Библиографические данные




· Название страны выдавшей патент.

· конкретизация патента (изобретение, полезная модель, промышленный образец и т. д.).

· Номер патента.

· Название (изобретения, полезной модели, промышленного образца).

· Патентообладатель (изобретения, полезной модели и т. д.) (Юридическое лицо или физическое лицо. Совладельцами изобретения могут быть коллектив юридических лиц или коллектив физических лиц, или юридические лица совместно с физическими лицами).

· Автор (изобретения и т. д.) или соавторы (изобретенияи т.д.).

· Номер заявки.

· Приоритет (изобретения и т. д.,дата поступления заявки в патентное ведомство страны).

· Дата государственной регистрации в Государственном реестре изобретений.

· Дата окончания действия исключительного права (на изобретение).

· Класс МПК(плюс класс национальной классификации).

· Адрес почтовый для переписки с патентовладельцем.

· Список документов цитированных в отчёте о поиске.

· Описание изобретения с формулой изобретения или текст формулы изобретения.

Название

Название должно быть кратким и точным. Название изобретения, как правило, характеризует его назначение и излагается в единственном числе[8]. Является самостоятельной частью патента, так как заголовки нередко переводятся отдельно от патентов, и по ним составляются картотеки, по которым потом находят описания интересующих изобретений.

Описание изобретения

Описание должно раскрывать изобретение с полнотой, достаточной для осуществления. То есть специалист в данной области техники на основании описания должен иметь достаточно информации для реализации изобретения.

Описание изобретения содержит следующие разделы[8]:

· область техники, к которой относится изобретение;

· уровень техники;

· раскрытие изобретения;

· краткое, но отражающее главную мысль (суть) изобретения описание чертежей, схем, рисунков, эскизов (если они содержатся в заявке);

· осуществление изобретения.

· преимущество(ва) изобретения над прототипом.

Если к патенту приложены чертежи, то в полном описании расшифровываются цифры, обозначающие на чертежах детали патентуемого устройства.

Формула изобретения

По правилам большинства стран в заявочном описании, равно как и в описании к охраняемому документу, должна быть выделена часть, называемая в патентной литературе «формула изобретения» или «патентная формула».

Основное значение формулы изобретения (патентной формулы) — правовое.

Для того, чтобы формула отвечала правовому значению, она должна описывать сущность изобретения, быть лаконичной, полной и определенной, а также отвечать требованию «единства изобретения».

С юридической точки зрения формула изобретения предназначается для определения объёма правовой охраны, предоставляемой патентом. В формуле изобретения сформулированы все существенные признаки изобретения.

Формулу изобретения разделяют на европейскую и американскую. Это разделение условно: например, в Англии формула изобретения кардинально отличается от европейской и именуется «британской».

Формула изобретения бывает однозвённой и состоит из одного пункта, или многозвённой и состоит из нескольких пунктов. Каждый пункт этой формулы обычно состоит из двух частей, называемых ограничительной частью и отличительной частью, разделенных словосочетанием отличающийся (-аяся, -ееся) тем, что…. Ограничительная часть пункта формулы содержит название изобретения и его существенные признаки, уже известные в прототипе. Отличительная часть содержит признаки являющиеся новыми. Каждый пункт формулы представляет собой одно предложение. Пункты формулы делятся на зависимые и независимые. Независимый пункт формулы изобретения характеризует изобретение совокупностью его признаков, определяющей объём испрашиваемой правовой охраны, и излагается в виде логического определения объекта изобретения[8]. Зависимый пункт формулы содержит уточнение или развитие изобретения, раскрытого в независимом пункте.

Чертежи

Это необязательная часть патента. Фигуры чертежей нумеруются и перечисляются в описании. Детали на них обозначаются цифрами, буквами или другими индексами, объясняемыми в описании. Кроме чертежей допускаются схемы, рисунки или другие графические материалы, поясняющие идею.

Реферат

Является кратким описанием изобретения, включает описание признаков изобретения (формула), области применения и преимущества изобретения над прототипом.

Патентные исследования

Патентные исследования – исследования технического уровня и тенденций развития объектов хозяйственной деятельности, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности (эффективности использования по назначению) на основе патентной и другой информации.

Патентные исследования – исследования технического уровня объектов хозяйственной деятельности, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности (эффективности использования по назначению), которые базируются на патентной и прочих видах информации. Сегодня проведение патентных исследований выстраивается с опорой на анализ рынка продукции, которая является объектом патентных исследований. Цель патентных исследований – обеспечить конкурентоспособность данной продукции.

Патентные исследования предполагают проведение информационно-аналитических исследований, которые осуществляются в ходе создания, освоения и реализации промышленной продукции, цель всех этих манипуляций – обеспечить высокую конкурентоспособность данной продукции, сократить расходы на ее создание, исключив дублирование исследований и разработок. Патентные исследования опираются на анализ источников патентной, научно-технической и рекламно-экономической информации. Указанные данные содержат информацию о последних научно-технических достижениях, которые связаны с разработкой промышленной продукции, о состоянии и возможностях развития рынка продукции выбранного вида.

Патентные исследования осуществляются на всех этапах жизненного цикла продукции: когда составляется техническое задание (ТЗ) на создание новых или модернизированных объектов, когда проводятся НИР и ОКР в ходе создания новой продукции, во время коммерческой реализации указанной продукции на внутреннем и/или зарубежном рынках до момента снятия ее с производства включительно, вплоть до утраты продукцией конкурентоспособности.

Цель проведения патентных исследований: установить требования потребителей к этой продукции, чтобы сформулировать точное ТЗ для разработки новых/модернизированных продуктов и оценить, как непосредственно саму продукцию, так и ее составные части и технологии для выработки обоснованных управленческих решений. Патентные исследования крайне необходимы для того, чтобы отобрать максимально эффективные (коммерчески значимые) научно-технические достижения (из числа последних), которые связаны с процессом совершенствования продукции. Патентные исследования помогают оценить коммерческую значимость изобретений и прочих объектов промышленной собственности, чтобы принять решение об их применении в разрабатываемом объекте, а также дают возможность оценить все этапы жизненного цикла продукции с точки зрения ее технического уровня. Полученные оценки позволяют решить вопросы постановки/снятия разрабатываемой продукции на производство, определить цены на новые образцы и организовать рекламные кампании для них.

В рамках патентных исследований определяют патентоспособность объектов промышленной собственности (результатов интеллектуальной деятельности), которые разрабатываются в ходе создания новой продукции, и целесообразность их патентования в одной/нескольких странах. Патентные исследования нужны, чтобы определить условия реализации промышленной продукции на рынке выбранного государства или ряда государств беспрепятственно, а также без нарушения прав третьих лиц, которые владеют патентами, действующими на территории этих стран. Патентные исследования дают возможность проанализировать потенциальные направления развития рынка выбранной продукции: заранее узнать о росте/спаде рыночного развития, чтобы своевременно определиться с принятием управленческих решений.

Патентные исследования позволяют проанализировать конкурентные условия на рынке выбранной продукции (в т. ч. обнаружение возможных конкурентов, исследование векторов их деятельности, определение ниши на рынке и пр.). Патентные исследования нужны, чтобы оценить стоимость объектов промышленной собственности во время решения вопросов продажи/покупки лицензии, при постановке их на баланс предприятия в качестве нематериальных активов и при включении их в уставной капитал организуемых предприятий.

Разнообразие патентных исследований, которые направлены на решение разнообразных задач, очень велико. Выбор определенного вида патентных исследований определяется этапом разработки/производства продукции или необходимостью решения определенной задачи.

Самыми популярными видами патентных исследований можно назвать:

1) Исследование технического уровня.

Исследования технического уровня и тенденций развития вида техники актуальны для организаций-подрядчиков, которые имеют госконтракты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Тем не менее исследования технического уровня должны пользоваться популярностью у разработчиков инновационной продукции.

Цель данного вида патентного исследования заключается в том, чтобы предотвратить разработку непатентоспособного продукта и таким образом сэкономить деньги заказчика.

2) Исследования патентной чистоты.

Исследования на патентную чистоту предполагают анализ юридического свойства продукта, которое дает возможность произведенному на основе патента объекту беспрепятственно обращаться в определенной стране, не нарушая действующие на ее территории исключительные права других лиц. Объект не обладает чистотой, когда нарушает чужие исключительные права, которые основаны на действующих патентах.

Порядок проведения патентных исследований по ГОСТ

Рассмотрим подробнее основные этапы проведения патентного исследования:

Этап 1. Формулировка задания на проведение патентных исследований.

Для начала определите, какие конкретные задачи вам предстоит решить в процессе патентного исследования. Осуществите:

анализ целей и особенностей рабочей процедуры и ее ключевых компонентов, номенклатура которых зафиксирована на каждом этапе деятельности нормативами Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), Системы разработки и постановки продукции на производство (СРПП) и иной документации;

анализ производственной и коммерческой деятельности конкретного субъекта, включая целесообразность реализации предложений на основе результатов патентного исследования, проведенного на более ранних этапах работы;

Задание на осуществление патентного исследования разрабатывается для всего процесса целиком либо отдельно для каждого этапа. Его формируют подразделения-исполнители деятельности и патентный отдел. Затем это задание утверждается ответственным руководителем работы (данная функция может быть выполнена как руководителем НИР, главным или генеральным конструктором ОКР, так и главным инженером проекта).

Задание на проведение патентного исследования состоит из:

наименования и шифра работы, иногда указывается этап работы;

срока ее выполнения (или отдельного этапа);

поставленных задач патентного исследования;

календарного плана, который, в свою очередь, состоит из:

конкретных видов исследования, обеспечивающих решение определенных задач;

сроков их проведения;

исполнителей данного процесса (в том числе и тех, которые привлечены для выполнения патентного исследования из сторонних компаний);

отчетной документации, которую необходимо подготовить по окончании работы;

Этап 2. Разработка регламента поиска.

Регламент поиска – это программа, определяющая границы проведения поиска среди патентных баз данных и фондов патентно-ассоциированной информации.

Вышеуказанный регламент определяется:

предметом поиска, который, в свою очередь, зависит от категории технического объекта, представляющего собой объект исследования, и определенных задач патентного исследования. Предмет поиска должен иметь четкую формулировку, которая напрямую влияет на уровень качества и длительность процесса поиска;

территорией, на которой следует осуществить поиск. Страну поиска информации определяют, исходя из целей патентных исследований. К примеру, если цель патентных исследований заключается в формировании перечня требований к конкретному продукту, то поиск рекомендуется произвести среди тех стран, которые занимают лидирующее положение в определенной технической отрасли, в том числе и на территории Российской Федерации;

ретроспективностью поиска. Другими словами, это означает глубину изучения информации, которая также определяется задачами патентного исследования на разных этапах. Например, при осуществлении исследовательской работы, связанной с установлением требований к объекту техники, изучением основных направлений развития, оцениванием технического уровня и коммерческой значимости достигнутых научно-технических результатов. Поиск проводят на глубину от 5 до 15 лет, которые предшествовали моменту осуществления исследования;

классификационными рубриками. Для того, чтобы провести эффективный поиск необходимых материалов, следует обозначить классификационные рубрики для каждого предмета поиска;

источниками информации. Патентные исследования проводят за счет использования широкого круга источников патентных, научно-технических, конъюнктурно-экономических и иных сведений. Грамотный выбор информационных ресурсов позволяет достичь максимально качественных и достоверных результатов патентных исследований, а также существенно сэкономить трудозатраты на их осуществление;

Этап 3. Осуществление поиска и подбора патентных и других документов, согласно утвержденному регламенту.

Патентный поиск подразумевает отбор из огромного количества информации текстовых документов или сведений, соответствующих по смыслу тематике запроса по одному критерию или ряду признаков.

Патентный поиск в процессе разработки новой технологии заключается в том, чтобы выявить уровень техники, в сравнении с которым оценивается соответствие решения критериям патентоспособности. Под уровнем техники подразумевается вся информация, опубликованная в печати или предоставленная в открытом доступе в электронном виде со всеми сопутствующими чертежами и другими иллюстрациями.

Этап 4. Оформление отчета о проведении поиска.

Из полученных результатов поиска производят отбор информации с целью проведения последующего анализа, а затем составляют отчет о поиске. Данную отчетность оформляют в таблицах.

Этап 5. Систематизация и проведение анализа отобранных документов.

Если в процессе проведения патентных исследований анализируют деятельность хозяйствующего субъекта, отобранные данные систематизируют.

Этап 6. Обоснование решений задач с помощью патентных исследований, утверждение предложений, которые направлены на развитие дальнейшей деятельности хозяйствующего субъекта, выводы с последующими рекомендациями.

Этап 7. Оформление отчета о патентных исследованиях, в которых подробно описаны полученные результаты.

Итоги проведенной работы оформляют в виде отчета о патентном исследовании, который состоит из:

1. титульного листа;

2. списка исполнителей;

3. содержания;

4. перечня сокращений, используемых условных обозначений, терминов и т. д.;

5. обобщенных данных об объекте патентного исследования, включающих в себя как обязательные (сроки проведения работы, описание объекта, его применение на практике), так и дополнительные (название и отраслевая принадлежность компании-заказчика, организации-изготовителя и т. п.);

6. основной (аналитической) части;

7. заключения;

8. приложений;

Отчет должен быть утвержден ответственным руководителем работы, выдавшим задание на осуществление данных патентных исследований.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: