Выборка в социологических исследованиях: понятие, типы и виды.




 

Выборочный метод – это основной способ сбора информации в условиях развитой рыночной экономики.

Выборка – разновидность несплошного наблюдения, позволяющего определить показатели всей совокупности (генеральной совокупности) на основе изучения ее части. При этом отобранная часть формируется с учетом положений теории вероятности и математической статистики.
При правильно организованном выборочном обследовании изучается не более 20-25% совокупности, обычно 10% и то много. На лицо огромная экономия времени и средств. При этом благодаря работе статистиков – профессионалов значительно повышается точность наблюдений (нередко она выше, чем при сплошном наблюдении). Однако, параметры выборки в силу объективных причин могут отличаться от соответствующих параметров генеральной совокупности, поэтому результаты выборочного исследования распространяются на генеральную совокупность с определенной вероятностью.

Не всякое несплошное наблюдение – это научно-обоснованная выборка.

Для получения надежных результатов необходимо тщательно готовить выборку. Подготовка включает следующие этапы:

1. Обоснование целесообразности проведения выборки;

2. Подготовка программы выборки;

3. Решение организационных вопросов выборки;

4. Определение способа отбора и численности выборки, обеспечивающих репрезультативность ее результатов.

5. Проведение отбора единиц генеральной совокупности.

6. Сводка полученных результатов и расчет параметров выборки.

7. Определение ошибок выборки.

8. Распространение параметров выборки на генеральную совокупность.

Главная задача выборки:

Вычисление ожидаемой ошибки выборки, то есть разницы между одноименными характеристиками выборочной и генеральной совокупности;

Определение доверительной вероятности того, что ошибка репрезультативности не превысит некоторого заранее заданного значения;

Расчет численности выборки, обеспечивающей с заданной вероятностью необходимую точность исследований.

Из трех видов исследования всеобщего, локального и выборочного последнее используется чаще всего. Отбор должен проводиться таким образом, чтобы выборочная совокупность отражала тенденции всей генеральной совокупности. К примеру, при опросе 200-300 чел. полученная информация может быть экстраполирована на весь массив, т.е. на все население города. Поэтому именно выборочные исследования позволяют совершенно по-иному подойти к изучению социальных и экономических процессов в регионе, обществе в целом (в частности, составлять мнения относительно позиций десятков и сотен миллионов людей на основе опроса нескольких тысяч человек).

Для того, чтобы более четко разобраться в проблемах выборочных исследований, охарактеризуем основные понятия, связанные с их организацией:

единица наблюдения - непосредственный источник информации в социологическом и маркетинговом исследовании, в качестве которого могут выступать отдельный человек, группа лиц, организация, документ и т. п. в зависимости от целей и объекта исследований;

генеральная совокупность - вся совокупность единиц наблюдения, имеющих отношение к проблеме исследования;

выборочная совокупность - часть генеральной совокупности, которая подлежит непосредственному изучению в процессе исследования в соответствии с разработанной методикой сбора материала;

Подробно проблемы обеспечения репрезентативности рассматриваются статистикой. Они достаточно сложны, поскольку речь идет, с одной стороны, об обеспечении количественной репрезентации генеральной совокупности, с другой - качественной. Качественная репрезентация предполагает обеспечение в выборочной совокупности представительства всех элементов генеральной (к примеру, не может быть и речи о репрезентативности, если опрашиваются только мужчины или только женщины, только молодые люди или только старики; в выборке должны быть представлены все существующие группы). Что же касается количественной репрезентации, то здесь речь идет о том, что вое эти группы должны быть представлены в выборочной совокупности в оптимальном (достаточном для нормального представительства) количестве.
Основа выборки – это описание (перечень) всех единиц наблюдения исходной совокупности, который используется для отбора единиц отбора и наблюдения. Чаще всего понятие применяется к ед. наблюдения.

Основы бывают трех видов:

основы, созданные для неисследовательских целей и задач;

специально созданные основы (применяются крайне редко);

готовые основы, дорабатываемые для исследования (натуробход избирательных участков): банки адресов, списки данных о работниках предприятий, базы данных абонентов телефонных сетей, списки избирателей и т.п.

Основы выборки должны обладать следующими свойствами:

полнотой (наличие всех единиц исходной совокупности)

точность (отсутствие дублирования и несущ-х единиц)

удобство, доступность

адекватность в соответствии с целями и задами СИ

Чаще всего за основу берутся: списки избирательных участков и избирателей, различные банки адресов, телефонные базы.

Объем выборки – количественный параметр выборочной совокупности, число единиц наблюдения, подлежащих изучению (число респондентов).

Существует три способа определения объема выборки:

по формулам для случайно-вероятностной выборки;

по таблицам сопряженности;

использование опыта прошлых исследований;

В общей статистике имеется понятие повторной и безповторной выборки, или, иначе говоря, выборки с возвратом и без возврата. В качестве примера приводится, как правило, выбор шара, доставаемого из какой-либо емкости. В случае выборки с возвратом каждый выбранный шар опять возвращается в емкость и, следовательно, может быть выбран снова. При бесповторном выборе однажды выбранный шар откладывается в сторону и больше не может участвовать в выборке.

Что касается типов выборок, то в принципе их выделяют три. Речь идет о
самих принципах подхода к отбору единиц выборочной совокупности из
генеральной. Они могут быть следующими:

стихийный отбор, т.е. отбор по принципу добровольности и доступности
вхождения единиц генеральной совокупности в выборочную. Он используется
довольно часто, в частности, в почтовых и прессовых опросах. Основной
недостаток подобного отбора - невозможность качественной репрезентации
генеральной совокупности. Тем не менее, стихийная выборка используется и
с учетом ее экономичности, а также в некоторых исследованиях, когда
формирование выборочной совокупности по-иному попросту невозможно;

вероятностный (случайный) отбор - один из основных, используемых в
социологических исследованиях. Главный принцип подобного отбора –
обеспечение возможности каждой единице генеральной совокупности попасть
в выборочную. С этой целью используются таблицы случайных чисел,
лотерейный подбор, механический отбор;

квотный (стратифицированный) отбор, в основе которого лежит построение
качественной модели генеральной совокупности, затем - отбор единиц
наблюдения в выборочную совокупность, исходя из имеющейся модели
(например по слоям населения, возрастному, половому признакам и т.д.).

Наконец, по видам выборок выделяют одноступенчатую (простой отбор с
использованием соответствующего принципа из генеральной совокупности в
выборочную); серийную (в качестве единиц отбора выступают серии - семьи,
классы, бригады); многоступенчатую (отбор производится в несколько
этапов: сначала, к примеру, отбираются в городе предприятия, на них –
цеха, в цехах – респонденты) и некоторые другие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: