ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ




Задание 1. Укажите род существительных и тип словоизменения. Определите характер категории рода (грамматическая или лексико-грамматическая категория – ГК или ЛГК), отметьте показатели рода: 1) семантический (содержащаяся в лексическом значении слова семантика пола), 2) морфологический (род соответствует словоизменительному классу, показателем считают форму им. п. ед. ч. или форму род. п. ед. ч.), 3) словообразовательный (слово относится к определенному словообразовательному типу, дающему существительное определенного рода, или – в субъективно-оценочных образованиях – род соответствует роду производящего слова), 4) синтаксический (у неизменяемых существительных и существительных общего рода – род согласуемого слова).

Образец выполнения:

Строитель – м. р., 1-е субстантивн. скл.; ЛГК рода, показатели: 1) семантический (обозначение лица по профессии и полу), 2) морфологический (субст. 1-е скл. – «мужское», показатель – [а] в род. п. ед. ч.), 3) словообразовательный (суф. ‑ тель-).

 

Задание 2. Укажите числовую форму. Охарактеризуйте данные существительные, определив с учётом возможных оттенков лексического значения: а) лексико-грамматический разряд, б) группу по отношению к категории числа, в) возможность образования форм другого числа (для литературного языка). Отметьте слова, у которых отношение к числу служит для различения лексико-семантических вариантов слова, а также случаи омонимии, лексикализации форм множественного числа. Для справки используйте толковые словари.

Образец выполнения:

Кривотолки – мн. ч., отвлечённое ('безосновательные или вздорные суждения'), pluralia tantum.

Разновес – ед. ч., собирательное ('набор гирь различного веса'), singularia tantum.

Полено – ед. ч., конкретное, полная парадигма числа: полено – поленья.

Выбор – ед. ч., отвлечённое (по глаголу выбирать), singularia tantum; выборы – в значении 'избрание путём голосования' (мероприятие, политическая акция – многосубъектное и многообъектное действие) – отвлечённое, pluralia tantum, лексикализация мн. ч.

Масло – ед. ч., 1) вещественное (тип вещества), sing. t.; при обозначении разновидностей (напр., растительные масла) – полная парадигма числа (происходит конкретизация); 2) 'вид художественной техники' – отвлечённое, singularia tantum.

Весы – мн. ч., конкретное ('прибор для определения веса'), pluralia tantum; слово-омоним: вес – 'количество вещества, определяемое мерой массы', – отвлечённое, singularia tantum.

Молодые – мн. ч., конкретное ('молодая семейная пара; молодожёны'), потенциальное pluralia tantum, значение «коллективного» множества, состоящего из молодой и молодого.

 

Задание 3. Выпишите имя прилагательное в контексте, поставьте в на­чальную форму, выделите показатели формы; определите лексико-грамматический разряд (ЛГР) и охаракте­ризуйте:

1) лексическое значение (ЛЗ): дайте толкование слова; укажите, какое значение – прямое или пе­реносное (вторичное) – реализовалось в контексте;

2) характер основы: производная или непроизводная; если осно­ва производная, то подберите мотивирующее слово, выделите словообразовательный аффикс. Если происхождение слова, словообразовательный тип (СТ) свидетельствуют о принадлежности имени прилагательного к одному из лексико-грамматических разрядов, то укажите это (то же – при наличии эти­мологического суффикса);

у качественных прилагательных (учитывая контекстуальное значение):

3) парадигму: а) наличие кратких форм (образуйте все возможные формы); б) наличие синтетических форм степеней сравнения. Если образование тех или иных форм невозможно, то укажите причины. Расставьте ударения;

4) словообразовательные связи: образуйте а) соотносительное наречие или предикатив (категория состояния) на ‑о, ‑е,и (приведите словосочетание); б) соотносительное отвлечённое имя существительное. Выделите форманты;

5) положение в лексической системе: приведите а) синоним, б) антоним;

6) синтагматические возможности: приведите словосочетание с наре­чием меры, степени или усилительной частицей.

Образец выполнения:

Экипаж прошел предполётную подготовку.

Предполётную подготовку; н. ф.: предполётн[ый] – относит. прил., собств. отн.

1) ЛЗ: 'совершающийся перед полётом'; прямое знач.;

2) основа производная: пред│ полёт │н(ый) ← полёт (ø) (СТ, свойственный отн. прил. – предэкзаменационный, предсессионный период).

В саду собирали спелые сливы.

Спелые сливы; н. ф.: спел[ый] – качеств. прил.

1) ЛЗ: 'вполне зрелый, пригодный к употреблению'; прямое знач.;

2) основа производная: спе │л(ый) ← спе (ть) (этимологический суффикс причастия –л‑; отглагольные прил. данного типа относятся к качеств. – талая вода, прелая листва);

3) парадигма: а) сп'ел[ø], спел['а], сп'ел[о], спел['ы] и cп'ел[ы] – формы ед. ч. малоупотребительны, т. к. омонимичны глагольным формам изъявит. накл. прош. вр.; б) форма компаратива спел'ее малоупотребительна, формы превосходн. степени не образуются; вероятно, связано это с происхождением прил. и тем, что оно обозначает абсолютный признак;

4) сл.-обр. связи: а) соотносительное наречие малоупотребительно: *плод выглядел спело; б) отвлечённое сущ. спелость[ø];

5) положение в лексической системе: а) синоним: спелый – зрелый; б) антоним: спелый – незрелый;

6) сочетаемость: очень спелые сливы.

Скучающим взглядом он окинул зал.

Скучающим взглядом; н. ф.: скучающ[ий] – качеств. прил.

1) ЛЗ: 'выражающий скуку'; перен. знач. ('взгляд скучающего человека');

2) основа производная, семантическое словопроизводство: адъективация действит. прич. наст. вр. («окачествление» причастия – вяжущий вкус, блестящий успех);

3) парадигма: краткие формы и формы степеней сравнения не образуются, т. к. прил. отпричастное;

4) сл.-обр. связи: а) наречие: смотреть скучающе; б) отвл. сущ. не образуется, т. к. прил. отпричастное;

5) положение в лексической системе: а) синоним: скучающий – тоскливый; б) антоним: скучающий – заинтересованный;

6) сочетаемость с наречиями меры и степени окказиональна: весьма ску­чающий взгляд.

 

Задание 4. От имени прилагательного образуйте формы степеней сравнения. Укажите способ образования и – если есть – чередования, сопровождающие формообразование. Поставьте ударение. Если формы отсутствуют или малоупотребительны, то назовите причину.

 

Образец выполнения:

Положительная степень Сравнительная степень Превосходная степень
синтетические формы аналитические формы синтетические формы аналитические формы
молод'ой мол'оже (д//ж) помол'оже более (менее) молод'ой не образуются (эвфонический запрет) самый (наиболее) молод'ой, мол'оже всех
крас'ивый крас'ивее, покрас'ивее, кр'аше (с//ш) более (менее) крас'ивый крас'ивейший, наикрас'ивейший самый (наиболее) крас'ивый

 

Задание 5. Определите семантико-функциональный разряд и форму данных местоимений; поставьте в начальную форму (если образование формы именительного падежа возможно), выделите окончание. Укажите группу местоимения по соотнесенности с частью речи. Укажите особенности словоизменения («дефекты» парадигмы, супплетивизм, особую сочетаемость с предлогами и др.).

Образец выполнения:

Мне нужно об этом кое с кем* поговорить – неопределённое, в форме твор. п., н. ф. – кое-к[то]; местоимение-существительное; особая сочетаемость с предлогами: предлог помещается между префиксом и остальной частью местоимения, разрывая его.

 

Задание 6. У данных глаголов определите: 1) вид; 2) возвратность / невозвратность; 3) переходность / непереходность (переходность подтвердите словосочетанием). Выделите основы инфинитива (прошедшего времени) и настоящего (простого будущего) времени. Укажите класс, спряжение. Образуйте от каждой из основ возможные спрягаемые и неспрягаемые формы, графически обозначьте формообразующие аффиксы. Если та или иная форма отсутствует или возможны вариантные формы, укажите причину этого. При выполнении задания используйте толковые словари и словари трудностей.

Образец выполнения:

Устраивать – несовершенный вид, невозвратный, переходный (что? – игры, сущ. в форме вин. п. со значением прямого объекта), 1 класс, 1 спряжение.

 

  Основа инфинитива / прош. вр. устраива (ть), устраива (/л\[ø]) Основа настоящего времени устраива j([ют])
1.   Изъявительное наклонение прош. вр.: устраива/л\[ø] наст. вр.: устраиваj[ю]
2. Условное наклонение устраива/л\[ø] бы Повелительное наклонение устраивай /ø\[ø]
3. Действительные причастия прош. вр.: устраива/вш\[ий] наст. вр.: устраиваj/ющ\[ий]
4. Страдательные причастия прош. вр.: не образуется[1] наст. вр.: устраиваj/ем\[ый]
5. Деепричастие устраиваj/я\
6. Инфинитив устраива/ть\    

Решить – сов.в., невозвр., перех. (что? - задачу), 1 кл., 1 спр.

  основа инф. / прош.вр. реши/ть\, реши /л\[ø] основа прост. буд. времени реш[ат]
1.   Изъявительное наклонение прош.вр.: реши /л\[а] буд.вр.: реш[у]
2. Условное наклонение реши /л\[ø] бы Повелительное наклонение реш/и\[те]
3. Действительные причастия прош.вр.: реши /вш\[ий] наст.вр.: не образуется
4. Страдательные причастия прош.вр.: реш/енн\ый наст.вр.: не образуется
5. Деепричастие реши /в\
6. Инфинитив реши /ть\    

 

Задание 7. Определив необходимые свойства данных глаголов, образуйте возможные причастные формы. Если отсутствие формы не связано с названными свойствами, то попробуйте назвать другие причины. Если есть вариантные формы, то поясните их различия. Для справки обращайтесь к словарям грамматических трудностей и орфоэпическому словарю.

Образец выполнения:

Инфинитив Вид Пере- ходность Действительные причастия Страдательные причастия
прош. вр. наст. вр. прош. вр. наст. вр.
читать несов. перех. читавший читающий читанный читаемый
рвать несов. перех. рвавший рвущий рваный (употр. как прилагат.) (не употр. по традиции)
вырастить сов. перех. вырастивший выращенный
сохнуть сов. неперех. сохший (осн. пр. вр.) сохнувший (осн. инф.) сохнущий
поспать сов. неперех. поспавший

 

Задание 8. Из приведенного списка выберите видовые пары. Определите способ образования видового коррелята и направление видообразования. Укажите средства перфективации и имперфективации. Если по виду коррелируют несколько глаголов, то опишите каждую пару.

Образец выполнения:

Рисоватьнарисовать, перфективация с помощью префикса на-.

Сжечь → с жигать, имперфективация с помощью суффикса -а-, чередование корневого гласного е//и.

Сжечьжечь, перфективация с помощью префикса с-.

Спуститьсяспускаться, имперфективация с помощью суффикса -а-.

 

Задание 9. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Ответ обоснуйте, указав: 1) категориальное значение; 2) морфологические свойства, 3) синтаксическую функцию. Если слово изменяется, то выделите показатели формы.

Образец выполнения:

Благословенна лень*,

томительнейший плен,

Когда проснуться лень*

и сну отдаться лень*. (А. А. Вознесенский).

Благословенналень [ø] – имя существительное, так как: 1) обозначает предмет; 2) отвлечённое сущ., ж. р., в форме им. п. ед. ч. (показатель формы – нулевое окончание); 3) является подлежащим.

Проснуться лень и сну отдаться лень – категория состояния (безлично-предикативное слово), так как: 1) обозначает состояние человека; 2) не изменяется, с помощью глагола-связки может передавать значение наклонения и времени (было, будет, было бы лень); 3) употреблено в синтаксически независимой позиции – является главным членом (сказуемым) в односоставном безличном предложении.

Это живописное полотнопрекрасн[о] * – имя прилагательное, так как: 1) обозначает признак предмета (полотно – каково? – прекрасно); 2) согласуется с существительным в числе и роде, стоит в форме ед. ч. ср. р. (показатель формы – окончание [о]); 3) является сказуемым (главный член двусоставного предложения).

Мы об этом прекрасно * знаем – наречие, так как: 1) обозначает признак действия (знаем – как? – прекрасно); 2) не изменяется, грамматическими категориями не обладает; 3) является обстоятельством (второстепенный член предложения).

На улице сегодня просто прекрасно * – категория состояния (безлично-предикативное слово), так как: 1) обозначает состояние природы, его оценку; 2) не изменяется, с помощью глагола-связки может передавать значение наклонения и времени (было, будет, было бы прекрасно); 3) употреблено в синтаксически независимой позиции – является главным членом (сказуемым) в односоставном безличном предложении.

 

Задание 10. Выполните морфологический разбор отмеченных имён существительных, прилагательных, местоимений, глаголов и служебных частей речи по схемам и образцам, содержащимся в учебном пособии: Рябушкина С. В. Морфология современного русского языка: учебное пособие для самостоятельной работы студентов-заочников. Ульяновск: УлГПУ им. И. Н. Ульянова, 2014.

 

 

ТЕКСТЫК ЗАДАНИЯМ

(ПО ВАРИАНТАМ)

 

Вариант 1

Задание 1

Анфилада, львица, шоумен, любовь, пантера, медведь, заводила, мужчина, японка, комарище, впечатление, красавица, кресло-качалка, льстец, выигрыш, бизнес-вумен, билборд, лосось, малышка, кормчий.

Задание 2

Зерно, пампасы, координаты, изнанка, ходики, близнецы.

Задание 3 Зима наступила рано. После туманов завернул морозный северный* ветер, сковал маслянистые* колчи дорог, окаменил землю, сжёг последнюю траву в саду и на дворе. Пошли белёсо-свинцовые тучи, совсем обнажившийся сад шумел беспокойно, торопливо, точно убегал куда-то, ночью белая луна так и ныряла в клубах туч. <...> Потом стал порошить снег, убеляя мёрзлую грязь точно сахарной пудрой, и усадьба и видные из неё поля стали сизо-белы и просторны. На деревне кончали последнюю работу – ссыпали в погреба на зиму картошки, перебирая их, отбрасывая гнилые* (И. А. Бунин. Таня).

Задание 4 Гладкий, высокий, юный, ленивый.

Задание 5 Услышал от него, некто в шляпе, любовался собой, их не видно, ни перед кем не кланялся, я подумаю.

Задание 6 Громить, приветствовать, приведётся, сесть, расклеиться.

Задание 7 Смеркаться, поддерживать, проповедовать, обессилить, наведаться, напеть.

Задание 8 Везти, возить, перевезти, повезти, перевозить, повозить, увезти, увозить.

Задание 9 Хлопья снега становились мельче*, суше и уже падали на землю не прямо и медленно, а стали кружиться в воздухе тревожно, суетливо* и ещё более густо (М. Горький. Злодеи).

Задание 10 Гарусов был ленинградец, сирота* и воспитывался в детском доме. Отца своего он совсем не знал, а мать пропала во время блокады: ушла за хлебом, да так и не вернулась*. Было ему тогда лет шесть или* семь, сколько именно, он толком не знал, не до того было: голод. Довоенное время он помнил урывками. Как будто бы жили они с* матерью хорошо. Мать работала дворником в большом, красивом доме. Лучше всего в доме была парадная лестница – лепные потолки, узорчатые перила, а главное, огнистые* разноцветные окна сплошь* в красных цветах и зеленых листьях. Гарусов запомнил цветное стекло, не гладкое, а пупырчатое, как лягушачья спинка, и свой* маленький черный ноготь, прижатый к стеклу для ощупывания, с приятным треском перескакивающий с одного бугорка на другой (И. Грекова. Маленький Гарусов).

 

Вариант 2

Задание 1 Бедуин, скрипка, ненависть, коза, книгоноша, какао-масса, тараканище, ягуар, насекомое, антилопа, акушерка, проповедник, паникёрша, настроение, драйв, циркач, бизнес-леди, нож, мальчишка, форель.

Задание 2 Горох, сумерки, периодика, погоны, заросли, темя.

Задание 3 Зима наступила рано. После туманов завернул морозный северный ветер, сковал маслянистые колчи дорог, окаменил землю, сжёг последнюю траву в саду и на дворе. Пошли белёсо-свинцовые* тучи, совсем обнажившийся сад шумел беспокойно, торопливо, точно убегал куда-то, ночью белая луна так и ныряла в клубах туч. <...> Потом стал порошить снег, убеляя мёрзлую грязь точно сахарной* пудрой, и усадьба и видные из неё поля стали сизо-белы и просторны. На деревне кончали последнюю работу – ссыпали в погреба на зиму картошки, перебирая их, отбрасывая гнилые* (И. А. Бунин. Таня).

Задание 4 Узкий, малый, мудрый, хищный.

Задание 5 Нас ждут, подготовили нечто необычное, радоваться пока нечему, позвала к себе, приехали к ней, не слышали ни о ком.

Задание 6 Гладить, ремонтировать, надлежит, учесть, прожариться.

Задание 7 Цвести, рассвирепеть, выгибаться, рассматривать, создавать, определять.

Задание 8 Кричать, крикнуть, выкрикивать, закричать, прокричать, покрикивать, выкрикнуть.

Задание 9 То, что казалось мне безусловно ярким и важным, как-то сразу потускнело, и я понял, что чем невероятнее* и чудеснее встреченная в жизни случайность, тем труднее* убедительно рассказать о ней… (И. А. Ефремов. Встреча над Тускаророй).

Задание 10 Гарусов был ленинградец, сирота и воспитывался в детском доме. Отца своего он совсем не знал, а* мать пропала во время блокады: ушла за хлебом*, да так и не вернулась. Было ему* тогда лет шесть или семь, сколько именно, он толком не знал, не до того было: голод. Довоенное время он помнил урывками. Как будто бы* жили они с матерью хорошо. Мать работала дворником в большом, красивом доме. Лучше всего в доме была парадная лестница – лепные потолки, узорчатые* перила, а главное, огнистые разноцветные окна сплошь в красных цветах и зеленых листьях. Гарусов запомнил* цветное стекло, не гладкое, а пупырчатое, как лягушачья спинка, и свой маленький черный ноготь, прижатый к стеклу для ощупывания, с приятным треском перескакивающий с* одного бугорка на другой (И. Грекова. Маленький Гарусов).

 

 

Вариант 3

Задание 1 Мулатка, адмирал, гордость, лежебока, рысь, сотрудник, стряпчий, нэпманша, соловей, бизнес-вумен, пальтишко, расставание, принцесса, блокбастер, крестоносец, альма-матер, силач, подмастерье, ворона, ферзь.

Задание 2 Ноты, выжимки, земля, голубцы, лишайник, бижутерия.

Задание 3 Было начало осени, бежал по опустевшей Волге пароход «Гонча­ров». Завернули ранние холода, туго и быстро дул навстречу, по серым разливам её азиатского* простора, с её восточных, уже порыжевших берегов, студёный* ветер, трепавший флаг на корме, шляпы, картузы и одежды ходивших по палубе, морщивший им лица, би­вший в рукава и полы. И бесцельно и скучно провожала пароход единственная чайка – то летела, выпукло кренясь на острых* крыль­ях, за самой кормой, то косо смывалась вдаль, в сторону, точно не зная, что с собой делать в этой пустыне великой реку и осеннего серого неба (И. А. Бунин. Визитные карточки).

Задание 4 Хлёсткий, низкий, богатый, славный.

Задание 5 Приготовил для себя, старался ради них, никого не встретить, не продам ни за сколько, мы пришли, нечего больше ждать.

Задание 6 Жарить, праздновать, доведётся, обрести, удержаться.

Задание 7 Пригрозить, напевать, слышать, бежать, стараться, увести, вечереть.

Задание 8 Носить, уносить, нести, унести, поносить, понести, нашивать, доносить.

Задание 9 Всего грустнее* было то, что люди, стремясь получить категорию лёгкого труда и стараясь обмануть врача, на самом деле были больны гораздо серьёзней*, чем они сами считали (В. Т. Шаламов. Колымские рассказы).

Задание 10 Гарусов был ленинградец, сирота и воспитывался* в детском доме. Отца своего он совсем не* знал, а мать пропала во время блокады: ушла за хлебом, да так и не вернулась. Было ему тогда лет шесть или семь, сколько* именно, он толком не знал, не до того было: голод. Довоенное время он помнил урывками. Как будто бы жили они с матерью* хорошо. Мать работала дворником в большом, красивом доме. Лучше всего в доме была парадная лестница – лепные потолки, узорчатые перила, а главное, огнистые разноцветные окна сплошь в красных цветах и* зеленых листьях. Гарусов запомнил цветное стекло, не гладкое, а пупырчатое, как лягушачья* спинка, и свой маленький черный ноготь, прижатый к стеклу для* ощупывания, с приятным треском перескакивающий с одного бугорка на другой (И. Грекова. Маленький Гарусов).

 

Вариант 4

Задание 1 Ласточка, генералиссимус, синева, хохотушка, ворон, рифмач, шоувумен, суфлёр, ласка, кафе-клуб, волк, портфелишко, нахлебник, везение, подлиза, лещ, штатский, лифтинг, прадедушка, пыль.

Задание 2 Грязь, тропики, припасы, волосы, студенчество, дарование.

Задание 3 Было начало осени, бежал по опустевшей Волге пароход «Гонча­ров». Завернули ранние холода, туго и быстро дул навстречу, по серым разливам её азиатского простора, с её восточных*, уже порыжевших берегов, студёный ветер, трепавший флаг на корме, шляпы, картузы и одежды ходивших по палубе, морщивший им лица, би­вший в рукава и полы. И бесцельно и скучно провожала пароход единственная чайка – то летела, выпукло кренясь на острых крыль­ях, за самой кормой, то косо смывалась вдаль, в сторону, точно не зная, что с собой делать в этой пустыне великой* реку и осеннего серого* неба (И. А. Бунин. Визитные карточки).

Задание 4 Чёткий, острый, похожий, близкий.

Задание 5 Никому не обещал, я пришел, постоянно о нём думает, ждём у себя дома, говорить не о чем, узнала кое-что новое.

Задание 6 Держать, эксплуатировать, знобит, прясть, разгладиться.

Задание 7 Плакать, рулить, уговорить, забастовать, прятаться, подметать, набирать.

Задание 8 Толкать, толкнуть, вытолкнуть, вытолкать, подталкивать, выталкивать.

Задание 9 Всего замечательнее* было его лицо – одно из тех лиц, которые запечатлеваются в памяти на всю жизнь с первого взгляда: большой четырёхугольный лоб был изборождён суровыми, почти гневными морщинами; глаза, глубоко сидевшие в орбитах, с повисшими над ними складками верхних век, смотрели тяжело, утомлённо и недовольно; узкие бритые губы были энергичны и крепко* сжаты, указывая на железную волю в характере незнакомца, а нижняя челюсть, сильно выдвинувшаяся вперед и твёрдо обрисованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства (А. И. Куприн. Тапёр).

Задание 10 От дома до института минут десять ходьбы неспешным шагом. Мимо* больницы, где умерла Нина. Здание больницы старинное, темно-жёлтое, с колоннадой*. Колонны высоки, массивны*, слегка утолщены к середине, как бы пузаты, именно эта пузатость странным образом придает им изящество. … Вокруг больницы старый сад, обнесённый чугунной оградой. Каждый столбик, каждый завиток этой ограды за долгие годы выучен наизусть. Всякий раз, проходя мимо больничного сада, Энэн вглядывался в него и приобщался к его* благородной растительной жизни. Ограниченная, утеснённая городом, это всё же была Природа. Начиная с земли: в саду она была жирная, черная, богатая перегноем от множества листопадов. Эти листопады он наблюдал* из года в год с неистощимым интересом: ни* один не был похож на другой. Менялись цвета, осанка деревьев, и листья летели по-разному: в ветер косо, стремительно, а* в тихую погоду кружась и планируя (И. Грекова. Кафедра).

 

Вариант 5

Задание 1 Аспирант, красота, кока-кола, енот, горничная, кубинец, менеджер, собака, зернохранилище, стремление, наследник, передышка, пума, студентишка, ажиотаж, абсурд, зануда, словарь, мотив, гавань.

Задание 2 Вода, похороны, кудри, металл, мемуары, кулисы.

Задание 3 За крайней избой нашей степной деревушки пропадала во ржи наша прежняя дорога к городу. И у дороги, в хлебах, при начале уходившего к горизонту моря колосьев, стояла белоствольная и раз­весистая плакучая берёза. <...> Под её легкой* сквозной сенью уже давным-давно возвышался ветхий, серый голубец, – крест с треугольной тесовой* кровелькой, под которой хранилась от непо­год суздальская икона божией матери. Шелковисто-зелёное, белоствольное дерево в золотых* хлебах! (И. А. Бунин. Эпитафия).

Задание 4 Едкий, плохой, искренний, отрицательный.

Задание 5 Думал о нас, говорят между собой, постоянно его ждёт, узнал нечто новое, ни с чьим мнением не считается, я очень устала.

Задание 6 Жевать, оборудовать, рассветает, вычесть, задержаться.

Задание 7 Проповедовать, смеркаться, наведаться, обессилить, поддерживать, петь.

Задание 8 Лететь, летать, слететь, слетать, перелететь, перелетать, полетать.

Задание 9 Но всё-таки это было очень грустно*, и мама с каждым днем становилась всё молчаливее* и грустнее (В. А. Каверин. Два капитана).

Задание 10 От дома до института минут десять ходьбы неспешным шагом. Мимо больницы, где умерла Нина. Здание больницы старинное*, темно-жёлтое, с колоннадой. Колонны высоки, массивны, слегка утолщены к середине, как бы* пузаты, именно эта пузатость странным образом придает им изящество. … Вокруг больницы старый сад, обнесённый чугунной оградой. Каждый столбик, каждый* завиток этой ограды за долгие годы выучен наизусть. Всякий раз, проходя мимо больничного сада, Энэн вглядывался в него и приобщался к* его благородной растительной жизни. Ограниченная, утеснённая городом, это всё же была Природа. Начиная с земли: в саду она была жирная, черная, богатая перегноем* от множества листопадов. Эти листопады он наблюдал из года в год с неистощимым интересом: ни один не был похож на другой. Менялись цвета, осанка деревьев, и листья летели* по-разному: в ветер косо, стремительно, а в тихую погоду кружась и* планируя (И. Грекова. Кафедра).

 

Вариант 6

Задание 1 Холодище, бакалавр, радость, млекопитающее, юнец, замок-защелка, суслик, петух, латышка, лиса, глазурь, труженик, балкон, абракадабра, хвощ, простофиля, ощущение, комендантша, купчишка, тюль.

Задание 2 Трясина, пяльцы, овощи, галоши, шёлк, часы.

Задание 3 За крайней избой нашей степной деревушки пропадала во ржи наша прежняя дорога к городу. И у дороги, в хлебах, при начале уходившего к горизонту моря колосьев, стояла белоствольная и раз­весистая плакучая берёза. <...> Под её легкой сквозной* сенью уже давным-давно возвышался ветхий*, серый голубец, – крест с треугольной тесовой кровелькой, под которой хранилась от непо­год суздальская икона божией матери. Шелковисто-зелёное, белоствольное дерево в золотых* хлебах! (И. А. Бунин. Эпитафия).

Задание 4 Долгий, ярый, хороший, нижний.

Задание 5 Увидел нечто странное, нас не ждали, ни для кого не секрет, покупаем только себе, некому пожаловаться, говорили о них.

Задание 6 Готовить, исследовать, подобает, предпочесть, раскипятиться.

Задание 7 Рассчитать, усомниться, регулировать, хвалиться, определиться, организовать.

Задание 8 Цвести, отцвести, зацвести, выцвести, процветать, зацветать, отцветать.

Задание 9 Для тёплого осеннего дня лодочник был одет очень странно*; но ещё страннее* показалось то, что, уже приблизившись к берегу, на котором остановился «москвич», лодка круто развернулась и пошла обратно, пересекая реку (В. А. Каверин. Верлиока).

Задание 10 От дома до института минут десять ходьбы неспешным шагом. Мимо больницы, где умерла Нина. Здание больницы старинное, темно-жёлтое, с колоннадой. Колонны высоки, массивны, слегка утолщены к середине, как бы пузаты, именно* эта пузатость странным образом придает им изящество. … Вокруг* больницы старый сад, обнесённый чугунной оградой. Каждый столбик, каждый завиток этой ограды за долгие годы выучен наизусть. Всякий раз, проходя мимо больничного сада, Энэн вглядывался в него и* приобщался к его благородной растительной жизни. Ограниченная, утеснённая городом, это всё же была Природа. Начиная с земли: в саду она была жирная, черная, богатая перегноем от множества листопадов. Эти* листопады он наблюдал из года в год с неистощимым* интересом: ни один не был похож на другой. Менялись* цвета, осанка деревьев, и листья* летели по-разному: в ветер косо, стремительно, а в тихую погоду кружась и планируя (И. Грекова. Кафедра).

 

Вариант 7

Задание 1 Зубрила, магистр, молодость, баран, возничий, мученик, офицеришка, ракета-зонд, барсук, газель, сапожище, двоеборец, коротышка, заявление, художник, директриса, кумач, фауна, контрабас, студень.

Задание 2 Жабры, плоскогубцы, коньки, одеяло, доспехи, развалины.

Задание 3 Там, в зале, чинно стояли кресла вокруг стола под бархатной* скатертью, над диваном тускло блестела картина – зеленова­тый кружок луны в облаках, дремучий* литовский лес, тройка лошадей, сани, из которых розовыми лучами палили охотники, и кувыр­кающиеся за санями волки; в одном углу до потолка раскидывалось из кадки мертвыми листьями сухое тропическое растение, а в дру­гом воронкой зиял хобот граммофона, оживавший только вечером, при гостях, когда из него вопил в притворном отчаянии чей-то хриплый* голос... (И. А. Бунин. Старуха).

Задание 4 Гулкий, частый, мирный, малый.

Задание 5 Им нужна помощь, ни за что не поверишь, себя не вижу, не к кому обратиться, встретиться у них, соорудили нечто необъятное.

Задание 6 Беречь, преследовать, угораздит, красть, приготовиться.

Задание 7 Выгибать, цвести, создавать, рассматривать, рассвирепеть, определять.

Задание 8 Петь, напевать, спеть, запеть, спеться, запевать, напеть, допеть, допевать.

Задание 9 Сестра ему давно ничего не писала, – если она умерла, то он решил уехать стряпать пищу на её детей, чтобы истомить себя до потери души и скончаться когда-нибудь старым, привыкшим нечувствительно* жить человеком – это одинаково, что умереть теперь, но ещё грустнее*; он может, если поедет, жить за сестру, дольше и печальней помнить ту прошедшую в его молодости девушку, сейчас уже едва ли существующую (А. П. Платонов. Котлован).

Задание 10 От дома до института минут десять ходьбы неспешным* шагом. Мимо больницы, где умерла Нина*. Здание больницы старинное, темно-жёлтое, с колоннадой. Колонны высоки, массивны, слегка утолщены к середине, как бы пузаты, именно эта пузатость странным образом придает им изящество. … Вокруг больницы старый сад, обнесённый чугунной оградой. Каждый столбик, каждый завиток этой ограды за долгие годы выучен наизусть. Всякий* раз, проходя мимо больничного сада, Энэн вглядывался* в него и приобщался к его благородной растительной жизни. Ограниченная, утеснённая городом, это всё же была Природа. Начиная с* земли: в саду она была жирная, черная, богатая перегноем от множества листопадов. Эти листопады он наблюдал из года в год с неистощимым интересом: ни один не* был похож на другой. Менялись цвета, осанка деревьев, и* листья летели по-разному: в ветер косо, стремительно, а в тихую погоду кружась и планируя (И. Грекова. Кафедра).

 

Вариант 8

Задание 1 Мораль, недоучка, военнообязанный, бизнесмен, наездник, белизна, театр-студия, корова, золотишко, глупышка, замечание, гиена, бобёр, торпедоносец, пожарище, кулич, янтарь, официант, амёба, камень.

Задание 2 Опечатки, апартаменты, гусли, гетры, ремесло, крона.

Задание 3 Там, в зале, чинно стояли кресла вокруг стола под бархатной скатертью, над диваном тускло блестела картина – зеленова­тый* кружок луны в облаках, дремучий литовский лес, тройка лошадей, сани, из которых розовыми лучами палили охотники, и кувыр­кающиеся за санями волки; в одном углу до потолка раскидывалось из кадки мертвыми листьями сухое тропическое* растение, а в дру­гом воронкой зиял хобот граммофона, оживавший только вечером, при гостях, когда из него вопил в притворном* отчаянии чей-то хриплый голос... (И. А. Бунин. Старуха).

Задание 4 Горький, высокий, хитрый, геройский.

Задание 5 Заботиться о нём, не верить никаким сплетням, сделали нечто невероятное, тащил на себе, нам страшно, ни для чьих детей не делаю исключения.

Задание 6 Кипятить, рекомендовать, недостаёт, класть, уберечься.

Задание 7 Засып′ать, подворачиваться, рассветать, заглушить, нести, растить.

Задание 8 Ходить, пойти, сходить, войти, входить, найти, находить, похаживать.

Задание 9 Сестра ему давно ничего не писала, – если она умерла, то он решил уехать стряпать пищу на её детей, чтобы истомить себя до потери души и скончаться когда-нибудь старым, привыкшим нечувствительно жить человеком – это одинаково, что умереть теперь, но ещё грустнее*; он может, если поедет, жить за сестру, дольше* и печальней помнить ту прошедшую в его молодости девушку, сейчас уже едва ли существующую (А. П. Платонов. Котлован).

Задание 10 От дома до института* минут десять ходьбы неспешным* шагом. Мимо больницы, где умерла Нина. Здание больницы старинное, темно-жёлтое, с колоннадой. Колонны высоки, массивны, слегка утолщены к середине, как бы пузаты, именно эта пузатость странным образом придает* им изящество. … Вокруг больницы старый сад, обнесённый чугунной оградой. Каждый столбик, каждый завиток этой* ограды за долгие годы выучен наизусть. Всякий раз, проходя мимо* больничного сада, Энэн вглядывался в него и приобщался к его благородной растительной жизни. Ограниченная, утеснённая городом, это* всё же была Природа. Начиная с земли: в саду она была жирная, черная, богатая перегноем от множества листопадов. Эти листопады он наблюдал из года в год с неистощимым интересом: ни один не был похож на другой. Менялись цвета, осанка деревьев, и листья летели по-разному: в ветер косо, стремительно, а* в тихую погоду кружась и планируя (И. Грекова. Кафедра).

 

Вариант 9

Задание 1 Декоратор, лживость, голубка, смерч, мямля, зимушка, леопард, библиотекарь, трубач, желание, арбузище, обезьяна, киномеханик, капитанша, красавец, щебень, флора, торт-мороженое, китаянка, виолончель.

Задание 2 Окрестности, невзгоды, мощи, перчатки, злодеяние, кадры.

Задание 3 В первые дни севастопольской жизни Гарт изучал топографию города. Его радовала изорванность утесистых* берегов, путаница глубоких бухт и повороты выветренных лестниц. Он подолгу рас­сматривал каменистые дворы, полные кошек, сухой листвы платанов и голубоватых рыбачьих* сетей. Его поражал причудливый план города, спрятанного в синий шар неба и моря. <...> Сегодня, как уже несколько дней подряд, Гарт погрузился в рваное* кожаное кресло времен севастопольской обороны. Он читал, засыпал, просыпался и снова перечитывал книги. Пыль роилась в солнечном луче (К. Г. Паустовский. Чёрное море).

Задание 4 Вязкий, низкий, свежий, больной.

Задание 5 Думает только о себе, о



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: