вопрос Изучение методических принципов организации обучения конструированию детей 2-7 лет




С опорой на общую стратегию формирования творческого конструирования и результаты экспериментального изучения каждого из его видов были определены общие методические принципы организации обучения детей 2—7 лет. К ним относятся следующие.

ü Формирование у детей обобщенных знаний, умений, способов деятельности как общих средств выполнения различных задач происходит наиболее эффективно в обучении, построенном по принципу от общего к частному. Специфика реализации такого принципа в дошкольном возрасте заключается прежде всего в том, что всякое конкретное содержание (представления, способы, приемы) должно выступать перед детьми как проявление чего-то общего, и это возможно только при определенным образом выстроенной системе. В противном случае мы вынуждены работать в рамках дидактики, насыщенной всякого рода конкретикой, и учить, как и прежде, создавать по образцу и показу конкретные конструкции.

ü Использование разных форм организации обучения (по образцу, по условиям, по теме, по замыслу и др.) может иметь разную степень представленности и осуществляться в разной последовательности, выстраивание которой зависит от вида конструирования. Так, например, при организации конструирования из строительного материала детям младшего возраста вначале целесообразнее предлагать вариативные образцы каждой осваиваемой темы, далее — задания на их преобразование, а затем уже — тему конструирования. Детям же старшего возраста сразу дают задания на преобразование образца, затем — на конструирование по постепенно усложняющимся условиям и далее — конструирование по замыслу. При организации конструирования из деталей конструкторов прежде всего обеспечивается самостоятельное широкое экспериментирование с новым материалом, а затем даются проблемные задачи на достраивание заданной основы (конструирование по условиям, по собственному замыслу, по теме). Образцы в этом виде конструирования не используются. Аналогичные особенности имеет организация и других видов конструирования.

ü Диалогическая форма общения детей со взрослыми и друг с другом во время конструирования коренным образом отличается от существующей и поныне монологической традиции, (воспитатель объясняет, показывает, а дети затем молча выполняют задание). Диалогическая форма предполагает обсуждение разных вариантов решения, обеспечивает детям возможность учиться у других детей, осознавать как собственные маленькие открытия, так и открытия других, иначе они могут остаться просто незамеченными. Диалог важен также для формирования умения слушать друг друга, признавать предложения других и продуктивно сотрудничать. Возникающие у ребенка при решении проблемных задач рассуждения в форме диалога с самим собой также требуют одобрительного отношения со стороны взрослого.

ü Сочетание индивидуальных и коллективных форм конструирования позволяет организовывать содержательное общение детей, способствующее осознанию способов деятельности и повышению ее продуктивности.

ü Включение конструирования в различные жизненные события (праздники, организация театра, поздравления с днями рождения, игра и т.п.) — это мощный источник формирования у детей интереса и потребности конструировать не только для своих ровесников, но и для взрослых. При этом конструирование может выступать как интегрирующее начало разных видов детской деятельности, что приводит к обогащению и самого конструирования, и других видов деятельности. Так, создание театральных костюмов к тому или другому спектаклю способствует более глубокому проникновению в образ, порождению собственных средств его выражения (позы, мимика, движения). Все это доставляет удовольствие не только ребенку, но и всем окружающим его людям: другим детям, педагогам, родителям.

ü Организация целенаправленных наблюдений разных объектов (на улице, на участке, в природном окружении) — важный этап, инициирующий развитие детских замыслов.

ü Создание условий для экспериментирования с разными материалами (бумага, природные и бросовые материалы, крупные блоки и др.) до предъявления каких-либо задач позволяет детям использовать открытые ими самими свойства этих материалов в процессе поиска разных вариантов воплощения замысла, делает его (поиск) более продуктивным и значимым.

ü Предоставление детям самых разнообразных материалов и возможности пользоваться ими по своему усмотрению не только на обучающих занятиях, но и в самостоятельной деятельности (изготовление поделок для игр; декораций и костюмов для спектаклей, карнавалов, панно для украшения интерьеров детского сада и т.п.). Для этих целей в каждой группе детского сада может быть организована мини-мастерская, оснащенная всеми видами материалов (разная по фактуре и цвету бумага, природный и бросовый материал, краски, кисти, ножницы и т.д.). В каждой группе должно быть также и достаточное количество другого конструкторского материала: наборы строительных деталей, конструкторы, модули и т.п.

ü Необходимо также предусмотреть место и время для организации конструирования на участке детского сада с использованием разнообразных материалов (крупные модульные блоки, пакеты из-под молока и соков, большие картонные коробки, бревна, камни, песок и т.п.). При этом важно сочетать созидательную деятельность детей с формированием культуры использования созданных ими конструкций. Поскольку со временем интерес детей к той или иной конструкции угасает, а она под влиянием природных факторов теряет свою эстетичность, очень важно учить детей либо восстанавливать ее (подкрасить, заменить отдельные детали и др.), либо разбирать ее, сортируя материал: материал, пришедший в негодность, выносить в мусорные контейнеры, а пригодный к повторному использованию аккуратно убирать в специально отведенное место (беседка, сарайчик и др.).

Обучение, построенное по вышеобозначенным принципам, не только позволяет научить конструированию как творческой деятельности, но и способствует эмоциональному, эстетическому и речевому развитию детей, формированию умения договариваться, проявлять бережное отношение к природе и другим объектам из окружения и т.п. Все это является крайне важным с точки зрения педагогики воспитания (Р. С. Буре).

Важен профессионализм педагога как творческой личности: он не следует подражательной и жестко регламентированной основе обучения детей и не учит их делать конкретные изделия, а способен принять главную цель обучения — формирование конструирования как универсальной способности к созданию разных оригинальных целостностей. Овладев общими принципами и закономерностями формирования такой деятельности, педагоги смогут построить свою практику в сотворчестве с детьми.

Однако, как показывает анализ различных пособий для педагогов (В.Г.Нечаева, З.В.Лиштван, Э.К.Гульянц, И.Я.Базик, 3.А.Богатеева и др.), а также многочисленных инструкций к наборам конструкторов, все они построены на основе постепенного структурного усложнения образцов и поэтапной прорисовки всех операций. И более того, подавляющее большинство педагогов, к сожалению, предпочитает работать именно по методикам рецептурного характера. В связи с этим особого внимания требует принципиальное обновление системы подготовки и переподготовки воспитателей и обогащения ее нетрадиционными формами приобщения педагогов к творчеству.

Контрольные вопросы

1. Почему важна реализация общей направленности обучения, основанного на принципе «от общего к частному»? В чем ее специфика по отношению к деятельности дошкольников?

2. В чем преимущество диалогической формы общения перед монологической?

3. Что дает конструирование, организованное во взаимосвязи с другими видами деятельности?

4. Как организовать самостоятельное экспериментирование с разными материалами и конструирование вне занятий?

5. В чем состоит воспитательная роль конструирования?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: