Концепция Д.Б. Кабалевского




Детский композитор Страны Советов.

А так же пианист, профессор, дирижёр, доктор искусствоведения, педагог.

Место рождения

Санкт-Петербург. Россия.

Высшее образование

Д. Кабалевский получил в Московской Государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского. Его педагогами были А.Б. Гольденвейзер по фортепиано и Н.Я. Мясковский по композиции.

Большую часть своей жизни композитор занимал ведущие должности в Союзе композиторов и Министерстве культуры нашей страны. В течение 21 года был депутатом. Он представлял Советский Союз в международных культурных организациях. Также Кабалевский был организатором и руководителем Лаборатории музыкального образования и являлся главным редактором нескольких советских журналов, один из которых сам основал.

Произведения композитора (часть А)

Дмитрий Борисович Кабалевский, биография и творчество которого изучаются во всех начальных, средних и высших музыкальных учебных заведениях нашей страны, писал музыку в основном на патриотическую тематику. Он дал миру 5 опер: «В огне», «Кола Брюньон», «Никита Вершинин», «Семья Тараса», «Сёстры»; балет «Золотые колосья»; оперетту «Весна поёт»; кантату «Песня утра, весны и мира», а также «Реквием» на стихи Роберта Рождественского, посвящённый погибшим в борьбе с фашизмом; симфоническое посвящение «Памяти героев Горловки»; музыкальные зарисовки к трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Д. Кабалевский является также автором большого количества произведений для симфонического оркестра, среди которых: концерты, 4 симфонии, патетическая увертюра, пьесы для фортепиано, а также для виолончели, скрипки.

Музыка Д.Б. Кабалевского отличается хорошим вкусом, профессионализмом, национальным колоритом, в своих произведениях композитор обращается преимущественно к традиционным для XIX века средствам выразительности.

Для детей.

Большой вклад в музыкальное воспитание подрастающего поколения внёс Дмитрий Борисович. Д.Б. Кабалевский верил в светлое будущее: в то, что дети разучатся плакать и будут только звонко смеяться. Он сочинил много пьес для ребятни. Большинство из них исполняют учащиеся музыкальных школ во всём мире и по сей день. Было много написано детских песен. Все они о дружбе, о пионерах, о школе, о доброте, о взаимопомощи, о Родине. Все мы знаем такие песни, как «Школьные годы» на слова Е. Долматовского, «Наш край» на слова А. Пришельца. Они уже стали классикой. Цикл песен создан композитором о лагере «Артек», что в Крыму. Дмитрий Борисович написал много книг по музыке для детей: «Прекрасное пробуждает доброе», «Про трех китов и про многое другое. Книга о музыке», «Воспитание ума и сердца. Книга для учителя», «Как рассказывать детям о музыке?» и многие другие. Они актуальны до сих пор. В 1973 году композитор вёл уроки музыки у первоклассников в московской общеобразовательной школе под номером 209, хотя в то время он уже был профессором консерватории. Дмитрий Борисович возглавлял конкурс юных дарований в Поволжье, поддерживал создание хоровой студии в городе Железнодорожный, активно участвовал в проведении фестивалей искусств в пионерском лагере «Орлёнок».

Великое дело (часть Б)

«ТРИ КИТА» - песня, танец, марш - три основные сферы музыки.

Д.Б. Кабалевский первым описал их в своей книге.

«Как всякий дом стоит на фундаменте, так и эти « три кита » держат на своих плечах весь огромный мир музыки ».

К каждой из них применимы такие широкоохватные определения, как «область», «жанр», «форма», «тип», «характер». Нет, вероятно, ни одной программы по музыке, ни одного учебника, ни одного методического пособия, в котором мы не нашли бы «трех китов». Однако они всегда фигурировали и сегодня продолжают фигурировать лишь как образцы наиболее простых музыкальных форм, как простейшие жанры, доступные восприятию ребят даже на самой начальной стадии их музыкального развития, но отходящие на второй план, уступающие место более сложным формам и жанрам музыки, после того как выполнят свою чисто «дидактическую функцию».

Опора на «трех китов», по мысли ученого, устанавливает естественную связь школьных занятий музыкой с повседневной жизнью школьников. Он считал, что взаимосвязь музыки и жизни — это генеральная тема, своего рода сверхзадача школьных занятий, которая «должна пронизывать все занятия во всех звеньях от первого до последнего класса »

Кроме того, «песня, танец и марш дают возможность объединить большое музыкальное искусство с музыкальными занятиями в школе, обеспечивая при этом теснейшую связь этих занятий с жизнью».

Использование этих массовых жанров помогает вызвать веру и уважение детей к себе, а также доверие и симпатию к учителю. Помимо этого, благодаря песне, танцу и маршу восприятие музыки школьниками становится активно-творческим, аналитическим. И здесь мы подходим к следующему принципу, который сформулирован Кабалевским. Главное, «что должна давать учащимся школа: не только наблюдать и чувственно воспринимать то или иное явление, но и размышлять о нем, в данном случае — не только слушать и слышать музыку, но и размышлять о ней ». Однако педагог предупреждает, что музыка — это не только средство познания, но и превращения любого логического факта в эмоционально одухотворенный.

 

Концепция Д.Б. Кабалевского

В концепции восприятие музыки рассматривается как основа музыкальной деятельности учащихся. Процесс развития эмоционального, активного, осмысленного восприятия музыки ребенком является неотъемлемой частью становления его музыкальной культуры. Значительной педагогической идеей Кабалевского является введение ребенка в мир музыки через знакомство с «тремя китами» - песней, танцем и маршем, которые открывают двери в такие крупные жанры как опера, балет, симфония и др.

Содержание программы построено Кабалевским в опоре на закономерности музыки, на принцип тематизма,который композитор образно определяет как процесс восхождения к вершинам музыкального искусства.

Впервые в истории музыкального образования основу учебных тем программы составили сугубо музыкальные и эстетические категорииискусства: интонационная природа музыки, ее язык и речь, жанры,

Заслуживает внимания подход композитора к расширению функций различных видов детского музицирования на уроке. Заявленный в программе девиз «Каждый класс - хор!» убедительно доказывает стремление Кабалевского к упрочению основ хорового исполнительства в общеобразовательной школе. В то же время в учебно-воспитательном процессе главным становится не относительная самостоятельность различных граней музыкальной деятельности, а их внутренняя связь, их единство, когда любая форма общения с музыкой способствует развитию музыкальной культуры школьника.

Д.Б. Кабалевский в своей концепции интерпретировал уже известные методы и приемы обучения, с точки зрения их адекватности природе музыкального искусства: «сходства и различия», «забегания вперед и возвращения к пройденному» (ретроспективы и перспективы), проблемности. Эти методы композитор рассматривал как путь познания ребенком музыки.

Важным аспектом концепции Д.Б. Кабалевского является постановка проблемы совместного творчества учителя и учащихся, успех решения которой зависит от подготовленности к этой работе самого учителя музыки.

Впервые в концепции Д.Б. Кабалевского и его программе были сформулированы требования к профессиональной компетентности учителя музыки: помимо общепедагогической подготовки, квалифицированный учитель должен быть музыкально образованным педагогом - владеть музыкальным инструментом, вокальной и дирижерско-хоровой техникой, знаниями в области истории и теории музыки. И главное - учитель музыки должен любить музыку как живое интонационно-образное искусство, эмоционально ее воспринимать и исполнять. Кабалевский считал важными составляющими мастерства педагога-музыканта слово учителя, способность преподавателя объединять в единое целое все элементы урока, вариативно применять материал программы, избегая жесткой схемы, штампа в преподавании искусства. Он хотел видеть учителя свободным от власти схемы, требующей стандартного графика проведения урока, и призывал всегда помнить, что урок музыки должен быть целостным, объединять все входящие в него элементы в единое понятие музыки, музыкального искусства.

Осмысление содержания музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и многолетний опыт ее применения в практике работы образовательных учреждений России позволил нам сформулировать ее основополагающие принципы: универсальность, интегративность, вариативность, диалогичность.

Размышления о музыке обнаруживают также ее тесную связь со всеми другими искусствами, литературой, а также историей и другими гуманитарными предметами.

Опираясь на художественную природу музыки, исследователь призывал исключить из начального этапа обучения освоение нотной грамоты. Гораздо более важным он считал развитие музыкальной грамотности — по сути, музыкальной культуры, уровень которой не находится в прямой зависимости от усвоения нотной грамоты как таковой.

«Музыкальная грамотность — это способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное, это “особое чувство” музыки, заставляющее воспринимать ее эмоционально <...> на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения, это способность на слух определять автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы ».

Ученый раскрыл, в чем заключается творческое начало на уроках музыки: в своеобразии (а не только правильности) ответов учащихся, их стремлении самостоятельно задавать вопросы учителю, в собственных предположениях о характере исполнения, в остроте слуховой наблюдательности, выражаемой детьми вслух. Помимо этого, творческое развитие учащихся проявляется в развитии интонационного и ладового слуха, развитии творческой фантазии в различных ее формах. Важнейшей из таких форм Д. Б. Кабалевский считал импровизацию — мелодическую, ритмическую, динамическую и др.

 

Заключение.

Концепция великого маэстро привлекла моё внимание своей задачей формирования музыкального развития ребенка. Ведь для музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского принцип деятельности - один из важнейших методологических источников. И задача успешно там, где активными творцами в мире музыки выступают сами дети, а учитель лишь направляет их активность. В концепции Д.Б. Кабалевского музыкальная культура и музыкальная деятельность образуют процессуальное тождество. Музыкальная деятельность выступает как предпосылка, условие, процесс, форма, итог проявления музыкальной культуры ребенка.

В своей работе с детьми буду активно развивать концепцию Дмитрия Борисовича Кабалевского.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы

2. Королева, Т. П. Методика музыкального воспитания: учеб.-метод. пособие / Т. П. Королева. – Минск: БГПУ, 2010 – 216 с.

3. Королева, Т. П. Методическая подготовка учителя музыки: педагогическое моделирование / Т. П. Королева. – Минск: УП «Технопринт», 2003 – 216 c.

4. Отрывок из «Уроки Кабалевского».

5. «Дм.Кабалевский. Про трёх китов и про многое другое». Пермское книжное издательство. Пермь 1975г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: