учётом возможных оттенков лексического значения: а) лексико-грамматический разряд, б) группу по отношению к категории числа, в) возможность образования форм другого числа (для литературного языка). Отметьте слова, у которых отношение к числу служит для различения лексико-семантических вариантов слова, а также случаи омонимии, лексикализации форм множественного числа. Для справки используйте толковые словари.
Образец выполнения:
Кривотолки – мн. ч., отвлечённое ('безосновательные или вздорные суждения'), pluralia tantum.
Разновес – ед. ч., собирательное ('набор гирь различного веса'), singularia tantum.
|
Полено – ед. ч., конкретное, полная парадигма числа: полено – поленья.
Выбор – ед. ч., отвлечённое (по глаголу выбирать), singularia tantum; выборы – в значении 'избрание путём голосования' (мероприятие, политическая акция – многосубъектное и многообъектное действие) – отвлечённое, pluralia tantum, лексикализация мн. ч.
Масло – ед. ч., 1) вещественное (тип вещества), sing. t.; при обозначении разновидностей (напр., растительные масла) – полная парадигма числа (происходит конкретизация); 2) 'вид художественной техники' – отвлечённое, singularia tantum.
Весы – мн. ч., конкретное ('прибор для определения веса'), pluralia tantum; слово-омоним: вес – 'количество вещества, определяемое мерой массы', – отвлечённое, singularia tantum.
Молодые – мн. ч., конкретное ('молодая семейная пара; молодожёны'), потенциальное pluralia tantum, значение «коллективного» множества, состоящего из молодой и молодого.
Задание 3. Выпишите имя прилагательное в контексте, поставьте в начальную форму, выделите показатели формы; определите лексико-грамматический разряд (ЛГР) и охарактеризуйте:
1) лексическое значение (ЛЗ): дайте толкование слова; укажите, какое значение – прямое или переносное (вторичное) – реализовалось в контексте;
2) характер основы: производная или непроизводная; если основа производная, то подберите мотивирующее слово, выделите словообразовательный аффикс. Если происхождение слова, словообразовательный тип (СТ) свидетельствуют о принадлежности имени прилагательного к одному из лексико-грамматических разрядов, то укажите это (то же – при наличии этимологического суффикса);
|
у качественных прилагательных (учитывая контекстуальное значение):
3) парадигму: а) наличие кратких форм (образуйте все возможные формы); б) наличие синтетических форм степеней сравнения. Если образование тех или иных форм невозможно, то укажите причины. Расставьте ударения;
4) словообразовательные связи: образуйте а) соотносительное наречие или предикатив (категория состояния) на ‑о, ‑е, ‑ и (приведите словосочетание); б) соотносительное отвлечённое имя существительное. Выделите форманты;
5) положение в лексической системе: приведите а) синоним, б) антоним;
6) синтагматические возможности: приведите словосочетание с наречием меры, степени или усилительной частицей.
Образец выполнения:
Экипаж прошел предполётную подготовку.
Предполётную подготовку; н. ф.: предполётн[ый] – относит. прил., собств. отн.
1) ЛЗ: 'совершающийся перед полётом'; прямое знач.;
2) основа производная: пред│ полёт │н(ый) ← полёт (ø) (СТ, свойственный отн. прил. – предэкзаменационный, предсессионный период).
В саду собирали спелые сливы.
Спелые сливы; н. ф.: спел[ый] – качеств. прил.
1) ЛЗ: 'вполне зрелый, пригодный к употреблению'; прямое знач.;
2) основа производная: спе │л(ый) ← спе (ть) (этимологический суффикс причастия –л‑; отглагольные прил. данного типа относятся к качеств. – талая вода, прелая листва);
3) парадигма: а) сп'ел[ø], спел['а], сп'ел[о], спел['ы] и cп'ел[ы] – формы ед. ч. малоупотребительны, т. к. омонимичны глагольным формам изъявит. накл. прош. вр.; б) форма компаратива спел'ее малоупотребительна, формы превосходн. степени не образуются; вероятно, связано это с происхождением прил. и тем, что оно обозначает абсолютный признак;
|
4) сл.-обр. связи: а) соотносительное наречие малоупотребительно: *плод выглядел спело; б) отвлечённое сущ. спелость[ø];
5) положение в лексической системе: а) синоним: спелый – зрелый; б) антоним: спелый – незрелый;
6) сочетаемость: очень спелые сливы.
Скучающим взглядом он окинул зал.
Скучающим взглядом; н. ф.: скучающ[ий] – качеств. прил.
1) ЛЗ: 'выражающий скуку'; перен. знач. ('взгляд скучающего человека');
2) основа производная, семантическое словопроизводство: адъективация действит. прич. наст. вр. («окачествление» причастия – вяжущий вкус, блестящий успех);
3) парадигма: краткие формы и формы степеней сравнения не образуются, т. к. прил. отпричастное;
4) сл.-обр. связи: а) наречие: смотреть скучающе; б) отвл. сущ. не образуется, т. к. прил. отпричастное;
5) положение в лексической системе: а) синоним: скучающий – тоскливый; б) антоним: скучающий – заинтересованный;
6) сочетаемость с наречиями меры и степени окказиональна: весьма скучающий взгляд.
Задание 4. От имени прилагательного образуйте формы степеней сравнения. Укажите способ образования и – если есть – чередования, сопровождающие формообразование. Поставьте ударение. Если формы отсутствуют или малоупотребительны, то назовите причину.
Образец выполнения:
Положительная степень | Сравнительная степень | Превосходная степень | ||
синтетические формы | аналитические формы | синтетические формы | аналитические формы | |
молод'ой | мол'оже (д//ж) помол'оже | более (менее) молод'ой | не образуются (эвфонический запрет) | самый (наиболее) молод'ой, мол'оже всех |
крас'ивый | крас'ивее, покрас'ивее, кр'аше (с//ш) | более (менее) крас'ивый | крас'ивейший, наикрас'ивейший | самый (наиболее) крас'ивый |
Задание 5. Определите семантико-функциональный разряд и форму данных местоимений; поставьте в начальную форму (если образование формы именительного падежа возможно), выделите окончание. Укажите группу местоимения по соотнесенности с частью речи. Укажите особенности словоизменения («дефекты» парадигмы, супплетивизм, особую сочетаемость с предлогами и др.).
Образец выполнения:
Мне нужно об этом кое с кем* поговорить – неопределённое, в форме твор. п., н. ф. – кое-к[то]; местоимение-существительное; особая сочетаемость с предлогами: предлог помещается между префиксом и остальной частью местоимения, разрывая его.
Задание 6. У данных глаголов определите: 1) вид; 2) возвратность / невозвратность; 3) переходность / непереходность (переходность подтвердите словосочетанием). Выделите основы инфинитива (прошедшего времени) и настоящего (простого будущего) времени. Укажите класс, спряжение. Образуйте от каждой из основ возможные спрягаемые и неспрягаемые формы, графически обозначьте формообразующие аффиксы. Если та или иная форма отсутствует или возможны вариантные формы, укажите причину этого. При выполнении задания используйте толковые словари и словари трудностей.
Образец выполнения:
Устраивать – несовершенный вид, невозвратный, переходный (что? – игры, сущ. в форме вин. п. со значением прямого объекта), 1 класс, 1 спряжение.
Основа инфинитива / прош. вр. устраива (ть), устраива (/л\[ø]) | Основа настоящего времени устраива j([ют]) | |
1. | Изъявительное наклонение прош. вр.: устраива/л\[ø] наст. вр.: устраиваj[ю] | |
2. | Условное наклонение устраива/л\[ø] бы | Повелительное наклонение устраивай /ø\[ø] |
3. | Действительные причастия прош. вр.: устраива/вш\[ий] наст. вр.: устраиваj/ющ\[ий] | |
4. | Страдательные причастия прош. вр.: не образуется[1] наст. вр.: устраиваj/ем\[ый] | |
5. | Деепричастие устраиваj/я\ | |
6. | Инфинитив устраива/ть\ |
Решить – сов.в., невозвр., перех. (что? - задачу), 1 кл., 1 спр.
основа инф. / прош.вр. реши/ть\, реши /л\[ø] | основа прост. буд. времени реш[ат] | |
1. | Изъявительное наклонение прош.вр.: реши /л\[а] буд.вр.: реш[у] | |
2. | Условное наклонение реши /л\[ø] бы | Повелительное наклонение реш/и\[те] |
3. | Действительные причастия прош.вр.: реши /вш\[ий] наст.вр.: не образуется | |
4. | Страдательные причастия прош.вр.: реш/енн\ый наст.вр.: не образуется | |
5. | Деепричастие реши /в\ | |
6. | Инфинитив реши /ть\ |
Задание 7. Определив необходимые свойства данных глаголов, образуйте возможные причастные формы. Если отсутствие формы не связано с названными свойствами, то попробуйте назвать другие причины. Если есть вариантные формы, то поясните их различия. Для справки обращайтесь к словарям грамматических трудностей и орфоэпическому словарю.
Образец выполнения:
Инфинитив | Вид | Пере- ходность | Действительные причастия | Страдательные причастия | ||
прош. вр. | наст. вр. | прош. вр. | наст. вр. | |||
читать | несов. | перех. | читавший | читающий | читанный | читаемый |
рвать | несов. | перех. | рвавший | рвущий | рваный (употр. как прилагат.) | (не употр. по традиции) |
вырастить | сов. | перех. | вырастивший | – | выращенный | – |
сохнуть | сов. | неперех. | сохший (осн. пр. вр.) сохнувший (осн. инф.) | сохнущий | – | – |
поспать | сов. | неперех. | поспавший | – | – | – |
Задание 8. Из приведенного списка выберите видовые пары. Определите способ образования видового коррелята и направление видообразования. Укажите средства перфективации и имперфективации. Если по виду коррелируют несколько глаголов, то опишите каждую пару.
Образец выполнения:
Рисовать → нарисовать, перфективация с помощью префикса на-.
Сжечь → с жигать, имперфективация с помощью суффикса -а-, чередование корневого гласного е//и.
Сжечь ← жечь, перфективация с помощью префикса с-.
Спуститься → спускаться, имперфективация с помощью суффикса -а-.
Задание 9. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Ответ обоснуйте, указав: 1) категориальное значение; 2) морфологические свойства, 3) синтаксическую функцию. Если слово изменяется, то выделите показатели формы.
Образец выполнения:
Благословенна лень*,
томительнейший плен,
Когда проснуться лень*
и сну отдаться лень*. (А. А. Вознесенский).
Благословенналень [ø] – имя существительное, так как: 1) обозначает предмет; 2) отвлечённое сущ., ж. р., в форме им. п. ед. ч. (показатель формы – нулевое окончание); 3) является подлежащим.
Проснуться лень и сну отдаться лень – категория состояния (безлично-предикативное слово), так как: 1) обозначает состояние человека; 2) не изменяется, с помощью глагола-связки может передавать значение наклонения и времени (было, будет, было бы лень); 3) употреблено в синтаксически независимой позиции – является главным членом (сказуемым) в односоставном безличном предложении.
Это живописное полотнопрекрасн[о] * – имя прилагательное, так как: 1) обозначает признак предмета (полотно – каково? – прекрасно); 2) согласуется с существительным в числе и роде, стоит в форме ед. ч. ср. р. (показатель формы – окончание [о]); 3) является сказуемым (главный член двусоставного предложения).
Мы об этом прекрасно * знаем – наречие, так как: 1) обозначает признак действия (знаем – как? – прекрасно); 2) не изменяется, грамматическими категориями не обладает; 3) является обстоятельством (второстепенный член предложения).
На улице сегодня просто прекрасно * – категория состояния (безлично-предикативное слово), так как: 1) обозначает состояние природы, его оценку; 2) не изменяется, с помощью глагола-связки может передавать значение наклонения и времени (было, будет, было бы прекрасно); 3) употреблено в синтаксически независимой позиции – является главным членом (сказуемым) в односоставном безличном предложении.
Задание 10. Выполните морфологический разбор отмеченных имён существительных, прилагательных, местоимений, глаголов и служебных частей речи по схемам и образцам, содержащимся в учебном пособии: Рябушкина С. В. Морфология современного русского языка: учебное пособие для самостоятельной работы студентов-заочников. Ульяновск: УлГПУ им. И. Н. Ульянова, 2014.
ТЕКСТЫК ЗАДАНИЯМ
(ПО ВАРИАНТАМ)
Вариант 1
Задание 1
Анфилада, львица, шоумен, любовь, пантера, медведь, заводила, мужчина, японка, комарище, впечатление, красавица, кресло-качалка, льстец, выигрыш, бизнес-вумен, билборд, лосось, малышка, кормчий.
Задание 2
Зерно, пампасы, координаты, изнанка, ходики, близнецы.
Задание 3 Зима наступила рано. После туманов завернул морозный северный* ветер, сковал маслянистые* колчи дорог, окаменил землю, сжёг последнюю траву в саду и на дворе. Пошли белёсо-свинцовые тучи, совсем обнажившийся сад шумел беспокойно, торопливо, точно убегал куда-то, ночью белая луна так и ныряла в клубах туч. <...> Потом стал порошить снег, убеляя мёрзлую грязь точно сахарной пудрой, и усадьба и видные из неё поля стали сизо-белы и просторны. На деревне кончали последнюю работу – ссыпали в погреба на зиму картошки, перебирая их, отбрасывая гнилые* (И. А. Бунин. Таня).
Задание 4 Гладкий, высокий, юный, ленивый.
Задание 5 Услышал от него, некто в шляпе, любовался собой, их не видно, ни перед кем не кланялся, я подумаю.
Задание 6 Громить, приветствовать, приведётся, сесть, расклеиться.
Задание 7 Смеркаться, поддерживать, проповедовать, обессилить, наведаться, напеть.
Задание 8 Везти, возить, перевезти, повезти, перевозить, повозить, увезти, увозить.
Задание 9 Хлопья снега становились мельче*, суше и уже падали на землю не прямо и медленно, а стали кружиться в воздухе тревожно, суетливо* и ещё более густо (М. Горький. Злодеи).
Задание 10 Гарусов был ленинградец, сирота* и воспитывался в детском доме. Отца своего он совсем не знал, а мать пропала во время блокады: ушла за хлебом, да так и не вернулась*. Было ему тогда лет шесть или* семь, сколько именно, он толком не знал, не до того было: голод. Довоенное время он помнил урывками. Как будто бы жили они с* матерью хорошо. Мать работала дворником в большом, красивом доме. Лучше всего в доме была парадная лестница – лепные потолки, узорчатые перила, а главное, огнистые* разноцветные окна сплошь* в красных цветах и зеленых листьях. Гарусов запомнил цветное стекло, не гладкое, а пупырчатое, как лягушачья спинка, и свой* маленький черный ноготь, прижатый к стеклу для ощупывания, с приятным треском перескакивающий с одного бугорка на другой (И. Грекова. Маленький Гарусов).
Вариант 2
Задание 1 Бедуин, скрипка, ненависть, коза, книгоноша, какао-масса, тараканище, ягуар, насекомое, антилопа, акушерка, проповедник, паникёрша, настроение, драйв, циркач, бизнес-леди, нож, мальчишка, форель.
Задание 2 Горох, сумерки, периодика, погоны, заросли, темя.
Задание 3 Зима наступила рано. После туманов завернул морозный северный ветер, сковал маслянистые колчи дорог, окаменил землю, сжёг последнюю траву в саду и на дворе. Пошли белёсо-свинцовые* тучи, совсем обнажившийся сад шумел беспокойно, торопливо, точно убегал куда-то, ночью белая луна так и ныряла в клубах туч. <...> Потом стал порошить снег, убеляя мёрзлую грязь точно сахарной* пудрой, и усадьба и видные из неё поля стали сизо-белы и просторны. На деревне кончали последнюю работу – ссыпали в погреба на зиму картошки, перебирая их, отбрасывая гнилые* (И. А. Бунин. Таня).
Задание 4 Узкий, малый, мудрый, хищный.
Задание 5 Нас ждут, подготовили нечто необычное, радоваться пока нечему, позвала к себе, приехали к ней, не слышали ни о ком.
Задание 6 Гладить, ремонтировать, надлежит, учесть, прожариться.
Задание 7 Цвести, рассвирепеть, выгибаться, рассматривать, создавать, определять.
Задание 8 Кричать, крикнуть, выкрикивать, закричать, прокричать, покрикивать, выкрикнуть.
Задание 9 То, что казалось мне безусловно ярким и важным, как-то сразу потускнело, и я понял, что чем невероятнее* и чудеснее встреченная в жизни случайность, тем труднее* убедительно рассказать о ней… (И. А. Ефремов. Встреча над Тускаророй).
Задание 10 Гарусов был ленинградец, сирота и воспитывался в детском доме. Отца своего он совсем не знал, а* мать пропала во время блокады: ушла за хлебом*, да так и не вернулась. Было ему* тогда лет шесть или семь, сколько именно, он толком не знал, не до того было: голод. Довоенное время он помнил урывками. Как будто бы* жили они с матерью хорошо. Мать работала дворником в большом, красивом доме. Лучше всего в доме была парадная лестница – лепные потолки, узорчатые* перила, а главное, огнистые разноцветные окна сплошь в красных цветах и зеленых листьях. Гарусов запомнил* цветное стекло, не гладкое, а пупырчатое, как лягушачья спинка, и свой маленький черный ноготь, прижатый к стеклу для ощупывания, с приятным треском перескакивающий с* одного бугорка на другой (И. Грекова. Маленький Гарусов).
Вариант 3
Задание 1 Мулатка, адмирал, гордость, лежебока, рысь, сотрудник, стряпчий, нэпманша, соловей, бизнес-вумен, пальтишко, расставание, принцесса, блокбастер, крестоносец, альма-матер, силач, подмастерье, ворона, ферзь.
Задание 2 Ноты, выжимки, земля, голубцы, лишайник, бижутерия.
Задание 3 Было начало осени, бежал по опустевшей Волге пароход «Гончаров». Завернули ранние холода, туго и быстро дул навстречу, по серым разливам её азиатского* простора, с её восточных, уже порыжевших берегов, студёный* ветер, трепавший флаг на корме, шляпы, картузы и одежды ходивших по палубе, морщивший им лица, бивший в рукава и полы. И бесцельно и скучно провожала пароход единственная чайка – то летела, выпукло кренясь на острых* крыльях, за самой кормой, то косо смывалась вдаль, в сторону, точно не зная, что с собой делать в этой пустыне великой реку и осеннего серого неба (И. А. Бунин. Визитные карточки).
Задание 4 Хлёсткий, низкий, богатый, славный.
Задание 5 Приготовил для себя, старался ради них, никого не встретить, не продам ни за сколько, мы пришли, нечего больше ждать.
Задание 6 Жарить, праздновать, доведётся, обрести, удержаться.
Задание 7 Пригрозить, напевать, слышать, бежать, стараться, увести, вечереть.
Задание 8 Носить, уносить, нести, унести, поносить, понести, нашивать, доносить.
Задание 9 Всего грустнее* было то, что люди, стремясь получить категорию лёгкого труда и стараясь обмануть врача, на самом деле были больны гораздо серьёзней*, чем они сами считали (В. Т. Шаламов. Колымские рассказы).
Задание 10 Гарусов был ленинградец, сирота и воспитывался* в детском доме. Отца своего он совсем не* знал, а мать пропала во время блокады: ушла за хлебом, да так и не вернулась. Было ему тогда лет шесть или семь, сколько* именно, он толком не знал, не до того было: голод. Довоенное время он помнил урывками. Как будто бы жили они с матерью* хорошо. Мать работала дворником в большом, красивом доме. Лучше всего в доме была парадная лестница – лепные потолки, узорчатые перила, а главное, огнистые разноцветные окна сплошь в красных цветах и* зеленых листьях. Гарусов запомнил цветное стекло, не гладкое, а пупырчатое, как лягушачья* спинка, и свой маленький черный ноготь, прижатый к стеклу для* ощупывания, с приятным треском перескакивающий с одного бугорка на другой (И. Грекова. Маленький Гарусов).
Вариант 4
Задание 1 Ласточка, генералиссимус, синева, хохотушка, ворон, рифмач, шоувумен, суфлёр, ласка, кафе-клуб, волк, портфелишко, нахлебник, везение, подлиза, лещ, штатский, лифтинг, прадедушка, пыль.
Задание 2 Грязь, тропики, припасы, волосы, студенчество, дарование.
Задание 3 Было начало осени, бежал по опустевшей Волге пароход «Гончаров». Завернули ранние холода, туго и быстро дул навстречу, по серым разливам её азиатского простора, с её восточных*, уже порыжевших берегов, студёный ветер, трепавший флаг на корме, шляпы, картузы и одежды ходивших по палубе, морщивший им лица, бивший в рукава и полы. И бесцельно и скучно провожала пароход единственная чайка – то летела, выпукло кренясь на острых крыльях, за самой кормой, то косо смывалась вдаль, в сторону, точно не зная, что с собой делать в этой пустыне великой* реку и осеннего серого* неба (И. А. Бунин. Визитные карточки).
Задание 4 Чёткий, острый, похожий, близкий.
Задание 5 Никому не обещал, я пришел, постоянно о нём думает, ждём у себя дома, говорить не о чем, узнала кое-что новое.
Задание 6 Держать, эксплуатировать, знобит, прясть, разгладиться.
Задание 7 Плакать, рулить, уговорить, забастовать, прятаться, подметать, набирать.
Задание 8 Толкать, толкнуть, вытолкнуть, вытолкать, подталкивать, выталкивать.
Задание 9 Всего замечательнее* было его лицо – одно из тех лиц, которые запечатлеваются в памяти на всю жизнь с первого взгляда: большой четырёхугольный лоб был изборождён суровыми, почти гневными морщинами; глаза, глубоко сидевшие в орбитах, с повисшими над ними складками верхних век, смотрели тяжело, утомлённо и недовольно; узкие бритые губы были энергичны и крепко* сжаты, указывая на железную волю в характере незнакомца, а нижняя челюсть, сильно выдвинувшаяся вперед и твёрдо обрисованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства (А. И. Куприн. Тапёр).
Задание 10 От дома до института минут десять ходьбы неспешным шагом. Мимо* больницы, где умерла Нина. Здание больницы старинное, темно-жёлтое, с колоннадой*. Колонны высоки, массивны*, слегка утолщены к середине, как бы пузаты, именно эта пузатость странным образом придает им изящество. … Вокруг больницы старый сад, обнесённый чугунной оградой. Каждый столбик, каждый завиток этой ограды за долгие годы выучен наизусть. Всякий раз, проходя мимо больничного сада, Энэн вглядывался в него и приобщался к его* благородной растительной жизни. Ограниченная, утеснённая городом, это всё же была Природа. Начиная с земли: в саду она была жирная, черная, богатая перегноем от множества листопадов. Эти листопады он наблюдал* из года в год с неистощимым интересом: ни* один не был похож на другой. Менялись цвета, осанка деревьев, и листья летели по-разному: в ветер косо, стремительно, а* в тихую погоду кружась и планируя (И. Грекова. Кафедра).
Вариант 5
Задание 1 Аспирант, красота, кока-кола, енот, горничная, кубинец, менеджер, собака, зернохранилище, стремление, наследник, передышка, пума, студентишка, ажиотаж, абсурд, зануда, словарь, мотив, гавань.
Задание 2 Вода, похороны, кудри, металл, мемуары, кулисы.
Задание 3 За крайней избой нашей степной деревушки пропадала во ржи наша прежняя дорога к городу. И у дороги, в хлебах, при начале уходившего к горизонту моря колосьев, стояла белоствольная и развесистая плакучая берёза. <...> Под её легкой* сквозной сенью уже давным-давно возвышался ветхий, серый голубец, – крест с треугольной тесовой* кровелькой, под которой хранилась от непогод суздальская икона божией матери. Шелковисто-зелёное, белоствольное дерево в золотых* хлебах! (И. А. Бунин. Эпитафия).
Задание 4 Едкий, плохой, искренний, отрицательный.
Задание 5 Думал о нас, говорят между собой, постоянно его ждёт, узнал нечто новое, ни с чьим мнением не считается, я очень устала.
Задание 6 Жевать, оборудовать, рассветает, вычесть, задержаться.
Задание 7 Проповедовать, смеркаться, наведаться, обессилить, поддерживать, петь.
Задание 8 Лететь, летать, слететь, слетать, перелететь, перелетать, полетать.
Задание 9 Но всё-таки это было очень грустно*, и мама с каждым днем становилась всё молчаливее* и грустнее (В. А. Каверин. Два капитана).
Задание 10 От дома до института минут десять ходьбы неспешным шагом. Мимо больницы, где умерла Нина. Здание больницы старинное*, темно-жёлтое, с колоннадой. Колонны высоки, массивны, слегка утолщены к середине, как бы* пузаты, именно эта пузатость странным образом придает им изящество. … Вокруг больницы старый сад, обнесённый чугунной оградой. Каждый столбик, каждый* завиток этой ограды за долгие годы выучен наизусть. Всякий раз, проходя мимо больничного сада, Энэн вглядывался в него и приобщался к* его благородной растительной жизни. Ограниченная, утеснённая городом, это всё же была Природа. Начиная с земли: в саду она была жирная, черная, богатая перегноем* от множества листопадов. Эти листопады он наблюдал из года в год с неистощимым интересом: ни один не был похож на другой. Менялись цвета, осанка деревьев, и листья летели* по-разному: в ветер косо, стремительно, а в тихую погоду кружась и* планируя (И. Грекова. Кафедра).
Вариант 6
Задание 1 Холодище, бакалавр, радость, млекопитающее, юнец, замок-защелка, суслик, петух, латышка, лиса, глазурь, труженик, балкон, абракадабра, хвощ, простофиля, ощущение, комендантша, купчишка, тюль.
Задание 2 Трясина, пяльцы, овощи, галоши, шёлк, часы.
Задание 3 За крайней избой нашей степной деревушки пропадала во ржи наша прежняя дорога к городу. И у дороги, в хлебах, при начале уходившего к горизонту моря колосьев, стояла белоствольная и развесистая плакучая берёза. <...> Под её легкой сквозной* сенью уже давным-давно возвышался ветхий*, серый голубец, – крест с треугольной тесовой кровелькой, под которой хранилась от непогод суздальская икона божией матери. Шелковисто-зелёное, белоствольное дерево в золотых* хлебах! (И. А. Бунин. Эпитафия).
Задание 4 Долгий, ярый, хороший, нижний.
Задание 5 Увидел нечто странное, нас не ждали, ни для кого не секрет, покупаем только себе, некому пожаловаться, говорили о них.
Задание 6 Готовить, исследовать, подобает, предпочесть, раскипятиться.
Задание 7 Рассчитать, усомниться, регулировать, хвалиться, определиться, организовать.
Задание 8 Цвести, отцвести, зацвести, выцвести, процветать, зацветать, отцветать.
Задание 9 Для тёплого осеннего дня лодочник был одет очень странно*; но ещё страннее* показалось то, что, уже приблизившись к берегу, на котором остановился «москвич», лодка круто развернулась и пошла обратно, пересекая реку (В. А. Каверин. Верлиока).
Задание 10 От дома до института минут десять ходьбы неспешным шагом. Мимо больницы, где умерла Нина. Здание больницы старинное, темно-жёлтое, с колоннадой. Колонны высоки, массивны, слегка утолщены к середине, как бы пузаты, именно* эта пузатость странным образом придает им изящество. … Вокруг* больницы старый сад, обнесённый чугунной оградой. Каждый столбик, каждый завиток этой ограды за долгие годы выучен наизусть. Всякий раз, проходя мимо больничного сада, Энэн вглядывался в него и* приобщался к его благородной растительной жизни. Ограниченная, утеснённая городом, это всё же была Природа. Начиная с земли: в саду она была жирная, черная, богатая перегноем от множества листопадов. Эти* листопады он наблюдал из года в год с неистощимым* интересом: ни один не был похож на другой. Менялись* цвета, осанка деревьев, и листья* летели по-разному: в ветер косо, стремительно, а в тихую погоду кружась и планируя (И. Грекова. Кафедра).
Вариант 7
Задание 1 Зубрила, магистр, молодость, баран, возничий, мученик, офицеришка, ракета-зонд, барсук, газель, сапожище, двоеборец, коротышка, заявление, художник, директриса, кумач, фауна, контрабас, студень.
Задание 2 Жабры, плоскогубцы, коньки, одеяло, доспехи, развалины.
Задание 3 Там, в зале, чинно стояли кресла вокруг стола под бархатной* скатертью, над диваном тускло блестела картина – зеленоватый кружок луны в облаках, дремучий* литовский лес, тройка лошадей, сани, из которых розовыми лучами палили охотники, и кувыркающиеся за санями волки; в одном углу до потолка раскидывалось из кадки мертвыми листьями сухое тропическое растение, а в другом воронкой зиял хобот граммофона, оживавший только вечером, при гостях, когда из него вопил в притворном отчаянии чей-то хриплый* голос... (И. А. Бунин. Старуха).
Задание 4 Гулкий, частый, мирный, малый.
Задание 5 Им нужна помощь, ни за что не поверишь, себя не вижу, не к кому обратиться, встретиться у них, соорудили нечто необъятное.
Задание 6 Беречь, преследовать, угораздит, красть, приготовиться.
Задание 7 Выгибать, цвести, создавать, рассматривать, рассвирепеть, определять.
Задание 8 Петь, напевать, спеть, запеть, спеться, запевать, напеть, допеть, допевать.
Задание 9 Сестра ему давно ничего не писала, – если она умерла, то он решил уехать стряпать пищу на её детей, чтобы истомить себя до потери души и скончаться когда-нибудь старым, привыкшим нечувствительно* жить человеком – это одинаково, что умереть теперь, но ещё грустнее*; он может, если поедет, жить за сестру, дольше и печальней помнить ту прошедшую в его молодости девушку, сейчас уже едва ли существующую (А. П. Платонов. Котлован).
Задание 10 От дома до института минут десять ходьбы неспешным* шагом. Мимо больницы, где умерла Нина*. Здание больницы старинное, темно-жёлтое, с колоннадой. Колонны высоки, массивны, слегка утолщены к середине, как бы пузаты, именно эта пузатость странным образом придает им изящество. … Вокруг больницы старый сад, обнесённый чугунной оградой. Каждый столбик, каждый завиток этой ограды за долгие годы выучен наизусть. Всякий* раз, проходя мимо больничного сада, Энэн вглядывался* в него и приобщался к его благородной растительной жизни. Ограниченная, утеснённая городом, это всё же была Природа. Начиная с* земли: в саду она была жирная, черная, богатая перегноем от множества листопадов. Эти листопады он наблюдал из года в год с неистощимым интересом: ни один не* был похож на другой. Менялись цвета, осанка деревьев, и* листья летели по-разному: в ветер косо, стремительно, а в тихую погоду кружась и планируя (И. Грекова. Кафедра).
Вариант 8
Задание 1 Мораль, недоучка, военнообязанный, бизнесмен, наездник, белизна, театр-студия, корова, золотишко, глупышка, замечание, гиена, бобёр, торпедоносец, пожарище, кулич, янтарь, официант, амёба, камень.
Задание 2 Опечатки, апартаменты, гусли, гетры, ремесло, крона.
Задание 3 Там, в зале, чинно стояли кресла вокруг стола под бархатной скатертью, над диваном тускло блестела картина – зеленоватый* кружок луны в облаках, дремучий литовский лес, тройка лошадей, сани, из которых розовыми лучами палили охотники, и кувыркающиеся за санями волки; в одном углу до потолка раскидывалось из кадки мертвыми листьями сухое тропическое* растение, а в другом воронкой зиял хобот граммофона, оживавший только вечером, при гостях, когда из него вопил в притворном* отчаянии чей-то хриплый голос... (И. А. Бунин. Старуха).
Задание 4 Горький, высокий, хитрый, геройский.
Задание 5 Заботиться о нём, не верить никаким сплетням, сделали нечто невероятное, тащил на себе, нам страшно, ни для чьих детей не делаю исключения.
Задание 6 Кипятить, рекомендовать, недостаёт, класть, уберечься.
Задание 7 Засып′ать, подворачиваться, рассветать, заглушить, нести, растить.
Задание 8 Ходить, пойти, сходить, войти, входить, найти, находить, похаживать.
Задание 9 Сестра ему давно ничего не писала, – если она умерла, то он решил уехать стряпать пищу на её детей, чтобы истомить себя до потери души и скончаться когда-нибудь старым, привыкшим нечувствительно жить человеком – это одинаково, что умереть теперь, но ещё грустнее*; он может, если поедет, жить за сестру, дольше* и печальней помнить ту прошедшую в его молодости девушку, сейчас уже едва ли существующую (А. П. Платонов. Котлован).
Задание 10 От дома до института* минут десять ходьбы неспешным* шагом. Мимо больницы, где умерла Нина. Здание больницы старинное, темно-жёлтое, с колоннадой. Колонны высоки, массивны, слегка утолщены к середине, как бы пузаты, именно эта пузатость странным образом придает* им изящество. … Вокруг больницы старый сад, обнесённый чугунной оградой. Каждый столбик, каждый завиток этой* ограды за долгие годы выучен наизусть. Всякий раз, проходя мимо* больничного сада, Энэн вглядывался в него и приобщался к его благородной растительной жизни. Ограниченная, утеснённая городом, это* всё же была Природа. Начиная с земли: в саду она была жирная, черная, богатая перегноем от множества листопадов. Эти листопады он наблюдал из года в год с неистощимым интересом: ни один не был похож на другой. Менялись цвета, осанка деревьев, и листья летели по-разному: в ветер косо, стремительно, а* в тихую погоду кружась и планируя (И. Грекова. Кафедра).
Вариант 9
Задание 1 Декоратор, лживость, голубка, смерч, мямля, зимушка, леопард, библиотекарь, трубач, желание, арбузище, обезьяна, киномеханик, капитанша, красавец, щебень, флора, торт-мороженое, китаянка, виолончель.
Задание 2 Окрестности, невзгоды, мощи, перчатки, злодеяние, кадры.
Задание 3 В первые дни севастопольской жизни Гарт изучал топографию города. Его радовала изорванность утесистых* берегов, путаница глубоких бухт и повороты выветренных лестниц. Он подолгу рассматривал каменистые дворы, полные кошек, сухой листвы платанов и голубоватых рыбачьих* сетей. Его поражал причудливый план города, спрятанного в синий шар неба и моря. <...> Сегодня, как уже несколько дней подряд, Гарт погрузился в рваное* кожаное кресло времен севастопольской обороны. Он читал, засыпал, просыпался и снова перечитывал книги. Пыль роилась в солнечном луче (К. Г. Паустовский. Чёрное море).
Задание 4 Вязкий, низкий, свежий, больной.
Задание 5 Думает только о себе, о