Художественное конструирование




К художественному конструированию относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

Конструирование из бумаги. Этому виду деятельности, в отличие от предыдущих, обучают только на специальных занятиях. Однако, как показывает анализ практики и методических пособий, в том числе и зарубежных, обучение строится лишь на подражательной основе — используются образцы, показ и подробное объяснение процесса изготовления каждой поделки. Заметим, что попытка уйти от такого рецептурного метода была сделана З.В. Лиштван при использовании выкроек с разметками. Однако это не дало существенных результатов. Основными причинами традиционно сложившегося подхода к обучению конструированию из бумаги являются, во-первых, объективно существующие сложности этой деятельности (большое количество операций, последовательность которых можно запомнить только механически, в результате чего они не складываются у ребенка в единое целое — способ); во-вторых, невозможность практически опробовать найденное решение и исправить его в случае необходимости (складывание, надрезание и т.п.). При таком обучении каждый способ оказывается «привязанным» к конкретной поделке и существует для ребенка только в контексте ее изготовления. В результате этого не происходит обобщения способов конструирования и ребенок не пользуется ими для создания других поделок.

В связи с этим нами была разработана система формирования самостоятельного и творческого конструирования из бумаги для детей от 3 до 7 лет (Л.А.Парамонова, О.А.Сафонова).

В основу этой системы было положено овладение обобщенными способами конструирования из бумаги в процессе определенным образом построенного их «распредмечивания». В нашем случае «распредмечивание» выступает как процесс, в котором первоначально перед ребенком раскрывается механизм образования способа конструирования вне контекста изготовления какой-либо игрушки, а затем он наполняется конкретным вариативным предметным содержанием (рис. 7).

«Распредмечивание» способов конструирования с целью их обобщения и составляло стратегию создания системы формирования детского самостоятельного и творческого конструирования из бумаги.

Для реализации этой стратегии прежде всего было отобрано несколько (для каждого возраста) достаточно простых способов конструирования, включающих небольшое количество взаимосвязанных операций способообразования, каждая из которых приводит к ярко выраженному промежуточному изменению конструкции. Одновременно эти способы позволяли создавать большое количество разных поделок. Отобранные нами способы относятся к основным взаимосвязанным видам формообразования: складывание, закручивание, переплетание.

Была также разработана поэтапная система обучения детей.

На первом этапе осуществлялись вынесение способов конструирования из контекста практической деятельности конкретного характера и последующее введение их в процесс изготовления различных игрушек. При этом успешно использовались игровые ситуации типа «Волшебные превращения круга» и др. и речь взрослого, которая в стихотворной форме отражала «образ действия» (А. В. Запорожец) и задавала алгоритм действий, составляющих основу способа («Есть у бумажного кружочка как раз посередине точка. Надрез к ней сделай, мой дружок, и в конус скручивай кружок»).

Демонстрация способов изготовления в отрыве от конкретных поделок и обратного процесса — их «вращивания» — способствовала формированию у детей представлений о способах конструирования как самостоятельных образованиях, каждое из которых можно использовать для создания многих предметов.

На втором этапе перед детьми ставили задачи проблемного характера, требующие соотнесения усвоенных способов с новыми условиями и их переноса в новую ситуацию либо прямого (младший возраст), либо трансформированного (старший возраст), что обеспечивало их обобщение.

На третьем этапе дети занимались самостоятельным конструированием по замыслу.

Необходимо отметить особую специфику в работе с детьми 3 — 4 лет. Им предоставлялась возможность, самостоятельно экспериментируя с разными видами бумаги (гофрированная, салфеточная, плотная и др.), создавать различные формы. Дети разрывали ее на части, сминали, скатывали и т. п. В результате возникали маленькие и большие комки, длинные полоски, обрывки разной конфигурации и др. Далее педагог помогал детям увидеть в полученных формах различные образы, достраивал их («Макароны на тарелке», «Желтые комочки — цыплята», «Цветок с лепестками», «Рыбка» и др.), создавал простые сюжеты на панно.

В результате дети уже 3 — 4 лет могли, используя простейшие способы (сминание, разрывание, скатывание, скручивание), самостоятельно с удовольствием создавать образы из бумаги и затем переходить к более сложным приемам складывания и надрезания бумаги в различных направлениях.

Такое обучение, построенное по принципу от общего к частному, обеспечивало переориентацию детей с получения практического результата (знакомой поделки) на осознание способов конструирования как средств изготовления разных новых и интересных поделок, игрушек.

Как показал анализ детского конструирования по замыслу, в результате такого обучения у детей было сформировано самостоятельное творческое конструирование. Его показатели: умение создавать новые оригинальные замыслы (вне задачи, данной взрослым); находить нестандартные решения, используя существенные изменения известных операций и разнообразное их комбинирование, часто приводящие к изобретению детьми новых способов: подбирать материал по фактуре, цвету, форме, величине в определенном сочетании, соответствующем замыслу. Последнее говорит о возникновении художественного характера деятельности (что было невозможно при традиционном подходе) и о влиянии такого обучения на эстетическое развитие детей, что проявлялось в самостоятельном создании детьми из бумаги карнавальных костюмов, украшений для групповой комнаты и участка, образов сказочных героев для игры и театра. Такая деятельность сопровождалась яркой описательной речью детей.

Результаты деятельности детей отличались новизной тематики и самих конструкций, их выразительностью, оригинальностью и даже качественностью технического исполнения.

Контрольные вопросы

1. Что характерно для традиционного подхода?

2. Что составляет сущность нового подхода к обучению конструированию из бумаги?

3. Каковы этапы формирования творческого конструирования из бумаги?

4. Что составляет специфику обучения детей младшего дошкольного возраста?

5. Роль речи взрослого, выраженной в стихотворной форме.

6. Какова эффективность новой системы обучения конструированию из бумаги?

Конструирование из природного материала. Традиционная методика обучения этому виду конструирования, так же, как и конструированию из бумаги, строится на подражательной основе. Некоторые относят этот вид конструирования к ручному труду (Ф. П. Филенко, Э.К.Гульянц, И.Я.Базик и др.). Детей учат воспроизводить образцы, отражающие в основном структуру образа, что характерно прежде всего для технического конструирования, а также создавать конкретные поделки из конкретного природного материала: бусы, человечков, ослика — из желудей; коробочку, поясок, закладку — из бересты и т.п. При этом совсем не используется специфика самого природного материала (богатство его форм, цвета, фактуры, его многофункциональность и т.п.), позволяющая не только отображать, но и выражать свое отношение, т.е. строить художественный образ, что особенно значимо для развития детского воображения и творчества.

Определение путей формирования у детей старшего дошкольного возраста (5 — 7 лет) продуктивного воображения как основы творческого конструирования из природного материала стало основной целью нашего исследования (Л.А. Парамонова, О.А.Христ).

Мы предположили, что в основе развития творческого воображения в процессе конструирования из природного материала могут лежать овладение обобщенными способами и приемами построения художественного образа с опорой на наглядность (природный материал) и многоаспектный детский опыт.

В исследовании О.М.Дьяченко выделены два основных качественно различных способа действия по построению воображаемых образов: «опредмечивание» и «включение». Как показали наши исследования, для развития творческого воображения в этом виде конструирования принципиально важно научить детей анализировать природный материал (в совокупности всех его свойств) вначале как основу будущего образа, создаваемого способом «опредмечивания», а затем как деталь, значимую для построения целостного образа способом «включения»; сформировать такие приемы конструирования, как достраивание, изменение пространственного положения основы, комбинирование, убирание лишнего.

Для реализации этих общих подходов нами была разработана система формирования творческого конструирования, состоящая из трех основных этапов.

На первом этапе (основополагающем) детей обучали анализу природного материала как основы для получения разных образов способом «опредмечивания» (рис. 8). Им демонстрировались корни, ветки, сучки разной конфигурации, похожие на что-то конкретное, а далее предлагался аналогичный материал, в котором можно было «разглядеть» по 2-3 образа в каждой конфигурации. При этом дети овладевали основными приемами построения образа: изменением пространственного положения основы, достраиванием и убиранием лишнего. Последний значительно влиял на развитие воображения, поскольку дети строили новое целое путем убирания лишнего из уже имеющегося у них другого целого в результате мысленного перебора вариантов. Вопросы и действия педагога определяли эти приемы и способствовали их освоению детьми. Использовалось два типа вопросов: «На что это будет похоже, если ту или другую часть убрать?» (ненужное закрывалось) и «Что получится, если к этой фигуре что-то прибавить?».

Способ «опредмечивания» является основополагающим моментом в развитии воображения, поскольку позволяет формировать умение видеть целое раньше частей. При этом он может осуществляться на очень высоком уровне, способствовать созданию на одной основе нескольких оригинальных, существенно отличных от нее образов. Именно в недрах этого способа зарождается другой — способ «включения».

На втором этапе дети решали проблемные задачи на построение образов двумя вышеуказанными способами с использованием нового материала. С этой целью детям предлагали два типа задач: давали природный материал, который они должны были использовать как часть чего-то целого (например, ракушки в качестве ушей, или хвоста, или глаз и др.), и природный материал, который выступал в качестве основы будущих конструкций (например, перевязанный пучок соломы, два соединенных желудя и др.). Это обеспечивало обобщение первого способа (расширяло сферу его функционирования) и овладение вторым, когда материал, заданный в качестве основы, использовался как значимый элемент целостного образа. В результате дети смогли использовать один и тот же материал многофункционально: и как основу, и как часть, и как деталь образа. При этом они наряду с приемами, освоенными на первом этапе, широко использовали комбинирование (рис. 9).

На третьем этапе организация сюжетного конструирования расширяла тематику Детских поделок, активизировала поиск передачи их выразительности, делала сам процесс их создания эмоциональным и значимым для детей (рис. 10). При этом дети строили образ с опорой как на природный материал, так и на представления, связанные с придуманными ими сюжетами, что расширяло палитру детских ассоциаций, делало образы более динамичными.

Особое значение имело широкое экспериментирование с природным материалом с целью выяснения его свойств: гнется или ломается (а если намочить, то будет гнуться), закручивается; мягкий или твердый; шершавый или гладкий; пушистый или гладкий; колючий; изменение цвета при разном освещении (мох на солнце изумрудный, светло-зеленый, а в тени — темный, почти синий) и т.п. Это значительно расширяло ассоциации детей, что приводило порой к неожиданным конструктивным решениям, к созданию оригинальных образов с использованием свойств материала, которые они для себя открыли.

После такого обучения был проведен контрольный эксперимент с двумя группами детей (экспериментальная и контрольная группы, по 25 человек в каждой) по выявлению уровня развития творческого воображения в следующих видах деятельности: конструирование из природного материала по замыслу; детское экспериментирование с новой игрушкой «Дрон»; дорисовывание неопределенных фигур (вариант методики Е.Торренса, разработанный О.М.Дьяченко). Деятельность детей анализировалась по общим показателям, разработанным для всех видов конструирования.

Средний коэффициент оригинальности у детей экспериментальной группы в результате обучения повысился с 2,5 до 7,5, а в контрольной группе — только с 3 до 4.

Результаты экспериментальной работы показали, что у большинства детей были сформированы на достаточно высоком уровне воображение и творческое конструирование. Большое положительное влияние такое обучение оказало на развитие у детей инициативной образной эмоциональной речи описательного характера. Дети также начали проявлять более бережное отношение к природе.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит специфика традиционной методики обучения конструированию из природного материала и почему она малоэффективна для творческой деятельности детей?

2. Что составляет основу новых подходов к организации обучения этому виду конструирования?

3. Каковы основные способы и приемы построения «образов» и каковы этапы их формирования?

4. Чем характеризуется эффективность новой системы формирования конструирования из природного материала как деятельности творческого характера?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: