Государственное регулирование внешнеэкономических связей.




 

С целью повышения эффек­тивности функционирования внешнеэкономического комплекса необходимо развитие системы и принципов государственного регу­лирования внешнеэкономических связей в соответствии с курсом государства на поддержку реаль­ного сектора экономики. Оно включает ряд основных направле­ний. Речь идет:

во-первых, о выработке и реа­лизации целостной экспортной политики России, включая вопросы оптимизации топливно-сырьевого экспорта, поддержки экспор­та готовых изделий и услуг (как традиционных, так и прогрессив­ных их видов, включая экспорт технологий и ноу-хау). Большую роль в развитии промышленного экспорта должна сыграть Концеп­ция промышленной политики с экспортной ориентацией на пери­од до 2005 г.;

во-вторых, об улучшении до­ступа российских товаров на внешние рынки, имея в виду обеспечение благоприятных торгово-политических и правовых ус­ловий для российских участников внешнеэкономических связей и их равноправное участие в мировой торговле, усиление роли государ­ства в снятии необоснованных ог­раничений и создание более бла­гоприятных условий для продви­жения российских товаров на внешние рынки;

в-третьих, о защите внутрен­него рынка, исходя из общепри­нятых международных норм и правил, с использованием всего арсенала предусмотренных рос­сийским законодательством инструментов.

При этом введение дополни­тельных мер по упорядочению до­ступа импортных товаров на российский рынок не должно стать орудием необоснованного протек­ционизма. Они должны быть направлены, в первую очередь, на защиту конкурентоспособных и перспективных отечественных производств.

Реализация указанных направ­лений должна сопровождаться усилением контроля за осуществлением внешнеторговой деятель­ности;

в-четвертых, о формировании международных региональных приоритетов внешнеэкономической политики.

Основные цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности состоят в следующем:

• использование внешнеэкономических связей для ускорения созда­ния в России рыночной экономики;

• содействие повышению производительности труда и качества на­циональной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую кон­куренцию;

• создание условий доступа российских предпринимателей на миро­вые рынки посредством оказания государственного, организаци­онного, финансового, информационного содействия;

• защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;

• создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международ­ными организациями.

Государственное регулирование ВЭД в России в условиях переходной эко­номики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

• единство внешнеэкономической политики и национальной (внут­ренней) экономической политики;

• единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;

• перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;

• четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъ­ектов в области управления ВЭД;

• обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Особое значение сегодня имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных орга­нов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:

• определение основных принципов осуществления ВЭД и внешне­экономической политики России в целом;

• разработка соответствующих федеральных программ;

• защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдель­ных субъектов и граждан в частности;

• разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;

• подготовка и заключение международных договоров и государст­венных соглашений, контроль за их исполнением;

• организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;

• определение и реализация валютной политики страны;

• формирование и использование золотовалютных резервов РФ;

• контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) то­варных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);

• разработка платежного баланса РФ и т.д. Субъекты РФ в условиях формирующейся рыночной экономики право­мочны:

• осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодатель­ству;

• контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответст­вующие региональные программы;

• предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним Феде­рация не отвечает);

• заключать соглашения по международному сотрудничеству в рам­ках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федера­тивных государств);

• иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубе­жом, которые содержатся за счет субъектов Федерации. Определенные вопросы находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В их числе:

• координация действий участников ВЭД;

• выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их вы­полнение касается интересов регионов);

• разработка и выполнение межрегиональных и региональных про­грамм ВЭД;

• регулирование приграничной торговли;

• информационное обеспечение ВЭД.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: